Бакалавриат
2019/2020
Философия
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа философии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Копылова Анастасия Олеговна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Программа предназначена для студентов образовательной программы "История" (уровень - бакалавр). Студенты познакомятся с основными философскими проблемами и школами. Предполагается работа с философскими источниками, методами и освоение дополнительной исследовательской литературы.
Цель освоения дисциплины
- Целью дисциплины «Философия» является ознакомить студентов 1 курса с философией как специфической традицией мышления Западной цивилизации основными эпохами и направлениями, через которые эта традиция проявилась, от Античности до настоящего времени; связями, существующими между философией, языком, культурой, историей; ролью философии в формировании современной культуры; основными приемами, техниками и методами анализа философских текстов, основами работы с философским текстом как с историческим источником.
Планируемые результаты обучения
- Знать особенности учения Платона
- Знать основные идеи "Политики" Аристотеля
- Знать концепцию "двух градов" Августина Аврелия
- Понимать особенности этического учения Поздней Стои.
- Знать концепцию времени Аврелия Августина
- Владеет основными аргументами полемики Эразм Роттердамского и Мартина Лютера по вопросу о свободе воли
- Понимает общие характеристики философии И. Канта
- Знает понятие "отчуждение" и его рецепцию
- Понимает основные аргументы Ф. Ницше в отношении генеалогии христианской этики
- Представляет основные особенности герменевтического метода
- Знаком с основными аргументами Э. Гуссерля против историзма и натурализма
- Владеет аргументации Р. Карнапа по вопросу о необходимости преодоления метафизики
Содержание учебной дисциплины
- От досократиков - к АристотелюЗарождение философии. Досократические «школы» в историях философии от Якоба Брукера до наших дней. Дильс-Кранц: термин «досократики» и его критики. Феномен сократического поворота; полис как объект осмысления. Апология Сократа: фигура Сократа. Платоновская теория эйдосов. "Государство" Платона. Эйдос блага. "Метафизика" Аристотеля. Учение о четырех причинах. Учение о политии.
- От стоической философии - к Средним векамРанняя, Средняя и Поздняя Стоя: основные характеристики. Близость идей стоиков и христиан; идея единого Бога, его персонализация; вечность, совершенство и всемогущество как свойства природы Бога. Аврелий Августин "Исповедь" и "О граде Божьем". Взаимоотношение Бога и времени, проблема онтологического статуса зла. Идея двух градов. Концепция благодати и предопределения. Ранняя схоластика: «онтологический аргумент» Ансельма Кентерберийского и его интерпретации от Канта до логики речевых актов.
- Протестантская реформа и начало Нового времениПротестантская реформа: Мартин Лютер и Жан Кальвин; концепция Божественного предопределения у Лютера и Кальвина; развитие этой концепции в модель «протестантской этики». Спор Лютера с Эразмом о проблеме свободы воли и Божественном предопределении. Декарт и «новая философия». «Рассуждение о методе» в контексте литературы о методе XVI-XVII вв. Принцип методического сомнения, идея «несокрушимого основания» достоверности, доказательство существования мира и Бога в «Рассуждении».
- И.Кант: от "Критики чистого разума" к "Критике способности суждения"Различие между чистым и эмпирическим познанием; возможность априорных синтетиче- ских суждений как основная проблема первой «Критики». Понятие «трансцендентально- го» у Канта. Понятие «трансцендентального единства апперцепции». Чистые понятия рас- судка: категории и их трансцендентальная дедукция. Трансцендентальный схематизм. Трансцендентальная диалектика: антиномии и паралогизмы. Трансцендентальное учение о методе: канон чистого разума.Понятие рефлектирующей способности суждения. Приятное, полезное и прекрасное. Коммуникативное измерение «суждения вкуса». Прекрасное и возвышенное: математиче- ское и динамическое возвышенное. Понятие «целесообразности» в третьей «Критике». Искусство, наука и ремесло. Эстетика гения.
- Маркс и европейский марксизм. Ницше: «Рождение трагедии» и синтез философии и филологии.Экономическо-философские рукописи 1844 года» и понятие «отчуждения».Диалектический метод Маркса в его отличии от гегелевского. Марксистское понимание истории. Понятие «ложного сознания» и «идеологии». Маркс как один из «трех классиков» социологии. Дьердь Лукач. ицше и классическая филология: полемика с Вилламовицем. Понятие артистической ме- тафизики. Principium individuationis. Понятие «аполлонической иллюзии». «Постницшеанская» филология в XX в.
- Герменевтика и структурализмФилософская герменевтика и «история понятий»: от Хайдеггера до Козел- лека. Классическая и философская герменевтика. Понятие «герменевтики фактичности» у Хайдеггера. Х.-Г. Гадамер, «Истина и метод» и «История понятий как философия». Критика Козеллеком Хайдеггера. History of concepts в Кембриджской школе. Структурализм и структуралистская антропология.Семиотика Ф. Де Соссюра. Семиотический треугольник. Значение структурализма в антропологии. К. Леви-Стросс.
- Экзистенциальная философия и феноменология.Ж.П. Сартр “Экзистенциализм это гуманизм”. Философия абсурда А. Камю. Философия как строгая наука. Критика натурализма и историзма Э. Гуссерлем.
- Континентальная и аналитическая философия: поворот к языку.Особенности и основные принципы аналитической философии."Преодоление метафизики" Р. Карнап. "Логико-философский трактат и "Философские исследования" "Л. Витгенштейн. Реабилитация метафизики в рамках аналитической философии.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * Аналитический конспект + 0.2 * Аудиторная работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- ДУШИН ОЛЕГ ЭРНЕСТОВИЧ. (2016). Мартин Лютер И Средневековая Схоластика: Pro Et Contra. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D636F8A8
- Иванова, Ю., & Соколов, П. (2012). The 17th century political cartesianism and its opponents; or, imaging the state from point fixe ; Политическое картезианство XVII в. и его оппоненты, или Можно ли создать государство из point fixe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C56C934E
- Мочалова, И. (2014). Можно Ли Научиться Добродетели? (Софисты, Исократ И Платон О Воспитании). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DF285C09
- Шичалин, Ю. (2015). Платон: От Сократа К Досократикам? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4DF3A17E