• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Классический персидский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Классическим персидским языком принято называть новоперсидский язык IX — XV вв. н. э. Именно на этом языке написан весь корпус текстов классической поэзии и прозы персов и таджиков (IX — XV вв.); на его основе развился современный литературный персидский язык. Классический персидский принадлежит к юго- западной подгруппе иранских языков; он является преемником среднеперсидского и древнеперсидского языков и первым этапом в историческом развитии новоперсидского языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - чтение и понимание памятников словесности, включая литературные произведения (поэзия и проза), исторические хроники, религиозные и философские сочинения, трактаты по традиционным наукам;
  • - развитие навыков филологического анализа текста;
  • - развитие навыков перевода текстов;
  • - развитие навыков комментирования перевода;
  • - аннотирование и реферирование различных типов памятников словесности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты научаются писать транскрипцию-транслитерацию для классических текстов, определять метр и рифму стиха.
  • Студенты определяют самостоятельно в текстах классической поэзии и прозы пройденные глагольные формы, понимают отличия употребления этих форм в современном и классическом языке.
  • Студенты приводят отличия употребления послелога -rā и глагольных форм с префиксом bi- в современном и классическом языке.
  • Студенты приводят отличия употребления местоименных энклитик в современном и классическом языке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2: Глагольные и именные категории
    Грамматика: преждепрошедшее время (плюсквамперфект); будущее время глагола; формы прошедшего длительного времени; артикль ی (-ē); наречия.
  • Тема 3: Глагольные и именные категории (продолжение)
    Грамматика: личные местоимения; элементы словообразования: композиты; глагольный префикс bi-; послелог -rā;
  • Тема 4: Местоименные энклитики
    Грамматика: местоименные энклитики: энклитики в функции определения и прямого дополнения; местоименные энклитики в функции косвенного дополнения; местоименные энклитики в функции фактического субъекта действия.
  • Тема 1: Введение; Основы традиционных наук о метрике и рифме персидского стиха
    Основные сведения о языке; графика и фонетика классического персидского языка (вокализм и консонантизм); транскрипции и транслитерации; графическая и фонетическая вариативность; основные словари персидского языка; словарная работа. Наука о метрике стиха: ʻilm al-ʻarūż; персидский ʻаруз; основные метры персидского ʻаруза; зихафы и метры с измененными стопами; классификация метров: «круги» Халила и «деревья» рубаʻи; правила скандирования (taqṭīʻ); традиционные правила рифмовки; рифма и формы классической поэзии. Грамматика: формы настояще-будущего времени; формы простого прошедшего времени и перфекта глагола; глагольный формант -ē;
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние работы
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://us02web.zoom.us/j/5813790624?pwd=YXl5bG51Z0srQTgzV1BxZTFRRmtLZz09) К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: работающая веб-камера, возможность передачи звука и отправки текстовых сообщений, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать веб-камеру, выходить из-за компьютера, пользоваться конспектами и подсказками, мессенджерами, социальными сетями. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается интервал в 2 минуты (непроизвольный выход из конференции из-за низкого уровня сигнала). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается период более двух минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает дополнительные вопросы и задания.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Домашние работы + 0.25 * Работа на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Windfuhr, G. (1979). Persian Grammar : History and State of Its Study. The Hague: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=560992
  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2010
  • Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2010
  • Теоретическая поэтика: понятия и определения : хрестоматия, , 2002
  • Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002
  • Учебник персидского языка : для 1-го года обучения, Иванов, В. Б., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
  • Necklace of the Pleiades : 24 Essays on Persian Literature, Culture and Religion, edited by Franklin Lewis, and Sunil Sharma, Leiden University Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3327176.
  • Soheili, A. (2019). Further Developments in Persian Linguistic Scholarship. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2084363