• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Методы и технологии современного искусства

Статус: Курс обязательный (Современное искусство)
Направление: 50.03.02. Изящные искусства
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 1, 2, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты изучают различные техники и методики создания проектов в сфере современного искусства, пробуют разные форматы, от создания книги художника до серии фотографий или музыкального произведения. Данная дисциплина направлена на усиление того творческого потенциала студентов, который раскрывается в рамках курса "Основы проектирования". Студенты в каждом модуле выбирают новую вариативную дисциплину.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знание экспериментальных стратегий работы с объёмными конструкциями
  • навык работы с материалом нехудожественного назначения в различных техниках (рисунок, аналоговая или цифровая печать, фотография)
  • навык создания книги художника
  • навык создания фотографических серий на заданную или свободную тему
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание различных графических техник и создание книги художника
  • самостоятельно проведённое художественное исследование
  • владение навыками видео- и фотофиксации работы над художественным проектом (скульптурой) и монтажа видеоролика (2-3 минуты), посвящённого процессу создания объекта
  • Студенты получают навыки работы с форматом портрета в фотографии, осмысливают его эстетический потенциал
  • Студенты получают навыки работы с форматом натюрморта в фотографии, осмысливают его эстетический потенциал
  • Студенты получают навыки работы с форматом пейзажа в фотографии, осмысливают его эстетический потенциал, а также посвящают время осмыслению категории "документального" в фотографии
  • студенты осваивают экспериментальные практики работы со звуком
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Книга художника
    В ходе данного модуля студенты изучают различные графические техники и создают авторское высказывание в формате книги художника. Итогом работы первого модуля становится книга художника, для которой студент выбирает тематику и реализует её в любой из доступных ему техник. Главным условием является формулировка ясной концепции, которая объединяет все страницы книги. Состав подачи на просмотре: оригинал книги художника, презентация, включающая описание концепции, фотографии или сканы разворотов книги (не менее 15 разворотов).
  • Графическая серия
    Студенты осуществляют художественное исследование 2-3 материалов нехудожественного назначения и на базе результатов изобретенных самими студентами экспериментальных стратегий работы с этими материалами создают несколько графических серий. Техники: рисунок, аналоговая или цифровая печать, фотография. Состав подачи на просмотре: не менее 3 графических серий по 6 листов в каждой.
  • Скульптура или скульптурный объект и арт-видео; арт-проект для групповой выставки
    Студенты осуществляют художественное исследование 2-3 материалов нехудожественного назначения, которые позволяют создавать объёмные конструкции. Используя разработанные экспериментальные стратегии работы с этими материалами, студенты создают художественный объект. Параллельно студенты осваивают навыки видео и фото-фиксации работы над художественным проектом и монтируют видеоролик (2-3 минуты), посвящённый процессу создания объекта. Состав подачи на просмотре: Скульптура или скульптурный объект, презентация с ключевыми кадрами видео-ролика, видеоролик в формате МР4, загруженный на один из видео-хостингов. На основе полученных в предыдущих модулях знаний и навыков студенты создают индивидуальные инсталляционные проекты для групповой выставки на заданную куратором тему. В рамках работы над проектом студенты создают плакат, буклет и короткий видеорепортаж к своему проекту. Готовые проекты демонстрируются на итоговой выставке. Состав подачи на просмотре: презентация, включающая в себя эскизы, регистрацию процесса создания проекта, короткий рекламный ролик о проекте и серия макетов плаката (не менее 6 штук).
  • Фотография и портрет
    Тема отмирания «старого» и появление «нового» типа человека занимает центральное место в истории искусства ХХ века. Сложный внутренний мир персонажа, представленный как собирательный художественный образ, заменяется на моментальное изображение, характеризующее портретируемого с точки зрения множественности смыслов, определяющих его в контексте развития. Главным героем Модуля является человек, как объект фотографического исследования — его жизнь, судьба, социальные и гендерные роли. Методы фотографии дают художнику широкий спектр возможностей — от подчеркнуто дистанцированной фотофиксации до конструирования обобщенных образов и вымышленных персонажей, которыми могут являться как приглашенные модели, так и сами авторы. Будут рассмотрены проектные подходы и практики фотографирования человека; техники уличных и студийных съемок; приемы построения единичных и серийных изображений; антропология, социология и социальная проблематика фотографии. В практической части Модуля каждый студент под руководством куратора создаст свой художественный проект.
  • Фотография и предмет
    Натюрморт, как аллегорическая система, с расширением смыслового поля искусства отчасти утратил свою актуальность, но вместе с тем приобрел новые черты, позволяющие вступать в отношения с понятиями, находящимися вне рамок предметного мира. Модуль посвящен способам построения художественных сообщений через предметный мир. Вещь становится не только объектом изучения и фотографирования, но единицей информации. Коллекции и артефакты, семейные реликвии и музейные экспонаты, редимейды и специально созданные художником объекты переходят из материального мира в плоскость фотографии и превращаются в новый язык для рассказа реальных или вымышленных историй. Будут рассмотрены основные композиционные и смысловые приемы построения изображения; методы конструирования объектов для фотосъемки; основные подходы к «вещи» в современной фотографии. В практической части Модуля каждый студент под руководством куратора создаст свой художественный проект.
  • Фотография и пространство, фотография как исторический документ
    Современное понимание пространства предполагает изучение его устройства с разных точек зрения. Здесь мы не можем не учитывать достижения науки и современной философии, показывающей сложность его геометрического порядка. Модуль раскрывает специфику работы фотографии с разными типами пространств: городскими, сельскими, природными, внешними (outdoor), внутренними (indoor), существующими в действительности или смоделированными художником. В объективе реальной или виртуальной камеры оказываются интерьеры, архитектура, пейзажи и ландшафты, в которых раскрывается историко-культурная, социально-политическая и геометрическая проблематика. Будут рассмотрены основные приемы и методы архитектурной, интерьерной, ландшафтной фотографии и способы ее использования в актуальных художественных практиках. В практической части Модуля каждый студент под руководством куратора создаст свой художественный проект. Фотография, как новый медиум, работающий с короткими интервалами времени и серийностью, имеет возможность как «объективного», прямого взгляда на событие, так и менее сфокусированного множественного его отображения.
  • Саунд-арт и экспериментальные практики работы со звуком (этап 1)
    На первом году обучения студенты профиля получат общее представление о практиках звукового искусства и экспериментальных методах работы со звуком и аудиальным («звучащим»). На занятиях будет освоен самый широкий инструментарий из арсенала современных саунд-артистов: от работы с электромагнитной пленкой и механическими звучащими объектами до процесса создания графических партитур и овладения базовыми навыками программирования цифровых алгоритмов. Особое внимание будет уделено внеаудиторным занятиям – практикам полевых записей, прослушивания различных архитектурных пространств и знакомству с редкими электромузыкальными инструментами, которые сегодня являются музейными экспонатами. Помимо вышеперечисленного, каждый модуль будет включать в себя экспериментальные семинарские занятия, в ходе которых студенты вместе с преподавателем будут прослушивать и обсуждать ключевые звуковые произведения XX и XXI веков: работы Карлхайнца Штокхаузена, Яниса Ксенакиса, Пьера Шеффера, Полин Оливерос, Бернара Пармеджани и пр.
  • Саунд-арт и экспериментальные практики работы со звуком (этап 2)
    На первом году обучения студенты профиля получат общее представление о практиках звукового искусства и экспериментальных методах работы со звуком и аудиальным («звучащим»). На занятиях будет освоен самый широкий инструментарий из арсенала современных саунд-артистов: от работы с электромагнитной пленкой и механическими звучащими объектами до процесса создания графических партитур и овладения базовыми навыками программирования цифровых алгоритмов. Особое внимание будет уделено внеаудиторным занятиям – практикам полевых записей, прослушивания различных архитектурных пространств и знакомству с редкими электромузыкальными инструментами, которые сегодня являются музейными экспонатами. Помимо вышеперечисленного, каждый модуль будет включать в себя экспериментальные семинарские занятия, в ходе которых студенты вместе с преподавателем будут прослушивать и обсуждать ключевые звуковые произведения XX и XXI веков: работы Карлхайнца Штокхаузена, Яниса Ксенакиса, Пьера Шеффера, Полин Оливерос, Бернара Пармеджани и пр.
  • Саунд-арт и экспериментальные практики работы со звуком (этап 3 и 4)
    На первом году обучения студенты профиля получат общее представление о практиках звукового искусства и экспериментальных методах работы со звуком и аудиальным («звучащим»). На занятиях будет освоен самый широкий инструментарий из арсенала современных саунд-артистов: от работы с электромагнитной пленкой и механическими звучащими объектами до процесса создания графических партитур и овладения базовыми навыками программирования цифровых алгоритмов. Особое внимание будет уделено внеаудиторным занятиям – практикам полевых записей, прослушивания различных архитектурных пространств и знакомству с редкими электромузыкальными инструментами, которые сегодня являются музейными экспонатами. Помимо вышеперечисленного, каждый модуль будет включать в себя экспериментальные семинарские занятия, в ходе которых студенты вместе с преподавателем будут прослушивать и обсуждать ключевые звуковые произведения XX и XXI веков: работы Карлхайнца Штокхаузена, Яниса Ксенакиса, Пьера Шеффера, Полин Оливерос, Бернара Пармеджани и пр.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий просмотр
    Для экзаменов без прокторинга: Экзамен по проектным дисциплинам в Школе дизайна проводится в устной форме — защита проекта. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Преподаватель, участвующий в экзамене, или специалист «Технического офиса» Школы дизайна может оказать помощь студенту с демонстрацией его экрана при согласовании со студентом и при наличии презентации на сайте «Студенческое портфолио». Для участия в экзамене студент обязан загрузить проект на сайт «Студенческое портфолио» и организовать своё наличие на экзамене для получения обратной связи по своему проекту. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать защищающегося и участвовать в комментировании не своего проекта. Во время экзамена студентам разрешено самостоятельной презентовать свой проект, отвечать на комментарии по своему проекту, помогать другим студентам демонстрировать экран с проектом, но только при условии, что проект загружен в систему «Студенческое портфолио». Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре защиты проекта на экзамене.
  • неблокирующий посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка за каждый промежуточный проект влияет на итоговую оценку за IV модуль в соответствии со следующей формулой оценки: п1x0,15+п2x0,2+п3x0,2+п4x0,2+п5x0,25, где: п1, п2, п3, п4 — оценки за промежуточные просмотры IV модуля; п5 — оценка за финальный сессионный просмотр IV модуля; 0,15, 0,2, 0,25— коэффициенты.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Левкина А.В. - Основы фотографии. (СПО) - КноРус - 2019 - 142с. - ISBN: 978-5-406-07100-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932622
  • Техника и искусство фотографии : учеб. пособие / А.В. Левкина. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 295 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Среднее профессиональное образование). — Режим доступа: http://new.znanium.com/catalog/product/954429

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Левкина А.В. - Фотодело (СПО) - КноРус - 2018 - 318с. - ISBN: 978-5-406-06381-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927663
  • Мобильная фотография : пособие / А.Ю. Газаров. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 221 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057745