• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Вспомогательные исторические дисциплины

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Акельев Евгений Владимирович, Борисов Виктор Евгеньевич, Данилевский Игорь Николаевич, Добровольский Дмитрий Анатольевич, Казаков Роман Борисович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 82

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на выработку базовых навыков работы с историческими источниками — чтения оригинальных рукописных текстов, интерпретации хронологических указаний, результатов измерений, выраженных в традиционных системах мер и весов, данных о ценах и т.п. Усвоение данных навыков является первым этапом обучения «ремеслу историка».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление с эмпирической основой исторического знания и путями его верификации
  • выработка навыков анализа исторических источников
  • подготовка студентов к самостоятельной научно-исследовательской работе в архивах и библиотеках, а также к популяризации исторического знания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определение исторического источника как реализованного продукта целенаправленной деятельности человека (группы людей).
  • Характеризует значение атрибуции, интерпретации и синтеза как этапов исторического исследования.
  • Объясняет значение палеографического, кодикологического и филигранологического анализа в атрибукции исторических источников.
  • Характеризует основные этапы развития русской письменности, различает важнейшие типы почерков (устав, полуустав, скоропись, слитное письмо).
  • Читает (по факсимиле) письменные исторические источники и транскрибирует их в соответствии с принятыми правилами
  • Характеризует основные требования к научным и научно-популярным изданиям исторических источников
  • Транскрибирует тексты исторических источников в соответствии с принятыми правилами
  • Характеризует астрономическую и биологическую основу календаря
  • Переводит даты между различными системами летосчисления
  • Характеризует основные тенденции в эволюции принципов измерения и системы мер с древнейших времен до наших дней
  • Переводит данные о длине, объеме, весе, площади и стоимости между различными системами мер и денежного счета
  • Характеризует значение родственных связей в обществах различных типов
  • Опознает исторические и современные гербы ключевых европейских стран
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Архивоведение и археография
    Характеризуются логика архивного поиска, предмет и объект архивоведения и археографии, типы изданий исторических источников и принципы передачи текста в зависимости от типа издания. Рассматриваются технологии презентации исторических источников в машиночитаемой форме (TEI XML).
  • Природа исторического знания
    Раскрывается роль исторического источника как основы знания о прошлом. Характеризуется круг задач исторического исследования — включая атрибуцию источников, их интерпретацию и построение исторического нарратива.
  • Историческая хронология
    Рассматриваются биологическая и астрономическая основа времяисчисления. Формируется представление об истории календарей с древнейших времен до наших дней (с особым акцентом на своеобразие систем летосчисления на Руси и в России). Вырабатываются навыки перевода дат между различными системами летосчисления.
  • Палеография
    Раскрывается значение внешних признаков для атрибуции письменных исторических источников, характеризуются приемы палеографического, кодикологического и филигранологического анализа. Описываются основные материалы и орудия письма в их исторической эволюции. Излагается история кириллического письма от момента изобретения до нынешних дней. Формируется навык чтения кириллических рукописей с древнейших времен до наших дней.
  • Генеалогия и геральдика
    Раскрывается роль родственных связей в структуре архаических и современных обществ. Рассматриваются гербы как визуальное выражение родственных связей и политических идеологий. Вырабатываются навыки интерпретации символической информации, заложенной в гербе как феномене культуры.
  • Историческая метрология
    Рассматривается эволюция принципов измерения и систем мер с древнейших времен до Новейшего времени. Даются сведения об эволюции системы денежного счета в России (IX–XXI вв.) Вырабатываются навыки перевода с древнерусских систем мер на современные.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен состоит из трех частей: (1) тестовые задания по материалам лекций (ориентировочно 10 вопросов разных типов, выбираемые случайным образом из заранее сформированного преподавателями пула), (2) задача по исторической хронологии / метрологии, (3) рукописный текст для транскрипции. Каждая часть оценивается от 0 до 10 баллов. На выполнение части 1 отводится 15 минут, части 2 — 20 минут, части 3 — 40 минут. Повторное выполнение заданий не допускается. Суммарная оценка за экзамен вычисляется как среднее арифметическое оценок за каждую из его частей. Округление оценок за отдельные части экзамена не производится, однако итоговая оценка за экзамен, если она не является целым числом, округляется до ближайшего целого. Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится в системе дистанционных испытаний НИУ ВШЭ на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг — на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, изложенным в документе по адресу: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан своевременно подключиться к системам Moodle и Экзамус и поддерживать в рабочем состоянии камеру и микрофон компьютера. Во время экзамена студентам запрещено покидать помещение, где проводится экзамен, разговаривать с третьими лицами на темы, имеющие отношение к содержанию экзамена, пользоваться посторонними электронными устройствами, учебной и специальной литературой, сетевыми ресурсами и заранее заготовленными заметками в бумажном либо электронном виде, а также использовать программное обеспечение, за исключением оговоренного в настоящих требованиях и/или необходимого для функционирования системы дистанционных испытаний и операционной системы. Во время экзамена студентам разрешено запускать на компьютере, на котором сдается экзамен, текстовый процессор для написания ответов и калькулятор (или схожее по функционалу ПО) для осуществления расчетов по исторической хронологии / метрологии, а также просматривать файл со справочными материалами, предоставленный преподавателями курса, с помощью программы просмотра PDF. В процессе выполнения практических заданий по исторической хронологии, исторической метрологии и палеографии студент может вести рабочие заметки на отдельных листах бумаги (если эти листы до начала использования в ходе экзамена оставались чистыми с обеих сторон). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается разрыв соединения длительностью менее 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается разрыв соединения длительностью более 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Самостоятельная работа № 1
  • неблокирующий Самостоятельная работа № 2
  • неблокирующий Самостоятельная работа № 3
  • неблокирующий Опрос на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Опрос на семинарских занятиях + 0.1 * Самостоятельная работа № 1 + 0.1 * Самостоятельная работа № 2 + 0.1 * Самостоятельная работа № 3 + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вспомогательные исторические дисциплины: нумизматика, геральдика : учебное пособие / В.В. Шевцов, А.Н. Полухин ; под общ. ред. В.В. Шевцова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 76 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048457
  • Русское кириллическое письмо XI - XVIII вв. : учеб. пособие, Чекунова, А. Е., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арсеньев Ю.В. - Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 гг. - Издательские архивы - 1908 - 355с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912223
  • коллектив - Азбука и скоропись XVII века для наглядного изучения. (альбом снимков азбуки, отдельных слов и текстов) - Издательские архивы - 1875 - 144с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912694
  • Лакиер А.Б. - Русская геральдика. Ч.1-2 - Издательские архивы - 1855 - 713с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912224
  • Сивкова Е.А., Глухих Н.В., Новоселова Н.А. - Скоропись XVIII века: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 82с. - ISBN: 978-5-9765-3725-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/110803