• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История персидской литературы

Статус: Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История персидской литературы» преподаётся на втором и третьем годах обучения. Основная цель курса — дать студентам систематические знания о литературе Ирана с древности до новейшего времени, ознакомить студентов с системой жанров классической и современной персидской литературы, предложить анализ значительных произведений и явлений, выделить процессы, определявшие развитие литературы, выработать навык самостоятельного анализа литературных текстов. На первом этапе студент получает развернутое представление о древней литературе Ирана. Общей концепцией курса является подход к истории литературы как к составной части истории культуры, что обуславливает включение в лекционный материал разделов, касающихся мифологических и религиозных представлений изучаемого периода, политической культуры, искусства и архитектуры. Второй этап, предполагающий изучение средневековой персидской литературы, а также персидской литературы нового и новейшего времени, рассчитан на студентов, обладающих определенной языковой подготовкой и способных знакомиться с памятниками литературы не только в переводах и пересказе преподавателя, но и в оригинале. Те навыки анализа художественных текстов, которые учащиеся приобретут в ходе слушания курса, будут укреплены и развиты в ходе чтения фрагментов изучаемых произведений на семинарских занятиях. Студенты научатся анализировать произведения персидской литературы с учетом особенностей культурно-исторической ситуации и периода, к которому относится создание произведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Главная цель курса – дать студентам систематические знания о литературе и культуре Ирана.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Наличие общих представлений о главных произведениях среднеперсидской литературы и умение указать на их ключевые особенности
  • Студенты интерпретируют текст Авесты в переводе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература на древнеиранских языках
    Авеста как древнейший памятник литературы и идеологии иранцев. Ахеменидские клинописные надписи. Бехистунская надпись как главный текст персидской эпиграфической литературы: текст и дешифровка. Манифест Кира Великого. Антидэвовская надпись.
  • Среднеперсидская «светская» литература.
    Парфянский язык периода Аршакидов и ранних Сасанидов. Сведения о литературном творчестве иранцев в парфянский период. «Книга деяний Ардашира, сына Папака» как «историческая беллетристика». «Книга о Явиште Фрияне» как образец сказочной повести о разгадывании загадок. «Предание о сыне Зарера» как героический эпос. «Хосров, сын Кавада и паж» как образец светской придворной литературы. «Книга царей» как исторический текст позднесасадниского периода.
  • Тема 4. Мусульманское завоевание Ирана в VII в. и начальный период новоперсидской литературы (VII–IX в.).
    Очерк доисламской и раннеисламской арабской поэзии; арабоязычная литература Ирана
  • Среднеперсидская "религиозная» литература". Среднеперсидские переводы Авесты.
    «Денкард» как свод данных о вероучении, религиозных и морально-этических основах зороастризма. «Бундахишн» как собрание космологических легенд, религиозных преданий и мифов. «Бундахишн» и «Антология Задспрама». Религиозные андарзы: «Суждения Духа Разума». Зороастрийские полемические тексты. Манихейская литература.
  • Тема 5. Формирование канона классической литературы в эпоху Саманидов; творчество «отца персидских поэтов» Рудаки (ок. 860 – 941).
    X век – время становления почти всех форм поэзии, ставших традиционными впоследствии для литературы Ирана. Ученые-энциклопедисты Средней Азии: Фараби, Абу Али Ибн Сина, Бируни. Рудаки (ок. 860 – 941) и поэты его круга. Касыды и тагаззулы Рудаки – основа будущей панегирической поэзии и газельной лирики. Эпические стихотворения Рудаки. Дакики – продолжатель эпического жанра. Панегирики и сатиры Шахида Балхи. Стихи и музыка: пение и рецитация стихов под музыкальный аккомпанемент. Вопрос о связи блестящей поэзии X в. на дари с фольклорным песенным творчеством иранцев и с доисламской поэзией на пехлеви
  • Фирдоуси (эпоха, жизнь, творчество) и его героическая эпопея «Шах-наме».
    Фирдоуси (эпоха, жизнь, творчество) и Лк 4 Семинар «Шахнаме» Фирдоуси: чтение и обсуждение См 2 onl/cр 4 5 его героическая эпопея «Шах -наме». Слияние устной и письменной традиции. «Шах -наме» и пехлевийская «Хватай -намак». Эпические произведения, примыкающие к «Шах - наме». Легенды о Фирдоуси. Изучение основных сюжетов царствований мифологической, героической и исторической частей эпопеи, знакомство с которыми во многом обеспечивает понимание образности в художественных текстах на фарси, как классических, так и современных.
  • Становление прозы.
    Ранние «зерцала» как продолжение традиции пехлевийской дидактики. «Кабус -наме» Кай -Кавуса б. Вушмгира, «Четыре беседы» Низами Арузи Самарканди.
  • Становление идеологии суфизма и развитие суфийской поэзии (XI–XII вв.).
    Первые поэты-суфии: поэты четверостиший Абу Са`ид Мейхени, Баба Кухи; великие поэты тасаввуфа: Ансари, Санаи, Аттар; суфийская образность (истилахат ас-суфийа)
  • Суфийские доктринальные и агиографические сочинения.
    «Раскрытие скрытого» (Кашф ал -махджуб) Худжвири (XI в.), «Поминание друзей Божиих» (Тазкират ал-аулийа) Аттара (XII в.), «Цветник тайн» (Гулшан-и раз) Шабистари (XIV в.).
  • Персидская касыда и панегиристы газнавидского двора.
    Придворное ведомство поэтов и расцвет панегирической касыды. Султан Махмуд Газнави и становление канона восхваления. Панегиристы Махмуда и его наследников: Унсури, Асджади, Фаррухи, Манучихри.
  • Любовно-романический эпос.
    Первые любовно-романические поэмы на персидском языке: «Хингбут-у Сурхбут» и «Вамик и Азра» Унсури, «Варка и Гулшах» Аййуки, «Вис и Рамин» Гургани и их источники. «Вис и Рамин» Гургани как первый пример психологизации любовного чувства в персидском романическом эпосе.
  • Региональные поэтические школы.
    Исфаганская школа: Джамал ад-Дин Исфахани, Камал ад-Дин Исма`ил. Азербайджанская школа: Катран Табризи. Литературный круг Ширвана XII в. Творчество Хакани.
  • «Пятерица» Низами.
    Состав «Пятерицы»: сюжеты поэм и их источники. Приёмы построения поэтического нарратива: композиционный план и роль интродукции; повествование и описание, лирические и философские отступления. Низами как создатель канона дидактической и романической поэмы. Подражания поэмам Низами в литературах восточного средневековья. Низамиведение как отдельное направление иранистических исследований.
  • Окололитературные жанры прозы: истории, хроники, «ученые» трактаты.
    Традиция «текстуализации» знания: исторические сочинения и ученые трактаты по астрономии и алгебре, фармакологии и ботанике, суфизму и искусству поэзии; дискуссия об их принадлежности к литературе. Нарративные стратегии хронистов и структурирование истории. Первы е персидские трактаты по поэтике и кодификация норм и правил персидской поэзии. Учение о поэтических фигурах, «разряды» поэзии, терминология описания и оценки стиха. Шамс -и Кайс Рази и его «Свод правил персидской поэзии» – компендиум по литературной теории и критике поэзии.
  • Лирика Саʻди.
    Экскурс в историю персидской газели и дискуссия о персидском или арабском генезисе этой жанровой формы. Образный язык и метасюжет газели. Лирика Са ʻди: пересоздание традиции.
  • Дидактика Саʻди.
    Экскурс в литературу адаба. Соединение традиции суфийской дидактической поэмы, описывающей правила поведения мистика на путях искания Истины, и светской назидательной поэмы, повествующей о человеческом общежитии, в творчестве Са ʻди. Произведения Са ʻди – поэма «Бустан» и книга «Гулистан» – как базовые тексты персидской этики: темы и риторика назиданий; соотношение этического тезиса и иллюстрирующего рассказа
  • Джалал ад-Дин Руми.
    Биография . Основные произведения: «Диван Шамса Табризи» , поэма «Маснави -йи Маʻнави» («Духовная поэма» или «Поэма о скрытом смысле»); место в истории персидского суфизма и литературы; орден Мевлеви в Конье; Руми в турецкой литературе и культуре.
  • Расцвет персоязычной литературы в мусульманской Индии XIII– XIV вв.
    Эпическое и лирическое творчество Амир а Хусрав а Дихлави. «Пятерицы» Амира Хусрава: «ответ» Низами; элементы индо -персидского синтеза
  • Поэты круга Хафиза
    Эволюция газели от жанра к жанровой форме. Кульминация развития жанра в творчестве Хафиза. Проблематика изучения. Суфийская и светская интерпретация газелей. Гадание по Хафизу, народные варианты его газелей. Газели-ответы Хафиза. Традиция поэтических ответов на его стихи в последующие литературные эпохи. Хафиз в Европе. История переводов.
  • Малые жанры эпоса: саки-наме, дах-фасл
    Ширазский литературный круг: Хафиз, Хаджу Кирмани, Бусхак и др. Сатиры и пародии Убайда Закани, их фольклорная основа. Роль Закани в развитии художественной прозы.
  • Традиция назира – поэтического ответа и её роль в развитии литературного процесса
    Определения поэтического ответа и различных его видов в трактатах по поэтике. Традиция назира и интертекстуальность средневековой персидской поэзии
  • Литература XV–XVI вв.
    Литературный стиль эпохи Тимуридов. Абдуррахман Джами (эпоха, жизнь, творчество). Литература Средней Азии при династии Шейбанидов. Раннесефевидская литература. Поэтические антологии XVI–XVII вв.
  • Литература второй половины XVI–XVIII вв.
    Литературный круг шаха Аббаса I на рубеже XVI–XVII вв. XVII в. в литературе Сефевидского Ирана: кризис «классицизма». Литература мусульманской Индии в XVI–XVII вв. XVIII в. в литературе Ирана: экономический и политический кризис в стране, угасание традиций «высокой» литературы, народные дастаны, становление тазийе, литературная школа «Базгашт».
  • Литература XVIII–XIX вв.
    Литература Ирана на рубеже XVIII–XIX вв. и в первой половине XIX в.: Колониальная экспансия и соперничество великих держав, возрождение придворной литературы при Каджарах, продолжатели школы «Базгашт». Литература второй половины XIX в.: религиозно-социальные движения, просветительство, развитие публицистики, европейское литературное влияние. Литература периода конституционной революции 1905–1911 гг., периода реакции и первой мировой войны.
  • Изучение персидской литературы в России.
    Западные и российские востоковеды и чиновники в Иране. Переводы произведений персидской литературы на русский язык. Изучение персидской литературы в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. домашние задания
  • неблокирующий Created with Sketch. экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * домашние задания + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Introduction to Ancient Iranian Religion : Readings from the Avesta and the Achaemenid Inscriptions, edited by William W. Malandra, University of Minnesota Press, 1983. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=345504.
  • Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
  • Necklace of the Pleiades : 24 Essays on Persian Literature, Culture and Religion, edited by Franklin Lewis, and Sunil Sharma, Leiden University Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3327176.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bruijn, J. T. P. de. (2009). General Introduction to Persian Literature : History of Persian Literature A, Vol I. London: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=806360