• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в стратегический маркетинг

Статус: Курс по выбору (Менеджмент)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс “Введение в стратегический маркетинг» раскрывает современные представления о роли и месте маркетинга в управлении организацией. В настоящее время весь процесс управления компанией неразрывно связан с постоянным мониторингом внешней среды, изучением потребностей клиентов и созданием такого продукта, который бы соответствовал этим потребностям, выстраиванием партнерских отношений с поставщиками и заказчиками, а также формированием взглядов и отношений сотрудников с ориентацией на требования потребителя. Маркетинг пронизывает все сферы деятельности организации и выполняет интегрирующую роль, ориентируя деятельность всей компании на покупателя.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс имеет своей целью знакомство студентов с задачами стратегического маркетинга, характеристикой современного состояния маркетинга, знакомство с процессом разработки маркетинговой стратегии, основными типами маркетинговых стратегий и составлением маркетингового плана.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • хорошо ориентироваться с базовыми понятиями маркетинга и • знать современные ориентиры развития маркетинга
  • владеть основными методами проведения маркетинговых исследований
  • уметь проводить сегментирование рынка и позиционирование продукта или компании
  • усвоить этапы выработки маркетинговой стратегии
  • понимать различия между маркетинговыми стратегиями
  • знать основные элементы маркетингового плана и порядок его составления
  • уметь разрабатывать различные ценовые, продуктовые стратегии, а также стратегии продвижения и сбыта в зависимости от выбранной стратегии позиционирования.
  • уметь анализировать различные ценовые стратегии в зависимости от выбранной стратегии позиционирования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ТЕМА 1. Современный этап развития маркетинга. Особенности стратегического маркетинга и его задачи. Знакомство с основными маркетинговыми понятиями и принципами.
    Место маркетинга в современной организации. Изменения в окружающей среде и маркетинге. Стратегические задачи маркетинга. Стратегический и операционный маркетинг. Новые направления маркетинга. Принципы построения компании, ориентированной на потребителя.
  • ТЕМА 2. Анализ внешней среды. Проведение внутреннего аудита. Изучение основных принципов и задач маркетинговых исследований.
    Микро и макросреда. Источники маркетинговой информации. Виды и методы маркетинговых исследований: поисковые, описательные, причинно-следственные; количественные и качественные исследования. Новые направления маркетинговых исследований. Порядок проведения маркетингового исследования. PESTEL анализ, SWOT анализ. Анализ пяти конкурентных сил Портера. Анализ потребителей, конкурентов, поставщиков. Аудит маркетинговой среды. Рассмотрение роли стратегического маркетинга в вопросах, связанных с этикой ведения бизнеса, социальной ответственностью, проблемами устойчивого развития.
  • ТЕМА 3. Стратегии сегментирования и позиционирования
    Типы сегментирования потребительских рынков. Критерии эффективного сегментирования. Стратегии сегментирования. Современные задачи сегментирования и кастомизация. Стратегии позиционирования. Важность эффективного позиционирования. Выбор отличительных черт товара. Использование рыночных исследований для эффективного позиционирования. Достоинства правильного позиционирования.
  • ТЕМА 4. Этапы выработки маркетинговой стратегии. Типовые маркетинговые стратегии
    Факторы, определяющие выбор маркетинговой стратегии. Этапы разработки маркетинговой стратегии. Виды маркетинговых стратегий. Матрица Ансоффа. Классификация стратегий Портера. Оборонительные стратегии. Принципы наступательной войны. Стратегии лидеров, претендентов на лидерство, последователей и обитателей рыночных ниш. Влияние жизненного цикла отрасли на выбор маркетинговой стратегии. Стратегические партнерства. Принципы ведения маркетинговых войн.
  • ТЕМА 5. Разработка маркетингового плана
    Цели и задачи маркетингового плана. Преимущества планирования. Положения критических замечаний к планам. Правильная постановка маркетинговых целей. Содержание стратегического маркетингового плана: миссия, позиционирование, анализ возможностей и рисков, внутренний аудит, определение целей развития, выбор стратегии развития, оценка и контроль мероприятий. Составление маркетингового бюджета. Разработка программы реализации плана. Межфункциональные связи маркетингового плана. Анализ уязвимости. Управление стратегическими неожиданностями. Особенности финансовой оценки маркетинговых мероприятий.
  • ТЕМА 6. Товарная политика и ценовая стратегия
    Составляющие часть продукта. Жизненный цикл продукта. Значение инноваций для завоевания конкурентных преимуществ. Процесс разработки нового товара. Виды новинок. Причины успеха и неудач новых товаров. Ассортиментная политика. Особенности ценовой стратегии по сравнению со всеми остальными элементами Маркетинг-микса. Двойная роль цены товара. Понятие ценности продукта для потребителя. Типовые стратегии ценообразования. Ценообразование на основе издержек, спроса, ориентации на конкурента и ценности продукта.
  • ТЕМА 7. Сбытовая стратегия. Коммуникационная стратегия
    Управление каналами распределения. Выбор каналов. Критерии выбора сбытового канала. Уровни каналов. Основные маркетинговые сбытовые стратегии. Преимущества выстраивания партнерских отношений с поставщиками. Виды каналов маркетинговых коммуникаций. Динамика развития средств коммуникации. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Определение бюджета коммуникаций: затратный и инвестиционный подходы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы на лекциях
  • неблокирующий Участие в обсуждении дискуссионных вопросов на семинара
  • неблокирующий Письменные домашние работы
  • неблокирующий Подготовка маркетингового плана для компании
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.12 * Письменные домашние работы + 0.24 * Подготовка маркетингового плана для компании + 0.06 * Самостоятельные работы на лекциях + 0.18 * Участие в обсуждении дискуссионных вопросов на семинара + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kotler, P. T., & Armstrong, G. (2017). Principles of Marketing, Global Edition (Vol. 17th). Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1594475
  • Kotler, P., & Keller, K. L. (2016). A Framework for Marketing Management, Global Edition (Vol. Sixth edition). Boston: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419605
  • Rangan, V. K., Moriarty, R. T., & Swartz, G. S. (1992). Segmenting customers in mature industrial markets. Journal of Marketing, 56(4), 72. https://doi.org/10.1177/002224299205600406
  • Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г.-МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-570-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3225-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
  • Голубкова Е. Н.-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-363-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-04357-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/integrirovannye-marketingovye-kommunikacii-432170
  • Идеальный маркетинг: о чем забыли 98% маркетологов: Учебное пособие / Давар Н. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 214 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5035-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912751
  • Липсиц И. В.-ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2018-160-Бакалавр. Прикладной курс-978-5-9916-5906-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/cenoobrazovanie-424343
  • Липсиц И. В.-ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-160-Профессиональное образование-978-5-9916-9794-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/ceny-i-cenoobrazovanie-431974
  • Маркетинг : учебник / С.У. Нуралиев. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 305 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b177ff4775454.87516182. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/954382
  • Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник / О.А. Третьяк. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 403 с.: 60x90 1/16. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). (переплет) ISBN 5-16-002029-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/96501
  • Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник / Скоробогатых И.И., под ред., Ефимова Д.М., под ред. — Москва : КноРус, 2019. — 568 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-06813-7. — URL: https://book.ru/book/930727 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Маркетинговые стратегии для российских компаний: Учебное пособие/Липсиц И. В., Вигдорчик Е. А. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2006. - 183 с.: 70x90 1/16 ISBN 5-7598-0344-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/120677

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Piercy, N. (2017). Market-Led Strategic Change : Transforming the Process of Going to Market (Vol. Fifth edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1409965
  • Карасев А. П.-МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-315-Бакалавр. Прикладной курс-978-5-534-05189-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/marketingovye-issledovaniya-i-situacionnyy-analiz-433126
  • Репина, Е.А. Практика конкурентного позиционирования организаций на региональном рынке : монография / Репина Е.А., Ломова И.А., Гусина А.Н. и др. — Москва : Русайнс, 2018. — 105 с. — ISBN 978-5-4365-3187-8. — URL: https://book.ru/book/933599 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Стратегический маркетинг: Учебник / В.Н. Наумов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-009232-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/428247