• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Теория и механизмы государственного управления

Статус: Курс обязательный (Управление в социальной сфере)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление в социальной сфере
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теория и механизмы государственного управления» нацелена на формирование у магистров знания основных методов и технологий, используемых в органах государственного и муниципального управления, для достижения поставленных перед ними целей и задач. В ходе освоения данной дисциплины студенты ознакомятся с лучшей существующей практикой, нормативными правовыми и методическими основами применения новых технологий государственного управления и регулирования в Российской Федерации, приобретут необходимые компетенции по применению различных методов государственного управления и регулирования, а также научатся использовать и оценивать эффективность современных технологий государственного управления и регулирования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с лучшей существующей практикой, нормативными правовыми и методическими основами применения новых технологий государственного управления и регулирования в Российской Федерации
  • Формирование у студентов необходимых компетенций по применению различных методов государственного управления и регулирования
  • Подготовка студентов к использованию и оценке эффективности современных технологий государственного управления и регулирования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и использовать понятийный аппарат теории государственного и муниципального управления
  • Иметь представление об основных проблемных сферах науки и практики государственного и муниципального управления
  • Освоить содержание основных управленческих технологий, используемых органами исполнительной власти
  • Обладать навыками работы с нормативными правовыми актами, научными текстами по теории государственного управления, информацией, размещаемой государственными органами
  • Получить навыки подготовки проектов решений, аналитических записок, заключений по представленным документам
  • Обладать навыками поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений, а также анализа проблем в области государственного управления и подготовки предложений по их решению
  • Знать о современных направлениях развития методов государственного управления и уметь критически оценить перспективы их внедрения в определенной области
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Современные тенденции в государственном управлении и регулировании
    1.1. Факторы роста государства. 1.2. Государственные расходы – структура и состав. 1.3. Эффективность и неэффективность государственных расходов. 1.4. Развитие концепций государственного управления – основные этапы развития теории и практики. 1.5. Политико-административная дихотомия. 1.6. Госуправление и менеджмент, заимствование теории и бизнес практики. 1.7. Закон А. Вагнера. 1.8. Классическое и новое государственное управление (New Public Management). 1.9. Процессный подход и качество предоставления государственных услуг. 1.10. Оптимизация функций и полномочий госорганов. 1.11. Бюрократическая организация и бюрократические интересы. 1.12. Административная и бюджетные реформы в государственном секторе. 1.13. Теоретические подходы к государственному регулированию. 1.14. Составляющие института государственного регулирования. 1.15. Цели регулирования, понятие обязательных требований и цены регулирования. 1.16. Бихейворизм и другие поведенческие теории регулирования. 1.17. Цифровизация и новые вызовы государству. 1.18. Good governance и инклюзивное развитие.
  • 2. Полномочия, функции и контрольно-надзорная деятельность государственных органов
    2.1. Полномочия и функции государственных органов. Положения о государственных органах, типы и различные классификации функций. 2.2. Контрольно-надзорные полномочия. Виды государственного контроля и надзора. 2.3. Правовые основы разграничения и закрепления полномочий за органами публичной власти. 2.4. Модели наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации государственными полномочиями. 2.5. Разграничение государственных полномочий по предметам совместного ведения. Собственные и переданные полномочия по регулированию. Распределение государственных полномочий в сфере контроля и надзора. 2.6. Федеральное законодательство по передаче отдельных государственных полномочий. 2.7. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление регионального государственного контроля (надзора). 2.8. Порядок передачи отдельных государственных полномочий, их финансового обеспечения и контроля за исполнением. 2.9. Организационно-правовая основа внедрения технологий стандартизации и регламентации государственных полномочий. 2.10. Реформирование контрольно-надзорной деятельности. Приоритетные проекты по реформированию контрольно-надзорной деятельности. 2.11. Новые подходы к контрольно-надзорной деятельности: внедрение риск-ориентированного подхода, совершенствование обязательных требований, подлежащих проверке, профилактические мероприятия, расширение использования ИКТ в контрольно-надзорной деятельности и сокращение объема взаимодействий между проверяемыми и проверяющими.
  • 3. Анализ видов контрольно-надзорной деятельности
    3.1. Нормативные правовые основы осуществления контрольно-надзорной деятельности. 3.2. Реформа контрольной и надзорной деятельности. 3.3. Виды федерального и регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход. 3.4. Категории риска и классы (категории) опасности. 3.5. Виды контроля, в отношении которых будет осуществляться механизм «регуляторной гильотины». 3.6. Административные регламенты исполнения государственных функций. 3.7. Административные регламенты предоставления государственных услуг. 3.8. Профилактика нарушений обязательных требований. 3.9. Виды контрольных (профилактических) мероприятий. 3.10. Специальные режимы. 3.11. Проверочные листы при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. 3.12. Требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора). 3.13. Периодичность проведения государственного контроля (надзора). 3.14. Экологический надзор. 3.15. Ветеринарный надзор. 3.16. Строительный надзор. 3.17. Земельный надзор. 3.18. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. 3.19. Государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств. 3.20. Государственный контроль за обращением медицинских изделий. 3.21. Особенности других видов государственного контроля и надзора.
  • 4. Стратегическое планирование, государственные программы и проектные подходы в государственном управлении
    4.1. Стратегические документы как инструмент государственного регулирования. 4.2. Основные документы системы стратегического планирования. 4.3. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 4.4. Бюджетные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 4.5. Законодательные основы стратегического планирования в Российской Федерации. 4.6. Законодательные основы промышленной политики Российской Федерации. 4.7. Концепции и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. 4.8. Механизмы, меры и инструменты государственного регулирования в концепциях и стратегиях социально-экономического развития Российской Федерации. 4.9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 4.10. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. 4.11. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации. 4.12. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации. 4.13. Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации. 4.14. Национальные проекты. 4.15. Федеральные проекты. 4.16. Приоритетные проекты и программы. 4.17. Соглашения о реализации региональных проектов. 4.18. Государственная политика регионального развития Российской Федерации. 4.19. Стратегии пространственного развития Российской Федерации. 4.20. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов. 4.21. Стратегии социально-экономического развития макрорегионов. 4.22. Отраслевые стратегии развития промышленности. 4.23. Государственные программы. 4.24. Нормативная правовая и методическая основа разработки и реализации государственных программ, отчетные документы. 4.25. Особенности разработки, реализации и оценки отдельных государственных программ. 4.26. Федеральные и ведомственные целевые программы. 4.27. Региональные государственные программы. 4.28. Муниципальные программы. 4.29. Нормативная правовая и методическая основа организации проектной деятельности в государственных органах.
  • 5. Анализ государственных программ
    5.1. Перечень, наименования и количество существующих государственных программ Российской Федерации. 5.2. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. 5.3. Взаимосвязь государственных программ с национальными целями развития и национальными проектами Российской Федерации. 5.4. Структура и разделы государственной программы. 5.5. Требования к содержанию государственной программы. 5.6. Паспорт государственной программы. 5.7. Цели и задачи государственных программ. 5.8. Показатели (индикаторы) государственных программ. 5.9. План и детальный плана-график реализации государственных программ. 5.10. Контрольные события государственных программ. 5.11. Подпрограммы и основные мероприятия государственных программ. 5.12. Оценка эффективности государственных программ. 5.13. Годовые отчеты о ходе реализации государственных программ. 5.14. Преимущества и недостатки механизмов реализации государственных программ.
  • 6. Показатели результативности и оценка эффективности деятельности в государственных органах
    6.1. Современные концепции и практики государственного управления, ориентированного на результат. 6.2. Принципы управления по результатам: MBO, MBR, TQM, CQM. 6.3. Принципы бюджетирования по результатам: PPBS, ZBB, GPRA(PFA), OOB. 6.4. Международная практика результативного управления. 6.5. Технологии управления результатами на уровне государственных служащих. 6.6. Эффективность (efficiency, effectiveness) и результативность (performance) деятельности государственных служащих. 6.7. Показатели результативности органа власти и государственных служащих, их взаимосвязь. 6.8. Законодательные основы использования показателей результативности. 6.9. Система сбалансированных показателей (balanced scorecards). 6.10. Система ключевых показателей (key performance indicators). 6.11. Оценка эффективности профессиональной служебной деятельности госслужащих: командные и индивидуальные подходы. 6.12. Процедуры и методы оценки государственных служащих. 6.13. Оценка «360 градусов» (360 degree feedback). 6.14. «Комплексная оценка» деятельности госслужащих (narrative assessment). 6.15. Системы отчета по показателям результативности (management accountability framework). 6.16. Программы повышения результативности деятельности государственных служащих (performance management programs). 6.17. Центры оценки и развития профессиональных качеств государственных служащих (assessment centers). 6.18. Программы профессионального развития государственных служащих (individual performance programs). 6.19. Влияние оценки на карьерный рост и условия прохождения государственной службы. 6.20. Методические инструментарии и рекомендации Минтруда России по оценке государственных гражданских служащих. 6.21. Показатели оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, методология их расчета, новации по сравнению с предыдущими годами. 6.22. Примеры систем оценки гражданских служащих в государственных органах. 6.23. Лучшие кадровые практики по оценке государственных гражданских служащих.
  • 7. Разработка показателей результативности деятельности гражданских служащих
    7.1. Определение и сущность показателей результативности. 7.2. Типы и виды показателей результативности (performance measures). 7.3. Требования к показателям результативности (SMART, CREAM, 4С). 7.4. Показатели влияния (impact measures): определение, классификация, примеры. 7.5. Показатели конечных эффектов (outcome measures): определение, классификация, примеры. 7.6. Показатели непосредственных результатов (output measures): определение, классификация, примеры. 7.7. Показатели процессов (process measures): определение, классификация, примеры. 7.8. Показатели входящих ресурсов (input measures): определение, классификация, примеры. 7.9. Построение системы показателей результативности. 7.10. Мониторинг показателей результативности. 7.11. Недостатки и ограничения использования системы показателей результативности.
  • 10. Управление и реформы государственной службы
    10.1. Реформы государственной службы: теоретические модели и практические реализации. 10.2. Механизмы нормативно-правового обеспечения управления государственной службой и ее реформирования. 10.3. Циклы реформ государственной службы в Российской Федерации. 10.4. Программы реформирования государственной службы Российской Федерации.
  • 8. Основы (механизмы) государственного регулирования в социальной сфере
    8.1. Основы (механизмы) государственного регулирования в социальной сфере. 8.2. Государственная инфраструктура социальной сферы. 8.3. Участники социальной политики. 8.4. Основные механизмы социальной политики. 8.5. Основные инструменты разрешения противоречий между экономической и социальной политикой. 8.6. Основные механизмы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. 8.7. Пенсионная реформа в Российской Федерации. 8.8. Развитие пенсионной системы в Российской Федерации. 8.9. Бедность. Измерение и динамика бедности. 8.10. Риски бедности и состав бедного населения. 8.11. Национальные социальные цели.
  • 14. Регулирование и оценка делового климата
    14.1. Деловой климат. 14.2. Основные компоненты делового климата. 14.3. Качество делового климата. 14.4. Основные индикаторы делового климата на национальном и региональном уровне. 14.5. Методики оценки делового климата, рейтинги бизнес-климата. 14.6. Опросы BEEPS. 14.7. Административные барьеры. 14.8. Инвестиционный климат. 14.9. Проект Doing Business. 14.10. Кейсы по оценке и измерению делового и инвестиционного климата. 14.11. Ограничения и смещения в оценках делового и инвестиционного климата. 14.12. Меры по улучшению делового и инвестиционного климата.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в тестовой форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: (https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее проверить устойчивость Интернет-соединения, заранее зайти на платформу прокторинга и разобраться в устройстве интерфейса системы, провести тест системы. Непосредственно до начала экзамена студент должен включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться любыми вспомогательными материалами в электронной и бумажной форме; пользоваться помощью третьих лиц путем любого доступного канала связи; покидать поле видимости видеокамеры. Во время экзамена студентам разрешено: употреблять воду, шоколад, фрукты. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. При прерывании связи студент должен незамедлительно уведомить об этом преподавателя, если у него есть такая возможность (например, через мобильный интернет). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Презентация + 0.4 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анализ и управление в государственных организациях, Рэйни [Рейни], Х. Дж., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальная политика : учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Н., 2004