• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Цифровая грамотность

Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательной программы “История” и направлен на формирования начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для исследования исторических объектов и сохранения культурного наследия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучить студентов принципам и методам использования цифровых инструментов в исторической области знания.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
  • Набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены
  • Конвертировать файл из одного формата в другой
  • Различать ярлыки и символические ссылки на файлы и директории
  • Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука
  • Использовать переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств. Стирать накопители без возможности восстановления информации.
  • Знает историю возникновения интернета и всемирной паутины
  • Понимает, как устроен Интернет
  • Понимает смысл протокола TCP/IP, что такое IP адреса и какими они бывают
  • Понимает, как работают поисковые системы
  • Умеет создавать релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
  • Знает, что такое домен, какая у него структура, как завести себе домен
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
  • Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
  • Умеет критически относиться к медиасообщениям, анализировать медиасообщения по вспомогательным вопросам
  • Умеет опознавать жанры коммуникации в личном общении Определить неэкологичную коммуникативную ситуацию, справиться с такой ситуацией (применив одну из стратегий)
  • Умеет применять принципы написания и оформления электронных писем
  • Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
  • Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п.
  • Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперсылки, нумерацию страниц
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
  • Умеет создавать агрегированные таблицы
  • Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
  • Умеет работать с текстом и изображениями
  • Умеет работать с таблицами и графиками
  • Умеет правильно оформлять источники литературы
  • Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
  • Умеет отличать различные виды данных
  • Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
  • Умеет пользоваться блок-схемами и визуализировать задачи
  • Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
  • Знает виды регулярных выражений и умеет их применять на практике
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы работы с данными
    Что такое данные. Какие бывают типы данных. Работа с данными: машинное обучение.
  • Компьютерная безопасность
    Виды угроз для Android и IOS и способы защиты от них. Виды угроз для Windows и MacOS и способы защиты от них. Спам в почте, социальных сетях и прочих платформах. Безопасность аккаунтов. Онлайн мошенничество и персональные данные
  • Медиаграмотность
    Социальные сети. Цифровой след. Работа с информацией в сети. Пользование цифровыми медиа. Fake news. Этикет в сети. Общение в электронной почте
  • Базовые текстовые технологии
    Знакомство с Google.Документы. Форматирование сплошного текста. Google.Документы в системе Google.Диск.
  • Работа с табличными данными
    Знакомство с интерфейсом Google speadsheets и Excel. Элементарные операции в Excel. Первичная обработка данных. Анализ табличных данных. Сводные таблицы. Визуализация данных.
  • Основы создания презентации в Power Point
    Знакомство с Power Point. Основы дизайна и основные элементы визуализации. Работа с таблицами и графиками.
  • Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
    Научный метод познания окружающей действительности. Зачем люди занимаются наукой. Как правильно читать научные статьи и где их брать. Стандарты цитирования. Библиографические менеджеры: Zotero.
  • Компьютерная грамотность
    Программное обеспечение (ПО). Кодирование текста. Файлы. Кодирование изображений и звука. Устройства
  • Интернет и поиск
    Интернет как глобальная сеть. Интернет-адреса (IP4 и IPv6). Протокол TCP/IP. HTTP, HTML и браузеры. Web-адреса (структура URL). HTTPS, шифрование с открытым ключом, цепочки сертификатов. DNS. Интернет вещей. Будущее сети интернет
  • Алгоритмическое мышление
    Базовые навыки программирования на языке Python
  • Регулярные выражения
    Что такое регулярные выражения. Самые простые операторы. Количественные операторы. Жадные и ленивые операторы. Экранирование. Служебные символы. Группы.
  • Введение в Digital Humanities
    Большие данные в гуманитарных исследованиях. Стилометрия. Сетевой анализ: теория и обзор. Сетевой анализ: практика в Gephi.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Оценка за онлайн курс (неблокирующий)
  • Проект 1 (неблокирующий)
  • Проект 2 (неблокирующий)
  • Тесты (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Оценка за онлайн курс + 0.2 * Проект 1 + 0.2 * Проект 2 + 0.2 * Тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Миркин Б. Г.-ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ ДАННЫХ. Учебник и практикум-М.:Издательство Юрайт,2019-174-Авторский учебник-978-5-9916-5009-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-analiz-dannyh-432851
  • Под ред. Кедровой Г. Е.-ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-439-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01031-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/informatika-dlya-gumanitariev-436461

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М.-АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-284-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-08297-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761