• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Судебные подходы к балансированию прав: современные вызовы

Статус: Курс по выбору (Публичное право)
Направление: 40.04.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Храмова Татьяна Михайловна
Прогр. обучения: Публичное право
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Органы конституционного правосудия демократических государств постоянно сталкиваются с необходимостью установления справедливого баланса между основными правами человека и иными конституционными ценностями. Учебная дисциплина «Судебные подходы к балансированию прав: современные вызовы» посвящена развитию навыков сравнительного анализа проблемных аспектов ограничений конституционных прав и свобод, оправдываемых необходимостью противостояния важнейшим угрозам современности (терроризм, экстремизм, сепаратизм, неравенство и др.). Курс построен по методу анализа судебных решений (case method) и предоставляет студентам возможность критически осмыслить подходы конституционных судов различных стран к оправданию или сдерживанию государственного вмешательства в сферу личной и политической свободы. Успешное освоение дисциплины позволит его слушателям усовершенствовать навыки построения и отстаивания правовой позиции, критического анализа и «взвешивания» аргументов, формулирования сбалансированного решения правовой коллизии, что особенно полезно для студентов, планирующих карьеру в области правозащитной и адвокатской деятельности, в законодательных или судебных органах, а также на научном поприще. Дисциплина предусматривает проведение дебатов и итоговый групповой проект (в виде решения практического кейса). Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие у студентов навыков критического анализа юридических текстов (судебных решений, законодательных актов и др.) по тематике ограничений личных и политических прав.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает содержание доктрин балансирования («взвешивания») конституционных прав (ценностей), пропорциональности, конституционной идентичности, горизонтального эффекта конституционных прав, иерархии конституционных ценностей, воинствующей демократии и нелиберальной демократии;
  • Умеет применять теоретические конструкции и методологию сравнительного анализа к конкретным кейсам, касающимся ограничения конституционных прав;
  • Владеет - навыками построения, аргументирования и опровержения правовой позиции по проблемным вопросам, связанным с ограничениями таких прав, как право на жизнь и достоинство, право на уважение личной и семейной жизни; свобода слова и собраний, свобода объединений, избирательные права;
  • Владеет навыками профессиональной коммуникации (как в устной, так и в письменной форме) потенциального решения коллизии, возникшей в результате балансирования конституционных прав и ценностей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Балансирование прав: в чем состоит публичный интерес и почему он противопоставлен частному?
    Балансирование прав, интересов и ценностей как способ разрешения конституционно-правовых споров. Понятие и формы балансирования Балансирование и принцип пропорциональности Содержание публичных и частных интересов. Конституционная (объективная) иерархия ценностей. Кейс-стади: дело Люта (ФКС ФРГ) Некоторые проблемные аспекты балансирования прав (интересов, ценностей) органами конституционного правосудия: сравнительный анализ
  • Конституционные права в эру борьбы с терроризмом и экстремизмом: как найти баланс?
    Терроризм и экстремизм как основные угрозы современности: понятия и юридическое значение. Борьба с терроризмом и экстремизмом как функция публичной власти. Самозащита конституционного строя и доктрина воинствующей демократии. Ограничения свободы объединений и свободы выражения мнений в целях борьбы с терроризмом и экстремизмом. Кейс-стади: запрет политических партий. Проблема обеспечения прав террористов: дела о праве сбивать самолеты, захваченные террористами, и о захоронении тел террористов.
  • Новые поколения конституционных прав: подлежат ли защите традиционные ценности?
    Эволюция прав человека и «живая» конституция. Поколения прав. Понятие и виды соматических (личностных прав). Традиционные ценности и конституционная идентичность. Моральная и этическая составляющие традиционных ценностей. Роль органов конституционного правосудия в процессе балансирования прав и традиционных ценностей. Существуют ли универсальные (общемировые, общеевропейские) ценности? Кейс-стади: право на уважение гендерной идентичности, право на «нетрадиционную» семью, право на «светское» образование, права отдельных социальных групп: пределы защиты и возможности ограничений.
  • Политические права в эпоху популизма: чем опасна «нелиберальная демократия»?
    Нелиберальная демократия, популизм и «иная» иерархия конституционных ценностей. Опыт стран Центральной и Восточной Европы. Политические права в нелиберальных режимах: могут ли органы конституционного правосудия защитить демократические свободы? Кейс-стади: пределы свободы слова и свободы собраний (права на протест) в либеральных и нелиберальных демократиях: сравнительный анализ.
  • Какие права важнее? Проблема балансирования частных интересов
    Горизонтальный эффект конституционных прав (Drittwirkung): распространяется ли конституция на отношения частных субъектов? Проблемы балансирования равновеликих прав. Свобода слова v. право на доброе имя. Свобода предпринимательства / свобода творчества v. свобода совести («чувства верующих»). Дискриминация в частной сфере: является ли проблема конституционной? Формальное и содержательное равенство. Проблемы позитивной дискриминации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Дебаты
  • неблокирующий Итоговый групповой проект
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Дебаты + 0.5 * Итоговый групповой проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexy, R. (2003). Constitutional Rights, Balancing, and Rationality. Ratio Juris, 16(2), 131–140. https://doi.org/10.1111/1467-9337.00228
  • Gardbaum, S. (2007). Limiting Constitutional Rights. UCLA Law Review, 54(4), 789–854. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=25229574
  • JACKSON, V. C. (2015). Constitutional Law in an Age of Proportionality. Yale Law Journal, 124(8), 3094–3196. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=103280826
  • Стародубцева, И. (2012). Конституционные Механизмы Ограничения Прав И Свобод Личности В России И Зарубежных Странах. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7330645A

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Möller, K. (2012). Proportionality: Challenging the critics. International Journal of Constitutional Law, 10(3), 709–731. https://doi.org/10.1093/icon/mos024
  • Sadurski, W. (2012). Allegro without Vivaldi: Trademark Protection, Freedom of Speech, and Constitutional Balancing. European Constitutional Law Review, 8(3), 456–492. https://doi.org/10.1017/S1574019612000296
  • Vedovato, L. R., & Mastrodi Neto, J. (2018). On the Balancing of Rights and the Proportionality of Judicial Decisions: Is It Not More Fiction Than Reality? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B84DD958
  • Бажуков, С. (2014). Принцип Соразмерности В Конституционной Практике Ограничения Избирательных Прав. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BC08A892
  • БОЛГОВА В.В., & НОВОПАВЛОВСКАЯ Е.Е. (2015). Обеспечение Баланса Публичного Интереса И Неприкосновенности Частной Жизни Посредством Конституционного Судопроизводства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C3A46DCD