• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Менеджмент)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегический̆ менеджмент» являются развитие способностей̆ стратегического мышления и навыков разработки стратегических альтернатив для принятия решений в области стратегического управления организацией,̆ функционирующей̆ в условиях высокой̆ конкуренции, изменчивости и непредсказуемости внешней̆ среды. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой̆ учебной̆ и научной̆ литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ознакомление с предпосылками стратегического менеджмента, эволюцией систем управления и функции планирования
  • Ознакомление с базовыми понятиями и моделями стратегического менеджмента
  • Ознакомление с сущностью миссии, видения фирмы и принципами их формирования. Ознакомление со SMART-принципом
  • Ознакомление с основными концепциями: конкурентные преимущества, конкурентоспособность.
  • Выстраивание стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М. Портера. Условия эффективного применения стратегий.
  • Ознакомление с мотивами выхода на новые международные рынки. Изучение стратегий компаний, действующих на глобальной арене. Базовые формы входа на рынок
  • Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М. Портера.
  • Конкурентные преимущества. Конкурентоспособность на уровне компании (бизнеса) и товара. Понятие «ключевая компетенция» и его сущность, источники формирования. Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и средства защиты конкурентных преимуществ.
  • Портфельный анализ диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа.
  • Матрица И.Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня.
  • Стратегии компании в различных отраслях. Бизнес-модель компании. Стратегии компании на международных рынках. Современныемодели стратегического менеджмента. Изучение кейсов стратегий развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в стратегический̆ менеджмент
    Предпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление стратегического менеджмента, как научного направления и научной̆ дисциплины. Направления поиска новой̆ парадигмы теории стратегического менеджмента.
  • Тема 2. Базовые понятия и модели стратегического менеджмента
    Стратегические решения: сущность и особенности. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие. Распределение полномочий на принятие стратегических решений
  • Тема 3. Стратегическое направление развития организации: целевые установки
    Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей̆. Три составляющие стратегического видения. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в приоритетах стратегических целей̆ фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей̆). Методологические основы формирования целей̆ деловой̆ организации. Виды целей̆ и их приоритетность. SMART – принцип
  • Тема 4. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии
    Конкурентные преимущества: сущность и взаимосвязь с конкурентоспособностью фирмы. Понятие «Конкурентоспособность». Конкурентоспособность на уровне компании (бизнеса) и товара. Понятие «ключевая компетенция» и его сущность, источники формирования. Теория конкурентных преимуществ. Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и средства защиты конкурентных преимуществ
  • Тема 5. Корпоративные и конкурентные стратегии
    Выстраивание стратегической̆ пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М. Портера. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего на полпути». Риски проведения стратегий реализации конкурентных преимуществ. Запас конкурентоспособности фирмы
  • Тема 6. Стратегии компании на международных рынках
    Мотивы выхода на новые международные рынки. Стратегии компаний, действующих на глобальной арене. Базовые формы входа на рынок. Стратегические решения, принимаемые компаниями в рамках международных стратеги. Глобальные стратегические альянсы
  • Тема 7. Внешняя среда компании: определение возможностей̆ и угроз
    Цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Этапы стратегического анализа внешней̆ среды компании. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Конкурентный̆ анализ отрасли на основе модели М. Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Определение бизнес-ландшафта фирмы. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Виды конкурентной̆ борьбы. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов в отрасли
  • Тема 8. Стратегический̆ анализ внутренней̆ среды фирмы
    Цели, принципы и методы анализа внутренней̆ среды фирмы. Методы и источники при обретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ
  • Тема 9. Портфельный̆ анализ диверсифицированной̆ компании
    Базовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Цели портфельного анализа диверсифицированной̆ компании. Оценка инвестиционной̆ привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Сравнительный̆ анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода
  • Тема 10. Определение и выбор стратегических альтернатив
    Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И. Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Стратегический̆ выбор и корневые компетенции. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня
  • Тема 11. Реализация стратегии: управление организационными изменениями
    Этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной̆ культуры. Стратегический̆ контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий̆ фактор, источники и сила сопротивления, управление со противлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные тесты
    Тесты проводятся как по теоретическому материалу, так и по изученным академическим публикациям. Время проведения тестирования – 1-2 модуль
  • неблокирующий Групповой кейс (в формате ГИА)
    Кейс – ситуация или практический пример из бизнеса, где рассматривается конкретная проблемная ситуация, требующая анализа и принятия решения. Выполнение кейсов осуществляется в групповом режиме и оценивается по критериям полноты и аргументированности разработанных вариантов решения ситуации. Кейсы выполняются студентами в рамках практических занятий по курсу. В каждой группе формируется несколько команд студентов (по 3-4 человека), которые в формате презентации представляют свой вариант решения. Время проведения – 3 модуль.
  • блокирующий Экзамен-2
    Выполняется студентом письменно и индивидуально в формате индивидуального кейса ГИА в рамках экзаменационной сессии 3 модуля
  • неблокирующий Домашнее задание «Оценка компании»
    В течение 1-2 модуля каждая группа в командах из 3-4 человек проводит стратегическое диагностирование выбранной компании (одна студенческая группа – одна компания). В конце 2 модуля студенческая группа готовит итоговую презентацию и представляет ее в рамках бизнес-практикума
  • блокирующий Экзамен -1
    Проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы.
  • неблокирующий «Мини» консалтинговый проект
    Выполняется в рамках проектной мастерской компании KPMG. Студенты выполняют проект по реальному заданию компании на консалтинговые услуги, под руководством консультантов KPMG, представителей компании и преподавателей ВШЭ. Защита консалтинговых проектов проводится в середине 3 модуля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * «Мини» консалтинговый проект + 0.1 * Групповой кейс (в формате ГИА) + 0.1 * Домашнее задание «Оценка компании» + 0.1 * Контрольные тесты + 0.3 * Экзамен -1 + 0.15 * Экзамен-2
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * «Мини» консалтинговый проект + 0.1 * Групповой кейс (в формате ГИА) + 0.1 * Домашнее задание «Оценка компании» + 0.1 * Контрольные тесты + 0.3 * Экзамен -1 + 0.15 * Экзамен-2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Катькало В.С. - Эволюция теории стратегического управления - Санкт-Петербургский государственный университет - 2011 - ISBN: 978-5-9924-0037-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/49459
  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Учебное пособие / Портер М.Е., Калинина Е.Ю., - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 715 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5727-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/615259
  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл. А. А., Стрикленд III А. Дж., 2009
  • Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918
  • Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд III. - Пер. с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, IRWIN, 2000. - 412 с. - ISBN 5-16-000166-2 (русск.), ISBN 0-256-11240-1 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/453177

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Школы стратегий : стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Минцберг Г., Альстрэнд Б., 2000