• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Культура и искусство изучаемого региона (Ближний Восток)

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Громова Анна Викторовна, Муравьев Алексей Владимирович, Рогожина Анна Алексеевна, Седов Александр Всеволодович, Шукуров Шариф Мухамедович
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Культура и искусство изучаемого региона (Ближний Восток)» предназначен для того, чтобы выработать у студентов умение использовать в дальнейшей профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем востоковедных исследований в области изучения культурного развития Ближнего Востока; умение применять цивилизационный и региональный подходы в интерпретации культурного развития Ближнего Востока, а также выработать умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем формирования и развития социально-культурных традиций народов Ближнего Востока. Курс призван предоставить студентам систематические знания об истоках и закономерностях развития духовной и материальной культуры и интеллектуальной истории Ближнего Востока, основных факторах, обусловивших особенности этого развития, и о влиянии традиционной духовной культуры на современную духовную и интеллектуальную среду изучаемого региона. Вторая часть курса посвящена изучению языка и культуры Ирана (Современный персидский язык). Курс «Современный персидский язык», будучи частью программы подготовки студентов-ближневосточников , призван дополнить и расширить знания об особенностях социально-экономического устройства, политики, культуры Ирана, а также о многосторонних контактах и связях стран ближневосточного региона и об их современном развитии. Таким образом, в рамках комплексной востоковедной подготовки, обеспечивается формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - способствовать развитию умений и навыков использования в профессиональной деятельности знания проблем современного культурного развития стран Ближнего Востока; осуществлять компаративный анализ культурных ценностей и приоритетов различных историко-культурных этапов развития стран Ближнего Востока.
  • - выработать умение анализировать развитие художественной культуры, искусства и архитектуры;
  • сформировать представления об основных особенностях материальной и духовной культуры; способствовать укреплению понимания роли религиозных и философских учений в становлении культурного развития Ближнего Востока.
  • развить у студентов навыки системного подхода к изучению основных особенностей и закономерностей культурного развития Ближнего Востока; сформировать умение осуществлять качественный анализ артефактов культур народов Ближнего Востока.
  • Цель курса «Современный персидский язык» - научить студентов свободно владеть устной и письменной речью на современном персидском языке в пределах изученной страноведческой, общественно-политической, историко-филологической и бытовой тематики, пользуясь активным запасом лексики в 1500 единиц.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры Ближнего Востока. Знает основные периоды и понятия, связанные с археологией Древнего Ближнего Востока.
  • Владеет фактическим материалом по теме, знает основные археологические культуры Ближнего Востока.
  • Демонстрирует знание основных понятий и тем, имеющих отношение к искусству и литературе древней Месопотамии.
  • Владеет фактическим материалом по теме, демонстрирует знание основных понятий и тем, имеющих отношение к искусству и литературе древнего Египта.
  • Владеет фактическим материалом по теме, демонстрирует знание основных понятий и тем, имеющих отношение к искусству и литературе иудейских и христианских общин Ближнего Востока.
  • Владеет фактическим материалом по теме, демонстрирует знание основных понятий и тем, имеющих отношение к культуре Аравии в доисламский период и Ближнего Востока в целом в период исламских завоеваний.
  • Владеет фактическим материалом по теме, демонстрирует знание основных понятий и тем, имеющих отношение к культуре и искусству арабских стран в XX в.
  • Владеет фактическим материалом по теме, демонстрирует знание основных понятий и тем, имеющих отношение к культуре и искусству Ирана в XIX и XX в.
  • Владеет фактическим материалом по теме, демонстрирует знание основных понятий и тем, имеющих отношение к культуре и искусству Ближнего Востока в XXI в.
  • Владеет фактическим материалом по теме, демонстрирует знание основных понятий и тем, имеющих отношение к культуре и искусству Ближнего Востока в период после исламских завоеваний. Понимает роль этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов Ближнего Востока в период халифата.
  • Владеет фактическим материалом по теме, демонстрирует знание основных понятий и тем, имеющих отношение к искусству и литературе Сасанидской державы.
  • Владеет фактическим материалом по теме, знает основные особенности эллинистической и римской культуры на Ближнем Востоке.
  • Владеет информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры западносемитских и южносемитских народов, демонстрирует понимание роли религиозных учений в становлении и функционировании общественных институтов в этом регионе.
  • Владеет фактическим материалом по теме, демонстрирует знание основных понятий и тем, имеющих отношение к культуре и искусству Османской империи в средние века и новое время. Понимает роль религиозных учений в становлении и функционировании общественных институтов Османской империи.
  • Владеет фактическим материалом по теме, демонстрирует знание основных понятий и тем, имеющих отношение к культуре и искусству Турции в XX в.
  • Читает вслух, соблюдая орфоэпические нормы произношения, нормы ритмического оформления слов и словосочетаний, правила синтагматического членения: слитное произношение слов в синтагме.
  • Произносит слитно распространённые синтагмы. Умеет «спеть» вопросительную интонацию переспроса, интонацию незавершённости перед паузами внутри предложения.
  • Понимает небольшое по объёму сообщение, построенное на изученном языковом материале и предъявляемое при непосредственном общении.
  • Понимает смысл реплик собеседника, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.
  • Пишет собственное письменное высказывание по пройденным темам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Древний Ближний Восток. Общая характеристика культурного развития Ближнего Востока.
    Понятие «Ближний Восток» и его эквиваленты в европейских языках как обозначение этнокультурной общности. Открытие Ближнего Востока в европейской науке. Общая характеристика культурного развития Ближнего Востока. Языки и народы Ближнего Востока с древнейших времен до наших дней.
  • Первобытные культуры Ближнего Востока.
    Заселение Ближнего Востока в среднем и верхнем палеолите. Натуфийская культура. Неолитическая революция. Основные археологические культуры ближневосточного неолита. Культура и искусство ранних земледельцев Передней Азии и Северной Африки
  • Культура древней Месопотамии
    Изобретение и распространение клинописи. Дешифровка клинописи. Языки и народы клинописного мира. Познание мира, грамотность и образование в древней Передней Азии. Религия древней Месопотамии. Шумеро-аккадская литература. Искусство древней Месопотамии. Материальное и духовное наследие шумеро-аккадской цивилизации в современном мире.
  • Культура древнего Египта.
    Изобретение и распространение древнеегипетской письменности (иероглифика, иератика, демотика). Дешифровка древнеегипетской письменности. Познание мира, грамотность и образование в древнем Египте. Религия древнего Египта, представления о загробном мире. Литература древнего Египта. Искусство и архитектура древнего Египта. Материальное и духовное наследие древнеегипетской цивилизации в современном мире.
  • Культура западносемитских народов древности. Южноаравийские культуры.
    Сирия и Восточное Средиземноморье в III – II тыс. до н.э. (Эбла, Мари, Библ и др.): автохтонные черты, влияние Месопотамии и Египта. Изобретение и распространение западносемитской консонантной письменности. Угаритская культура. Финикийская культура. Южноаравийские культуры (Саба, Маин, Катабан, Хадрамаут). Древнееврейская культура и возникновение иудейского монотеизма. Арамейские языки и культуры.
  • Эллинистическая и римская культура на Ближнем Востоке
    Культурная политика греческих завоевателей, сущность ближневосточного эллинизма. Городское строительство и архитектура в державах Селевкидов и Птолемеев (Александрия, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре Апамея и др.). Научные центры эллинистического Ближнего Востока. Эллинистическая религия. Греческие традиции в римское время, синкретическая архитектура у семитских народов начала I тыс. н.э. (Пальмира, Хатра, Петра, Дура-Европос и др.).
  • Иудейский и христианский Восток в первые века нашей эры
    Иудаизм в начале нашей эры. Формирование раввинистического иудаизма. Возникновение и распространение христианства. Гностицизм и мандеизм. Вселенские соборы IV–V вв. и формирование восточнохристианских деноминаций. Культура Византии в Передней Азии. Классическая сирийская литература. Материальное и духовное наследие иудейского и христианского Востока в современном мире.
  • Культура Сасанидской державы в Передней Азии.
    Ранний зороастризм. Зороастризм в сасанидское время. Доисламская культура арабов. Религиозная ситуация в Аравии к VII в.
  • Ислам и культурное развитие Ближнего Востока
    Жизнь и проповедь Мухаммада. Коран, запись и утверждение окончательного текста. Хадис и сунна, их кодификация. Заимствования и самостоятельные элементы в исламе. Учение о пророках и пророческой миссии Мухаммада. Молитва, пост, налог. Эсхатология ислама. Мусульманский ритуал. Мечети.
  • Культурное развитие Арабского халифата.Культурные достижения арабского Запада.
    Этноязыковые, культурные, религиозные итоги арабских завоеваний. Наука, литература, искусства в Аббасидском халифате. Влияние представителей ираноязычных народов на культурную и общественно-политическую жизнь халифата. Развитие материальной культуры. Развитие точных наук. Медицина. Библиотеки и книжная культура. Становление арабо-мусульманской философии. Литература. Арабская историография. Арабская география. Культурные достижения арабского Запада. Исмаилизм. Наука и культура фатимидского Египта. «Хамданидский ренессанс». Культура и наука в Египте и Сирии в период правления мамлюков.
  • Культурное развитие Османской империи
    Распространение суннитского ислама в Османском бейлике. Зарождение турецкой культуры. Распространение мусульманской религии на вновь завоеванных территориях. Языки и народы османской империи. Арабо-мусульманская культура в османское время. Османская литература. Архитектура, декоративные искусства. Музыка и сценические искусства. Культурное влияние Западной Европы на Ближний Восток в XVIII–XIX вв.
  • Культурное развитие арабских стран в XX в.
    Культурная модернизация у арабов. Подходы к образованию и классическому арабо-мусульманскому наследию. Арабская идентичность и доисламское культурное наследие Ближнего Востока. Культурные различия между регионами и отдельными государствами. Отражение этнорелигиозного состава населения в сфере культуры.
  • Культурное развитие Турции в XX в
    Кемализм в сфере культуры. Подходы к образованию и религиозная политика. Турецкая идентичность и доосманское культурное наследие Малой Азии. Отражение этнорелигиозного состава населения в сфере культуры. Литература, изобразительные искусства, музыка и сценические искусства, кинематограф, поп-культура в современной Турции.
  • Культурное развитие Ирана в XVIII-XX вв.
    Искусство Ирана при Каджарах. Модернизация Пехлеви и исламская революция. Подходы к образованию и религиозная политика. Иранская идентичность и доисламское культурное наследие Ирана. Отражение этнорелигиозного состава населения в сфере культуры. Литература, изобразительные искусства, музыка и сценические искусства, кинематограф, поп-культура в современном Иране.
  • Вызовы современности
    Отражение этнорелигиозного состава населения Ближнего Востока в сфере культуры. Сохранение культурного наследия перед лицом воинствующих исламистов. Литература, изобразительные искусства, музыка и сценические искусства, кинематограф, поп-культура в современном арабском мире.
  • Общие сведения о грамматическом строе персидского языка.
    Краткие сведения о себе. Учёба (занятия, экзамены).
  • Имя существительное. Форма множественного числа существительных и способы ее образования (суффиксация, внутренняя флексия). Артикль и его функции.
    Дом, семья.
  • Имя прилагательное. Прилагательные качественные и относительные. Степени сравнения качественных прилагательных, их внешнее выражение и синтаксическое использование
    Город (Тегеран, Исфахан)
  • Имя числительное. Числительные количественные и порядковые, простые, сложные и составные. Способы образования порядковых числительных. Сочетания существительных с числительными; некоторые счётные слова (нумеративы).
    Общие сведения об Иране.
  • Местоимения: личные, возвратные, вопросительные, указательные, отрицательные, определительно-обобщительные, слитные; их синтаксическое использование.
    Физическая география Ирана
  • Глагол. Глаголы переходные и непереходные, глаголы простые и сложные.
    Основы прошедшего и настоящего времени, личные окончания, словообразующие приставки. Личные глагольные формы, их образование, значение и употребление. Формы изъявительного наклонения: глагол-связка, настояще-будущее время, простое прошедшее и прошедшее процессуальное и их соотношение, будущее категорическое, перфект и прежде-прошедшее время и их соотношение с формами прошедшего времени.
  • Глагол. Глаголы переходные и непереходные, глаголы простые и сложные.
    Формы сослагательного наклонения: аорист и прошедшее время сослагательного наклонения и их соотношение. Формы повелительного наклонения. Формы страдательного залога. Личные и безличные модальные обороты. Неличные глагольные формы: инфинитив, причастие прошедшего времени.
  • Наречие.
    Основные наречия места, времени, образа действия, степени и др.; арабоязычные наречия с танвином.
  • Стилистика персидского языка
    Общие сведения по персидской стилистике. Некоторые различия между литературным и разговорным стилем в фонетике, грамматике и лексике. Некоторые формулы этикета.
  • Служебные части речи
    Предлоги: простые, сложные, отыменные. Объектный послелог и его употребление. Основные сочинительные и подчинительные союзы. Модальные слова. Вопросительные частицы.
  • Словосочетание и предложение
    Основные типы словосочетаний, способы связи компонентов. Изафетные конструкции и изафетные цепи, порядок следования их компонентов. Предложные словосочетания. Словосочетания, построенные на примыкании. Словосочетания, построенные на артикле. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Предложения простые и сложные.
  • Простое предложение.
    Порядок слов в простом предложении. Члены предложения: подлежащее, сказуемое (глагольное и именное), дополнение (прямое и косвенное), определение (качественное, относительное, квалификативное, притяжательное, наименование), обстоятельство.
  • Сложное предложение.
    Предложения сложносочиненные и сложноподчиненные. Способы связи компонентов сложных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточным дополнительным, определительным, времени, причины, условным (с реальным и ирреальным условием), их построение, употребление в них личных глагольных форм. Прямая и косвенная речь.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    Эссе, сданные после установленного дедлайна без уважительной причины, не проверяются и оцениваются на 0 баллов.
  • неблокирующий проверочная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий работа на семинаре
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме на платформе Skype (https://join.skype.com/fLel6ebiT932). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: микрофон, программа Skype (https://www.skype.com/ru/get-skype/download-skype-for-desktop/ ). Для участия в экзамене студент обязан: включить микрофон и находиться на связи в ходе экзамена (во время подготовки ответа). Во время экзамена студентам запрещено: покидать беседу в группе. Во время экзамена студентам разрешено: выключать микрофон в ходе подготовки ответа. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается (2 минуты для повторного соедининения или перезапуска компьютера при технических сбоях). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается (3 минуты и более). При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * контрольная работа + 0.1 * проверочная работа + 0.1 * работа на семинаре + 0.4 * экзамен + 0.2 * эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * работа на семинаре + 0.7 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Atoofi, S., & Recorded Books, I. (2015). Farsi (Persian) for Beginners : Mastering Conversational Farsi. North Clarendon, Vermont: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1568815
  • Yousef, S. (2018). Persian : A Comprehensive Grammar. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1761621
  • Введение в востоковедение : общий курс : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 584 с. - ISBN 978-5-9925-0598-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049007 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049007
  • История Востока. Т.2: ., Васильев Л. С., 2003
  • История Востока. Т.3: Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв., Алаев Л. Б., 2000
  • История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Бухарин М. Д., Ладынин И. А., 2009
  • История Древнего Востока : учебник для вузов, Вигасин А. А., Дандамаев М. А., 2001
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А., 2000
  • Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. Ч.1: 1900-1945, Родригес А. М., Ланда Р. Г., 2003
  • Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. Ч.2: 1945-2000, Родригес А. М., Ланда Р. Г., 2004
  • Персидский залив: нефть — политика и войны: Монография / У.З. Шарипов. - М.: Немыкин&Шулек Ко, 2000. - 218 с.: 60x90 1/16. (e-book) ISBN 5-923817-09-3, 300 экз. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/331881
  • Учебник персидского языка : для 1-го года обучения, Иванов, В. Б., Акбарипура, А., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Тураев Б.А. — История Древнего Востока. Том 1 - Издательство "Лань" - 2014 - ISBN: 978-5-507-37455-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/44602
  • Ager, S. L., Billows, R. A., Bresson, A., Corsten, T., Crowther, C., Elton, H., … Waelkens, M. (2019). Regionalism in Hellenistic and Roman Asia Minor. France, Europe: Ausonius Éditions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20CD0B9C
  • Caneva, S. (2018). Ptolemy I: Politics, Religion and the Transition to Hellenistic Egypt. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsorb&AN=edsorb.229448
  • Daftary, F., & Jiwa, S. (2017). The Fatimid Caliphate : Diversity of Traditions. London: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1682229
  • Dr. Alan Wenham-Prosser DProf., M. (2010). The Effect of European Culture on Ottoman Art Music. https://doi.org/10.5281/zenodo.1319016
  • Future imperfect contemporary art practices and cultural institutions in the Middle East edited by Anthony Downey. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.48649439X
  • Gingrich, A. (2017). Rock Art from West and South West Arabia: Socio-Cultural Anthropology’s Insights for the Region’s Eastern Transition Zones. https://doi.org/10.5281/zenodo.893284
  • Groot, J. de, (DE-576)177298405. (2007). Religion, culture and politics in Iran : from the Qajars to Khomeini / Joanna de Groot. London [u.a.]: Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.265046173
  • Kemp, Barry J. Ancient Egypt : Anatomy of a Civilisation. Ed.: 2nd ed. London : Routledge. 2006
  • Media in the Middle East : activism, politics, and culture / Nele Lenze, Charlotte Schriwer, Zubaidah Abdul Jalil, editors. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.495713783
  • Mūsawī, M. J. (2006). Arabic Poetry : Trajectories of Modernity and Tradition. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=171061
  • Muslims from al-Andalus in the madrasas of late Fāṭimid and Aiyūbid Egypt. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.17A21EE9
  • Radwan, N. M. (2012). Egyptian Colloquial Poetry in the Modern Arabic Canon : New Readings of Shi‘r Al-‘?mmiyya (Vol. 1st ed). New York: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=460821
  • Rafiee, A. (2015). Colloquial Persian (Vol. [Third revised edition]). Milton Park, Abingdon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1053972
  • Schiettecatte, J., & Arbach, M. (2016). The political map of Arabia and the Middle East in the 3rd century AD revealed by a Sabaean inscription — a view from the South. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BB956646
  • Stebbins, H. L. (2016). British Imperialism in Qajar Iran : Consuls, Agents and Influence in the Middle East. London: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1575643
  • The politics and practices of cultural heritage in the Middle East : positioning the material past in contemporary societies / ed. by Rami Daher . (2014). London [u.a.]: Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.408015330
  • Title: A Companion to the Archaeology of the Ancient Near East Author: Potts, D. T ISBN: 978-1-4051-8988-0 978-1-4443-6078-3 978-1-118-36258-7 978-1-280-58586-9 978-1-4443-6076-9 978-1-4443-6077-6 978-1-4443-6079-0 978-1-78268-676-7 Publisher Information: John Wiley & Sons Incorporated Resource Type: Book Subjects: Social Sciences & Humanities (General) Category: SOCIAL SCIENCE / Archaeology
  • Title: The Neolithic Revolution in the near East: Transforming the Human Landscape Author: Simmons, Alan H ISBN: 978-0-8165-2442-6 978-0-8165-2966-7 978-0-8165-0127-4 978-1-299-19180-8 Publisher Information: University of Arizona Press Resource Type: Book Subjects: Social Sciences & Humanities (General)
  • Yousef, S., & Torabi, H. (2015). Intermediate Persian : A Grammar and Workbook. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1013981
  • Żygulski, Z. jun. (1992). Ottoman art in the service of the Empire (Hagop Kevorkian series on Near Eastern art and civilization). Germany, Europe: New York University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.887D8283
  • Зелинский Ф. Ф.-ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА-М.:Издательство Юрайт,2019-271-Антология мысли-978-5-534-08664-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/drevnegrecheskaya-religiya-religiya-ellinizma-441198
  • Искусство Византии, Райс Д. Т., 2002
  • История арабской литературы, V - начало X века, Фильштинский И. М., Шидфар Б. Я., 2010
  • История Востока. Т.1: ., Васильев Л. С., 2003
  • История Востока. Т.4, Кн.2: Восток в новое время : (конец XVIII - начало XX в.), Алаев Л. Б., Арунова М. Р., 2005
  • Коротько, Т. (2011). Развитие Современного Театрального Искусства В Турции. Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 1: Регионоведение: Философия, История, Социология, Юриспруденция, Политология, Культурология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13993254