• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Философия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Копылова Анастасия Олеговна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для студентов образовательной программы "История" (уровень - бакалавр). Студенты познакомятся с основными философскими проблемами и школами. Предполагается работа с философскими источниками, методами и освоение дополнительной исследовательской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины «Философия» является ознакомить студентов 1 курса с философией как специфической традицией мышления Западной цивилизации основными эпохами и направлениями, через которые эта традиция проявилась, от Античности до настоящего времени; связями, существующими между философией, языком, культурой, историей; ролью философии в формировании современной культуры; основными приемами, техниками и методами анализа философских текстов, основами работы с философским текстом как с историческим источником.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать особенности учения Платона
  • Знать основные идеи "Политики" Аристотеля
  • Знать концепцию "двух градов" Августина Аврелия
  • Понимать особенности этического учения Поздней Стои.
  • Знать концепцию времени Аврелия Августина
  • Владеет основными аргументами полемики Эразм Роттердамского и Мартина Лютера по вопросу о свободе воли
  • Понимает общие характеристики философии И. Канта
  • Знает понятие "отчуждение" и его рецепцию
  • Понимает основные аргументы Ф. Ницше в отношении генеалогии христианской этики
  • Представляет основные особенности герменевтического метода
  • Знаком с основными аргументами Э. Гуссерля против историзма и натурализма
  • Владеет аргументации Р. Карнапа по вопросу о необходимости преодоления метафизики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • От досократиков - к Аристотелю
    Зарождение философии. Досократические «школы» в историях философии от Якоба Брукера до наших дней. Дильс-Кранц: термин «досократики» и его критики. Феномен сократического поворота; полис как объект осмысления. Апология Сократа: фигура Сократа. Платоновская теория эйдосов. "Государство" Платона. Эйдос блага. "Метафизика" Аристотеля. Учение о четырех причинах. Учение о политии.
  • От стоической философии - к Средним векам
    Ранняя, Средняя и Поздняя Стоя: основные характеристики. Близость идей стоиков и христиан; идея единого Бога, его персонализация; вечность, совершенство и всемогущество как свойства природы Бога. Аврелий Августин "Исповедь" и "О граде Божьем". Взаимоотношение Бога и времени, проблема онтологического статуса зла. Идея двух градов. Концепция благодати и предопределения. Ранняя схоластика: «онтологический аргумент» Ансельма Кентерберийского и его интерпретации от Канта до логики речевых актов.
  • Протестантская реформа и начало Нового времени
    Протестантская реформа: Мартин Лютер и Жан Кальвин; концепция Божественного предопределения у Лютера и Кальвина; развитие этой концепции в модель «протестантской этики». Спор Лютера с Эразмом о проблеме свободы воли и Божественном предопределении. Декарт и «новая философия». «Рассуждение о методе» в контексте литературы о методе XVI-XVII вв. Принцип методического сомнения, идея «несокрушимого основания» достоверности, доказательство существования мира и Бога в «Рассуждении».
  • И.Кант: от "Критики чистого разума" к "Критике способности суждения"
    Различие между чистым и эмпирическим познанием; возможность априорных синтетиче- ских суждений как основная проблема первой «Критики». Понятие «трансцендентально- го» у Канта. Понятие «трансцендентального единства апперцепции». Чистые понятия рас- судка: категории и их трансцендентальная дедукция. Трансцендентальный схематизм. Трансцендентальная диалектика: антиномии и паралогизмы. Трансцендентальное учение о методе: канон чистого разума.Понятие рефлектирующей способности суждения. Приятное, полезное и прекрасное. Коммуникативное измерение «суждения вкуса». Прекрасное и возвышенное: математиче- ское и динамическое возвышенное. Понятие «целесообразности» в третьей «Критике». Искусство, наука и ремесло. Эстетика гения.
  • Маркс и европейский марксизм. Ницше: «Рождение трагедии» и синтез философии и филологии.
    Экономическо-философские рукописи 1844 года» и понятие «отчуждения».Диалектический метод Маркса в его отличии от гегелевского. Марксистское понимание истории. Понятие «ложного сознания» и «идеологии». Маркс как один из «трех классиков» социологии. Дьердь Лукач. ицше и классическая филология: полемика с Вилламовицем. Понятие артистической ме- тафизики. Principium individuationis. Понятие «аполлонической иллюзии». «Постницшеанская» филология в XX в.
  • Герменевтика и структурализм
    Философская герменевтика и «история понятий»: от Хайдеггера до Козел- лека. Классическая и философская герменевтика. Понятие «герменевтики фактичности» у Хайдеггера. Х.-Г. Гадамер, «Истина и метод» и «История понятий как философия». Критика Козеллеком Хайдеггера. History of concepts в Кембриджской школе. Структурализм и структуралистская антропология.Семиотика Ф. Де Соссюра. Семиотический треугольник. Значение структурализма в антропологии. К. Леви-Стросс.
  • Экзистенциальная философия и феноменология.
    Ж.П. Сартр “Экзистенциализм это гуманизм”. Философия абсурда А. Камю. Философия как строгая наука. Критика натурализма и историзма Э. Гуссерлем.
  • Континентальная и аналитическая философия: поворот к языку.
    Особенности и основные принципы аналитической философии."Преодоление метафизики" Р. Карнап. "Логико-философский трактат и "Философские исследования" "Л. Витгенштейн. Реабилитация метафизики в рамках аналитической философии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарах
  • неблокирующий Аналитический конспект
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Аналитический конспект + 0.2 * Аудиторная работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ДУШИН ОЛЕГ ЭРНЕСТОВИЧ. (2016). Мартин Лютер И Средневековая Схоластика: Pro Et Contra. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D636F8A8
  • Иванова, Ю., & Соколов, П. (2012). The 17th century political cartesianism and its opponents; or, imaging the state from point fixe ; Политическое картезианство XVII в. и его оппоненты, или Можно ли создать государство из point fixe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C56C934E
  • Мочалова, И. (2014). Можно Ли Научиться Добродетели? (Софисты, Исократ И Платон О Воспитании). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DF285C09
  • Шичалин, Ю. (2015). Платон: От Сократа К Досократикам? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4DF3A17E