• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Основы проектирования

Статус: Курс обязательный (Современное искусство)
Направление: 50.03.02. Изящные искусства
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 16

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на выработку у студента навыков создания проектов в области современного искусства, применяя как узкопрофессиональные инструменты, так и навыки из области дизайна. В зависимости от того, по какому курсу идет обучение, студенты создают многостраничные издания, плакаты, проекты пространств, видеоролики, диафильмы и так дальше.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • научиться создавать проекты в различных форматах и медиа
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знание концепции малого фирменного стиля и его элементов
  • навык разработки кураторской концепции выставки в избранной институции
  • студенты знакомятся с основами музыкального продюсирования
  • Студенты осваивают логику и технологии создания рассказа в формате диафильма
  • студенты получают кураторские навыки в сфере музыки
  • студенты учатся работать с найденными звуками и создавать музыкальный коллаж
  • Студенты учатся создавать анимационную короткометражку
  • Студенты учатся создавать игновые анимационные короткометражки
  • студенты учатся создавать музыкальный художественный проект в формате многоканальной пьесы
  • Студенты учатся съемке и монтажу видео-эссе
  • умение работать в различных техниках, которые могут включать в себя 3D-проектирование, коллажирование, иллюстрацию и т.д.
  • умение создавать ролики, презентующие манифест
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы проектирования (современное искусство)
    Разработка концепции малого фирменного стиля и его элементов для институции, связанной с каким-либо художником. Студенты разрабатывают графическую систему и логотип, все необходимые элементы фирменного стиля на небольшом количестве носителей. В рамках работы первого модуля студент также выбирает тему, которую ему предстоит разрабатывать на протяжении всего года обучения, это так называемая годовая проектная тема. Рамки выбора темы: художник, институция связанная с этим художником, арт-институция, любое место связанное с художником. Состав подачи на просмотре: флаг (не менее 5 вариантов), серия графических образов (не менее 3 вариантов), логотип (не менее 3 вариантов), графическая система в применении к печатным материалам (визитка, бланк письма, конверт, папка, буклет, листовка) и сувенирной продукции (не менее 3 примеров применения).
  • Основы дизайна плаката и многостраничного издания, расширение проекта художника
    Студенты разрабатывают кураторскую концепцию выставки в избранной институции, но другого художника или группы художников. Результат работы студента над проектом визуализируется посредством создания многостраничного издания в выбранном формате (журнал, книга, буклет и т.д.) и серии плакатов образно раскрывающих отдельные аспекты кураторского проекта. Состав подачи на просмотре: макет многостраничного издания (не менее 20 разворотов), макеты 2-ух серий плакатов – типографические (не менее 3 штук), изобразительные (не менее 3 штук).
  • Основы проектирования пространства (современное искусство)
    Проектирование пространства или серии пространств в контексте годовой проектной темы. Реализация проекта осуществляется в различных техниках, которые могут включать в себя 3D-проектирование, коллажирование, иллюстрацию и т.д. Также студент разрабатывает навигацию для созданного им пространства. Состав подачи на просмотре: планы этажей или планировочных зон, визуализация внешнего вида здания (не менее 4 видов), визуализация интерьеров здания (не менее 6 видов), графическая система навигации, примеры использования навигации в интерьере и экстерьере здания.
  • Анимированный ролик о художнике
    В финальном модуле студенты создают два ролика, презентующие манифесты. В первом случае это вымышленный манифест художника, с которым студент работал с начала года, во втором – свой собственный манифест. Визуальная часть роликов должна соответствовать содержанию манифеста. Состав подачи на просмотре: презентация работы над каждым из анимированных роликов, включающая в себя эскизы, раскадровки, ключевые кадры и два видеоролика в формате МР4 загруженный на один из видео-хостнигов, длительность 1-2 минуты каждый.
  • Видео-эссе
    Освоение принципов концептуального мышления, практика монтажа и изучение жанра видео-эссе. Рассказ студента о себе за полторы–две минуты — короткий видео-коллаж из фрагментов кино и других доступных общеизвестных аудиовизуальных форматов (клипов, передач и т. п.). Запрещается использовать съемку и материалы из личных архивов. Драматургическая задача — поиск противоречия в самом себе. При разработке концепции видео необходимо стремится к ясности композиции, по возможности избегая как очевидных поверхностных тематических решений (любовь, детство, эмоции, отношения и т. п.), так и слишком формальных «арт-хаусных» ходов.
  • Создание диафильма
    Студенты знакомятся с азами коллажа и понятием оптической модели изображения. Продумав визуальное решение, опирающееся на взаимно отрефлексированные сценарий и стилистические и композиционные референсы, студенты адаптируют сюжет, разбивая его на ключевые сцены. Затем после схематичной раскадровки сцены иллюстрируются согласно утвержденным референсам, образуя последовательную динамичную визуальную композицию. Работа с композицией кадра. Динамика сцен. Постановка шрифтовых блоков в Adobe InDesign. Итоговый результат — серия слайдов, демонстрирующая навыки работы студента в Adobe Illustrator, Adobe Photoshop и Adobe InDesign.
  • Новелла — 2D-ролик
    Утвердив сценарий, разрабатываемого параллельно в рамках «арт-практики», студенты разрабатывают иконографию и режиссерскую концепцию видеоролика. Схематичная раскадровка, подбор и анализ аудиовизуальных и анимационных референсов, эскизы и анимационные пробы и непосредственно работа над роликом. Ролик должен быть озвучен, обладать законченным сюжетом, раскрывающимся в последовательности драматургически связанных сцен, и демонстрировать навыки работы студента в Adobe After Effects, Adobe Illustrator и Adobe Photoshop.
  • Ситуация — 3D-ролик
    Разработка концепции анимационного видео по сценарию, написанному во втором модуле курса «Основы сторителлинга». Работа с референсами, поиск оригинального и убедительного визуального решения. Студенты выполняют 3D-моделирование сцены и персонажей (в Autodesk Maya). Проектное задание заключается в создании ролика в 3D – анимация, виртуальная камера, монтаж, титры.
  • Авторский проект (этап 1): музыкальный коллаж и найденные звуки
    Музыкальный коллаж, как и коллаж визуальный, сочетает в себе разнородные элементы из различных стилей и культур, выполненные в различных техниках и имеющих разную фактуру. В ходе подготовки проекта студенту предстоит освоить технику сэмплирования – музыкального заимствования – а также разобраться в том, из каких элементов состоит музыка, в каких контекстах она существует и чем одна композиция отличается от другой стилистически. Особый фокус будет направлен на овладение базовыми техниками аудиозаписи и аранжировки. Каждое представление проекта будет завершаться детальным разбором – деконструированием музыкального коллажа. Второй стартовый проект представляет из себя имплементацию традиционного художественного эксперимента с «найденными звуками» и «найденными объектами» – понятиями, связанными с именами классиков авангардной музыки Джона Кейджа и Пьера Шеффера. Студенты получат возможность записать и составить собственный коллаж из шумов и звуков технического и природного происхождения, в ходе работы над проектом обрабатывая и редактируя эти звуки. В результате каждый студент представит собственную короткую пьесу в жанре «конкретной» музыки (musique concrète) и опишет процесс ее создания.
  • Художественный проект (этап 1): синтез-орган и многоканальная пьеса
    В ходе работы над этим заданием студенты овладеют базовыми навыками проектирования опыта слушателя в пространстве. «Синтез-орган» – это близкая к генеративным работам групповая пьеса, для создания которой необходимы начальные знания о синтезе звука, гармонии, натуральном звукоряде и сценических технологиях. Работая друг с другом, студенты организуют «электронный оркестр», каждый из которых будет использовать не менее двадцати синтезированных голосов – включая как звуки программных, так и аппаратных синтезаторов. Презентация проекта будет проходить на внешней площадке, после каждого выступления группы должны будут предоставить детальный разбор – рассказать об использованных подходах, технологиях и приобретенном опыте. Проект многоканальной пьесы – это индивидуальная работа, развивающая полученные прежде навыки работы с «конкретной» музыкой. Используя студийные техники микширования и роутинга звукового сигнала, а также приобретенные базовые знания об акустике и психоакустике, студенты презентуют собственные многоканальные пьесы в специально созданной на базе бакалаврских студий звуковой галерее. Звуковой материал и тематика произведений будут определяться случайным образом в процессе жеребьевки.
  • Продюсерский проект (этап 1): проект мини-альбома или сингла
    В рамках первого этапа продюсерского проекта студенты получат введение в специальность, посвященную воплощению музыкальных идей. Опираясь на контекст идеи, информацию о целевой аудитории и множество факторов, студенты сами выберут стилистику, звучание и технологию записи, чтобы сочинить, записать и создать свой первый мини-альбом или сингл. В ходе выполнения проекта студенты будут объединены в команды, где они сами определят, кто из них будет являться автором, а кто будет осуществлять процесс продюсирования. Также этот проект может быть выполнен индивидуально. Релизы, которые получатся в результате, будут оценены представителями профессиональной индустрии – владельцами лейблов, продюсерами, музыкальными журналистами и критиками; произведения, которые получат самые высокие оценки, будут изданы и станут доступны на ведущих стриминг-сервисах.
  • Кураторский проект (этап 1): перформанс / концерт
    На старте модуля студенты разбиваются на продюсерские команды для организации и проведения музыкального выступления на основе ранее записанного альбома, или же создают новый проект (групповой или сольный). Далее осуществляется концертная аранжировка композиций, подбор инструментов и/или музыкантов и инженерный этап подготовки (формирование технического райдера и сетапов для концертов и репетиций). В финальном этапе демонстрация проектов может проходить на внешних концертных площадках Москвы и Санкт-Петербурга.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • просмотр (неблокирующий)
  • посещаемость (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Across cultures : culture, literature, music, language, , ISBN: 978-0-582-81814-9, 2008
  • Adobe in design, Photoshop, и Illustrator : руководство дизайнера, Рединг Э. А., ISBN: 978-5-699-24130-9, 2008
  • Дизайн : история и теория: учеб. пособие, , ISBN: 5-9811939-4-8, 2005
  • История дизайна, науки и техники. Кн.2: ., , ISBN: 978-5-9647012-1-7, 2007
  • Компьютерные технологии в дизайне среды, , ISBN: 978-5-911342-27-2, 2011
  • Монтаж : учеб. пособие для вузов, , ISBN: 5-7567-0354-3, 2004
  • Музыка : почему она так важна для нас, Олива, И. В., Киселевой, А. А., ISBN: 9786177022304, 2014
  • Музыкальные культуры мира : Культура звука в традиционных восточных цивилизациях: Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия: Учеб. пособие для вузов, , ISBN: 5-209-01166-6, 2001
  • Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий, , ISBN: 5-941574-11-8, 2004
  • Практикум по информационным технологиям подготовки печатных СМИ. Издательская система Adobe InDesign, Гасанова С. Э., ISBN: 978-5-7218-1247-7, 2011
  • Практикум по компьютерной графике. Ч.2: Adobe Photoshop, Гасанова С. Э., ISBN: 978-5-7218-1293-4, 2012
  • Цифровой нелинейный монтаж, Житомирского М. Л., Вернидуба А. В., ISBN: 5-03-003416-1, 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 3D - эффекты при создании презентаций, сайтов и рекламных видеороликов, , ISBN: 978-5-9775065-0-2, 2011
  • Artist management for the music business, , ISBN: 978-0-240-81501-5, 2011
  • Economic analysis of music copyright : income, media and performances, , ISBN: 978-1-441-96317-8, 2010
  • Musical performance : a comprehensive approach: theory, analytical tools, and case studies, , ISBN: 978-3-642-11837-1, 2011
  • What is music production? : a producer's guide: the role, the people, the process, Golding C., ISBN: 978-0-240-81126-0, 2011
  • Дизайн архитектурной среды : учебник для вузов, Ермолаев А. П., Манусевич Ю., и др., Ефимова А. В., ISBN: 5-9647003-1-4, 2005
  • Мировая художественная культура. XX век : изобразительное искусство и дизайн, Сарабьянов Д. В., Кабкова Е. П., и др., ISBN: 978-5-469-01540-6, 2008
  • Монтаж звука в теле- и кинопроизводстве : знакомство с технологиями и приемами, Эмиес Т., Смоляковой П. В., Чудинова А. К., ISBN: 5-942370-23-0, 2006
  • Основы компьютерной анимации, , ISBN: 5-901321-84-7, 2004
  • Создание кино и видеофильмов от А до Я, Шпаковой Ю. В., Оганесяна В. Р., ISBN: 5-89392-073-2, 2004