• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Новые медиа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Современное искусство)
Направление: 50.03.02. Изящные искусства
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 140

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Новые медиа» нацелен на формирование у студентов теоретических основ и практических навыков создания текстового контента, необходимых для работы в современной цифровой и мультимедийной среде. Кроме того, курс направлен на выработку навыков анализа произведений искусства и текстов об искусстве. Студенты в каждом модуле выбирают новую вариативную дисциплину.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знание теоретических основ и владение практическими навыками создания текстового контента для работы в современной цифровой и мультимедийной среде
  • знание основ драматургии, владение этим инструментарием
  • знание фундаментальных понятий истории кино, навые анализа фильмов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание общих принципов и приемов подготовки и написания текста, понятий жанра, формата, структуры, события, информационного повода, способов и практик сбора информации, вычленения новостной составляющей, форм письменной самопрезентации (профиль, CV, автобиография и др.)
  • знание видов рецензии, способов редактирования текста, понятий формата и адресной группы
  • умение конструировать образ, знание, что такое главный герой и вспомогательный, деление на отрицательные, положительные и смешанные характеры и их роли в развитии сюжетов и конфликтов
  • знание различных интерпретаций понятия «нарратива» и его основных видов, принципов субъектной организации текста, сквозных сюжетов и образов мировой культуры, служащих основой современного «сторителлинга»
  • Студенты обучаются основами драматургии
  • Студенты обучаются основам кинодраматургии, как в теоретическом, так и в практическом плане
  • Студенты изучают драматургию в теоретическом и практическом аспектах
  • Студенты изучают кинодраматургию в теории и на практике
  • студенты учатся понимать специфику авангардной музыки
  • студенты учатся понимать специфику неоклассической музыки различных форматов
  • студенты учатся понимать специфику послевоенной музыки
  • студенты учатся понимать специфику новейшей музыки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы работы с контентом
    В первом модуле студенты знакомятся с общими принципами и приемами подготовки и написания текста, понятием жанра, формата, структуры, события, информационного повода, со способами и практиками сбора информации, вычленения новостной составляющей, формами письменной самопрезентации (профиль, CV, автобиография и др.). На примере повести Ивана Бунина «Легкое дыхание», а так же фрагмента из книги Льва Выготского «Психология искусства» студенты постигают основы поэтики создания контента: что такое композиция, чем фабула отличается от сюжета, что такое конфликт, кульминация и т.д. На следующем этапе студенты изучают литературные форматы: поэтический, художественный, научный, журналистский (рецензия, обзор, очерк, интервью, новости). Студенты исследуют разные способы подачи информации, постигают тему «сжимаемости» текста, знакомятся с профессиональными московскими новостными изданиями и переходят к производству новостей. Работа студентов в первом модуле строится на написании серии новостей с опорой на перенос фактов реальности в факт текстовой. Также внедряется ведение персонального блога, интерпретирующего сюжет произведения глазами автора или героя (на выбор: поэтический цикл Осипа Мандельштама «Tristia» или повесть Достоевского «Записки из подполья»). Блог может сопровождаться визуальным решением.
  • Создание контента на основе культурных событий. Рецензия и обзор
    о втором модуле работа построена вокруг темы «рецензии» и «обзора». Студенты изучают виды рецензии, способы редактирования текста, понятия формата и адресной группы. Идет знакомство с почти неизвестными обзорами американской журналистики 30-х–50-х годов, сотрудниками журналов «Vanity Fair» и «The New Yorker», изучается лаборатория «круга» Дороти Паркер, участники которого и разработали тот тип рецензий, которыми мы пользуемся по сей день. По итогам модуля студенты представляют два проекта: несколько рецензий и аннотаций по итогам посещения культурных событий Москвы и расширенный обзор тенденций в культурной жизни России или мира, сделанный на основе изучения медийных источников.
  • Личность и герой как основа создания контента. Интервью
    Продолжая осваивать методики создания текстового контента в мультимедийной среде, в третьем модуле студенты переходят к работе с текстом, построенным вокруг героя. Студенты знакомятся с конструированием образа, понимают, что такое главный герой и вспомогательный, деление на отрицательные, положительные и смешанные характеры и их роли в развитии сюжетов и конфликтов. Интервью рассматривается как главное и самое сложное оружие журналистики, изучаются разные техники этого жанра. В качестве модульного проекта студенты представляют интервью с реальным человеком (по выбору куратора), а также профайл или скомпилированное интервью на основе изучения медийных источников.
  • Визуальный сторителлинг
    Четвертый модуль посвящен теме «истории» как ключевому элементу в создании и анализе контента. История есть во всем, будь то сценарий фильма, продюсерский проект спектакля, выставочный проект, медийный проект, рекламно-менеджерский проект и т.д. В основе всех этих историй лежат одни и те же законы поэтики, и именно постижение их называется «сторителлинг». В рамках модуля студенты знакомятся с различными интерпретациями понятия «нарратива» и его основными видами, принципами субъектной организации текста, сквозными сюжетами и образами мировой культуры, служащими основой современного «сторителлинга», сценариев, анализируют презентации рекламных проектов как форму организации текста, виды и особенности театральных, кино-, событийных сценариев. Практическая часть модуля построена вокруг собственной истории. Она может быть как из области дизайна, так и из любой другой сферы. Выразительности выдуманной истории придаст ее социальная значимость и необходимость ее внедрения в окружающую нас реальность.
  • Драматургия и сторителлинг: введение
    Студент знакомится с основными понятиями сторителлинга и выполняет краткие практические задания на закрепление материала. В ходе занятий поднимаются следующие темы: Что такое сторителлинг? В каких сферах применим? Что такое мономиф? Рассматриваются работы Дж. Кэмпбелла «Путь героя», «Герой с тысячью лицами» как пример анализа мифологической структуры истории.
  • Драматургия и сторителлинг: ситуация
    В ходе курса ставятся следующие вопросы и задачи: Ситуация как ключевая сценарная компонента. Драматургические правила разработки ситуации. Немой этюд — история без слов. Специфика драматургии 3D анимации. Разработка студентами сценариев для анимационного ролика без слов в формате 3D (хронометраж: 1-2 мин).
  • Драматургия и сторителлинг: новелла
    Студенты изучают драматургические особенности новеллы. В чем специфика драматургии анимационной новеллы. Речь в анимации. Как пишутся диалоги в анимации. Идет разработка студентами сценариев анимированного ролика — новеллы (до 1,5-3 мин).
  • Драматургия и сторителлинг: драматургия кино
    Студенты изучают основы драматургии кино. Нарративная структура повествования. В чем разница между драматургией анимации и кино. Разработка сценария и съемка студентами однокадрового фильма (хронометраж до 2,5 мин).
  • Новая музыка: рождение музыкального авангарда
    Обзорный курс по истории академической музыки ХХ-XXI веков. В отличие от предыдущих эпох, в последнем столетии музыка развивается принципиально многовекторно. Задача курса – представить спектр идей, жанров и стилевых направлений новой музыки, выстраивая систему их перекрестных связей, а также дать возможность найти параллели с развитием других видов искусства (с этой целью в учебной программе «История “новой музыки”» синхронизируется с занятиями по истории искусства ХХ века). Курс построен не по традиционному монографическому принципу, он формируется вокруг различных композиторских школ, техник и жанров. Конкретные сочинения рассматриваются с позиции эстетических установок авторов, в технологическом аспекте («как это сделано»), в историческом дискурсе и в общественно-социальном контексте своей страны и эпохи. Программа охватывает явления от неоклассики ХХ века и додекафонной техники А. Шёнберга, через «новую сложность» и «новую простоту» - до спектральной музыки и новейших электроакустических композиций (в т.ч. с live-электроникой). Отдельной подтемой внутри курса станет ранний русский музыкальный авангард и недавно открытые партитуры той эпохи (А. Мосолов, А. Авраамов, Н. Рославец и др.). В заключительной части курса речь также пойдёт о зарождении гибридных форматов – музыкального перформанса, звуковой скульптуры, пространственных звуковых инсталляций. По итогам курса студенты получат представление об основных вехах развития музыки ХХ-XXI веков, узнают о творчестве ведущих композиторов этой эпохи и их основных сочинениях. На первом этапе курса прослеживается процесс перехода от «классики» к «авангарду» - от Чайковского и Римского-Корсакова к Мосолову и Прокофьеву, от Дебюсси и Равеля к Онеггеру и Сати; изучается музыка первопроходцев авангарда разных стран (Айвз, Варез, Стравинский и др.) и рассматривается феномен музыкальных открытий советского постреволюционного десятилетия (Вышнеградский, Рославец, Дешевов и др.)
  • Новая музыка: додекафония, неоклассика и сериализм
    В фокусе внимания – история музыки первой половины ХХ века, особый акцент будет сделан на музыке и идеях композиторов нововенской школы (Шёнберг, Берг, Веберн), а также на первой эпохе стилей «нео-» в истории музыки.
  • Новая музыка: послевоенная музыка
    Раздел курса, посвящённый музыке второй половины ХХ века. Рассматриваются стилевая панорама и круг идей ведущих композиторов послевоенных десятилетий (Мессиан, Булез, Штокхаузен, Кейдж, Ксенакис, Лигети, Ноно); «вторая авангардная волна» в СССР (Волконский, Денисов, Шнитке, Губайдулина, Каретников), а также трансформации институциональной системы новой музыки, связанные с событиями 1945, 1968 и 1991 годов.
  • Новая музыка: новейшая музыка на рубеже XX–XXI вв.
    Заключительный этап курса посвящён музыкальным тенденциям последних десятилетий, творчеству ныне живущих композиторов, ключевым фестивалям «академической музыки», наиболее активно развивающимся жанрам, в том числе электроакустической композиции и музыкальной инсталляции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий просмотр
    Для экзаменов без прокторинга: Экзамен по проектным дисциплинам в Школе дизайна проводится в устной форме — защита проекта. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Преподаватель, участвующий в экзамене, или специалист «Технического офиса» Школы дизайна может оказать помощь студенту с демонстрацией его экрана при согласовании со студентом и при наличии презентации на сайте «Студенческое портфолио». Для участия в экзамене студент обязан загрузить проект на сайт «Студенческое портфолио» и организовать своё наличие на экзамене для получения обратной связи по своему проекту. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать защищающегося и участвовать в комментировании не своего проекта. Во время экзамена студентам разрешено самостоятельной презентовать свой проект, отвечать на комментарии по своему проекту, помогать другим студентам демонстрировать экран с проектом, но только при условии, что проект загружен в систему «Студенческое портфолио». Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре защиты проекта на экзамене.
  • неблокирующий посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка в IV модуле складывается из следующих оценок — оценка за 4 промежуточных просмотра (накопленная семестровая) и оценка за финальный просмотр: (п1x0,15+п2x0,15+п3x0,15+п4x0,15)+п5x0,4, где: п1, п2, п3, п4 — оценки за промежуточные просмотры IV модуля; п5 — оценка за финальный сессионный просмотр IV модуля; 0,15, 0,4— коэффициенты.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ильченко С.Н. - Интервью в журналистике. Спецкурс. (Бакалавриат). Учебное пособие. - КноРус - 2019 - 270с. - ISBN: 978-5-406-07131-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932055

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Картавцев Владимир Владимирович. (n.d.). Механика Интервью: Производство Ситуативной Адекватности Ответов На Открытые Вопросы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmehanika-intervyu-proizvodstvo-situativnoi-adekvatnosti-otvetov-na-otkrytye-voprosy
  • Чернышева Н.С. - Практикум по психологии интервью - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 127с. - ISBN: 978-5-9765-2465-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72736