• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Литература изучаемого региона (Япония)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Литература изучаемого региона (Япония)» в соответствии с общими целями основной образовательной программы по направлению 58.03.01 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра позволяет выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развивать способность использования знания и понимания этнических и этнопсихологических проблем человека в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры; сформировать представление об этнических и этнопсихологических особенностях межкультурного диалога.
  • Сформировать умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем филологии и культурологии изучаемого региона: этнолингвистические и этнопсихологические особенности населения Японии и их влияние на формирование ментальности, деловой культуры и этикета поведения.
  • Сформировать представления об основных особенностях письменной и духовной культуры Японии; понимание роли литературных, религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов; развивать умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей японской традиционной культуры.
  • Развить у студентов навыки использования знаний литературных, лингвистических и этнопсихологических особенностей Японии и их влияния на формирование духовной культуры и этикета поведения.
  • Сформировать и развить способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития культурных процессов в странах афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению международных позиций и повышению и конкурентоспособности Российской Федерации.
  • Выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению литературных, культурных и этнопсихологических закономерностей и особенностей Японии; развивать умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных культурных явлений, осуществлять их качественный анализ.
  • Способствовать развитию умений проводить анализ исторического развития и современного влияния литературных практик и институтов, а также зарубежных азиатских диаспор на основе глубокого знания их литературных особенностей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет основные сведения об литературных, этнопсихологических и конфессиональных особенностях Японии; об основных чертах литературных традиций и духовной культуры; об основных положениях теоретических концепций современного литературоведения в области изучения Японии.
  • Излагает и критически анализирует информацию об истории, особенностях и закономерностях литературного и культурного развития Японии; использует теоретические знания по культуре Японии на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферирует и рецензирует научную литературу, использует знания и навыки по литературоведению и культурологии Японии в редакционно-издательской деятельности.
  • Выявляет закономерности общего и особенного в развитии культуры Японии; составляет развернутую характеристику отдельных литературных явлений, стилей и течений; анализирует влияние традиционного письменного наследия на процессы и явления, происходящие в обществе.
  • Использует знания литературных ценностей Японии в практике культурной коммуникации
  • Выделяет проявления духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик; квалифицированного использования терминологии для понимания текстов по литературе и филологии Японии; корректного применения понятийного аппарата литературоведческих исследований в сфере изучения культурных и религиозных традиций Японии на основе использования специально-научных и междисциплинарных методов исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что входит в понятие «японская литература». Место Японии в мировом литературном процессе. Периодизация японской литературы.
  • Слово в японской традиции
    «Песни Ямато» и душа слова (котодама). Заклятие песней (куними, ханами и др.) и ритуальные песни (кагаи/утагаки)
  • Древние летописные своды и описания («Кодзики», «Нихонги», «Фудоки»)
    Особенности составления и функционального назначения. Роль китайского языка в формировании японской письенной традиции.
  • Поэзия в форме танка
    Особенности формы танка, метрика и строфика. Способы записи от «Манъёсю» до хэйанских антологий. Особенности поэтики по классическим трактатам (карон – «Предисловие» Цураюки и др.) и современным исследованиям. Шесть Гениев и 36 Бессмертных японской поэзии. Антологии поэзии: причины возникновения и популярности, принципы составления, значение для развития литературы. Ута-авасэ и агональный принцип функционирования поэзии.
  • Прозопоэтический жанр ута-моногатари. Понятие текста в японской классической литературе. Лирическое и нарративное
  • Поэзия рэнга («сцепленные строфы»)
    Время и причины возникновения, особенности поэтики и социокультурного бытования. Ритуальное значение рэнга. Совместность и контекстуальность как формообразующие характеристики
  • Литература на китайском языке (камбун)
    Поэзия Пяти Горных Монастырей (годзан бунгаку). Культурная синофилия и японизация заимствованной формы. Связь с субкультурой дзэнских монахов. Иккю и другие
  • Поэзия хайку и начало Раннего Нового времени
    Связь поэтики хайку с городской культурой и живописью хайга. Басё и его круг
  • Поэзия сэнрю и кёка
    Юмористическая составляющая японской городской культуры. Понятие гэсаку. Связь поэзии с суримоно
  • Поэзия гэндайси и синтайси. Новое время и западные тренды
  • Проза: роль в японской литературной жизни и ее место в литературной иерархии
    Общий обзор
  • Повествования моногатари и проблема романной формы в японской литературной традиции от «Такэтори» до «Гэндзи»
  • Прозаические жанры с нелинейной композицией: дзуйхицу и никки
  • Военные сказания гунки и создание идеала самурайской доблести
  • Короткие формы: жанры народных рассказов сэцува и отоги-дзоси
  • Городская проза укиё-дзоси
    Ихара Сайкаку и культура бренного мира
  • Драма: от песен к «обезьяньим пляскам» саругаку к драмам ёкёку (Но)
    Японский средневековый мир на сцене между высокой трагедией (ёкёку) и фарсом (кёгэн). Религиозно-эстетические основы театра Но
  • Драмы для Дзёрури и Кабуки – эволюция от средневековых идеалов к реалиям Раннего Нового времени
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме по билетам. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/j/92553622045). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно расписанию, включить камеру при ответе и подготовке, микрофон – при ответе. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Посещаемость + 0.2 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jacob, F. (2017). Modern Japanese Literature (Vol. [First edition]). Ipswich, Massachusetts: Salem Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1510456
  • Красотой Японии рожденный. В 2-х т. Т. 2. Японская литература XX века (традиции и современность) / Т.П. Григорьева. - Москва : Альфа-М, 2005. - 416 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 5-98281-032-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/87337

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Katō, S., & Sanderson, D. (1997). A History of Japanese Literature : From the Manyoshu to Modern Times (Vol. New abridged ed. translated & edited by Don Sanderson). Richmond, Surrey: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=568949
  • Торопыгина Мария Владимировна. (n.d.). Японская поэзия: от «восьми видов Сяо и Сян» к «восьми видам Оми» (поэтические циклы Рэйдзэй Тамэсукэ, Коноэ Нобутада, Ота Нампо). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fyaponskaya-poeziya-ot-vosmi-vidov-syao-i-syan-k-vosmi-vidam-omi-poeticheskie-tsikly-reydzey-tamesuke-konoe-nobutada-ota-nampo