Бакалавриат
2019/2020
Реализация стратегии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Менеджмент)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра общего и стратегического менеджмента
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
Программа курса «Реализация стратегии» - рассчитана на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью сформировать умения и навыки реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с российскими и западными кейсами. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании. Требования к студентам: Данный курс является междисциплинарным и основывается на знаниях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: стратегический менеджмент, общий менеджмент, теория организации, микроэкономика, разработка управленческих решений, маркетинг, инновационный менеджмент, а также предполагает владение компьютером и умение самостоятельно работать с научной литературой, в том числе и на иностранных языках.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - формирование у студентов знаний о сущности и особенностях процесса реализации стратегии. В процессе освоения курса студенты приобретут дополнительные навыки, связанные с процессами внедрения стратегических решений и управления изменениями, расширят и углубят знания, полученные при изучении курса «Стратегический менеджмент».
- Учебные задачи курса – дать базовые знания и сформировать у студентов навыки в области реализации стратегии, в частности: • изучить стадии реализации стратегии как части стратегического процесса, • изучить взаимовлияние и взаимосвязь стратегий в процессе реализации и условия эффективной реализации стратегии компании, • рассмотреть организационный и содержательный аспекты реализации стратегии и основных объектов стратегических изменений в организации, • приобрести навыки использования методов стимулирования стратегических изменений, • приобрести базовые знания в области управления организацией в условиях реализации стратегических изменений.
Планируемые результаты обучения
- Знаком со стратегическим процессом и задачами реализации стратегии
- Знаком с взаимосвязью и взаимовлиянием стратегий компании на этапе реализации. Понимает роль функциональных стратегий
- Знаком с понятиями организационной структуры, бизнес-процессов и реализацией стратегии
- Знаком с современными исследованиями в области реализации стратегии, инструментами ведущих международных консультационных фирм, применяемых при реализации стратегии
- Умеет управлять изменениями при реализации стратегии
- Умеет применять инструменты стратегического контроля
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Реализация стратегии и стратегический процесс1.1. Основные задачи при реализации стратегии. Ключевые факторы успешных стратегий. 1.2. «Хорошая и плохая стратегия» Р. Рамелта. 1.3. Опыт международных консультационных компаний в разработке операционных моделей для реализации стратегии. 1.4. Концепция Организационной ДНК: ключевые архетипы организации и направления для улучшений в рамках реализации стратегии. 1.5. Функциональные стратегии: принципы согласованности, детального планирования и приоритизации стратегических инициатив
- Тема 2. Организационная структура, бизнес-процессы и реализация стратегии2.1 Организационный дизайн, базовые понятия, системные модели организации, оценка организационной эффективности. 2.2 Типы организационных структур: преимущества и недостатки, соответствие стратегии. 2.3 Бизнес-процессы: процессный подход к управлению, процессы как средства контроля за основной деятельностью организации и реализацией стратегии. Критерии эффективности бизнес-процессов. Непрерывное совершенствование и реструктуризация компании: сравнение подходов
- Тема 3. Организационная культура, этика, социальная ответственность и реализация стратегии3.1 Деловая этика, социальная ответственность и проблемы устойчивого развития в вопросах реализации стратегии. 3.2 Культурный контекст: влияние культуры на стратегию компании, профили организационной культуры (Дил и Кеннеди). 3.3 Достижение соответствия между стратегией и культурой: модель «Культурная сеть».
- Тема 4. Управление изменениями при реализации стратегии4.1Индивидуальное, групповое и системное сопротивление изменениям: источники сопротивления, управление сопротивлением. 4.2 Диагностика и управление изменениями: практический опыт международных консультационных компаний. 4.3 Комплексная модель проведения стратегических изменений (Дж. Коттер, Д. Коэн): 8 этапов преобразований, цели, задачи, результаты, основные трудности и рекомендации для их преодоления
- Тема 5. Стратегический контроль5.1 Использование ключевых показателей эффективности (КПЭ) для контроля за реализацией стратегии: основные показатели, методики стратегического контроля и управления эффективностью. 5.2. Построение системы КПЭ на основе принципов максимизации акционерной стоимости: опыт международных консультационных компаний. 5.3 Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard): показатели и инициативы, обмен информацией, ключевые связи с организационными процессами
- Тема 6. Некоторые тенденции и современные концепции организационного развития6.1 Факторы успешного бизнеса в XXI веке. Гибкие методы управления 6.2 Бирюзовая организация Ф. Лалу. Ключевые отличия в практиках и процессах от традиционных организаций. 6.3. Agile и Scrum: принципы, подходы и условия применимости на практике. 6.4. Методология «Естественной организации» (Requisite Organization): особенности принятие управленческих решений.
Элементы контроля
- Аудиторная работаОценка за работу на лекционных, семинарских/практических занятиях
- Домашнее задание
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.33 * Аудиторная работа + 0.27 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Сбалансированная система показателей : от стратегии к действию, Каплан, Р. С., 2005
- Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Организация, ориентированная на стратегию : как в новой бизнес - среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей, Каплан, Р. С., 2005
- Стратегический менеджмент организации : учеб. пособие для вузов, Гурков, И. Б., 2001
- Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006