• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История изучаемого региона (Китай)

Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой профильной части профессионального цикла и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - Введение в специальность (востоковедение и африканистика) - Всеобщая история - История восточных цивилизаций - История изучаемого региона (Китай, древний период) - Логика - Цифровая грамотность. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ истории и антрополо-гии; - навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных ис-точников для решения профессиональных задач; - способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии; - культурой научного мышления, способностью в письменной и устной речи пра-вильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном языке; - умением использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыки работы с персональным компьютером, программным обеспече-нием, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных; - владение, помимо русского, китайским и английским языками на базовом уровне; - стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотиваци-ей к профессиональной деятельности. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Защита выпускной квалификационной работы - История изучаемого региона - Культура и искусство изучаемого региона - Курсовая работа - Литература изучаемого региона - Научно-исследовательский семинар - Подготовка выпускной квалификационной работы - Религиозно-философские традиции изучаемого региона - Социальные и политические институты изучаемого региона - Экономика изучаемого региона. Окончательная итоговая оценка по дисциплине формируется на основе Итоговой оценки последней промежуточной аттестации всей дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: - в области научно-исследовательской деятельности – аргументированно доказывать научные версии истории средневекового Китая, сравнивать источники по истории и культуре Китая, трактовки исторической наукой ключевых проблем истории средневекового Китая, проверять такого рода трактовки, описывать и интерпретировать факты из области средневековой истории Китая, оценивать предлагаемые специалистами решения проблем средневековой истории Китая, использовать эти решения в процессе участия в индивидуальных и коллективных научных исследованиях, предполагающих анализ исторического материала;
  • формирование универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: - в области экспертно-аналитической деятельности – использовать предлагаемые спе-циалистами в области истории Китая решения и результаты собственного анализа для осущест-вления научно-гуманитарной экспертизы материалов исторического характера, имеющих от-ношение к истории Китая
  • формирование универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: в области практической и организационно-управленческой деятельности – использо-вать анализ исторического материала для подготовки учебных программ, научно-популярных лекций и изданий, организации и модерирования дискуссий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет и аргументированно доказывает основные закономерности династийных циклов в традиционном Китае, основные особенности политического устройства, социальных и культурных институтов, сложившихся в эпоху Хань и проявлявших себя в последующей истории Китая; различает признаки указанных закономерностей и особенностей на разных этапах истории Китая до ХХ в.
  • Выявляет основные особенности, обстоятельств и главных событий этапов кризиса и катастрофы династийного цикла в эпоху Восточная Хань.
  • Различает основные особенности политического и социально-экономического развития Китая в период Троецарствия, выявляет главные события периода.
  • Различает основные особенности политического и социально-экономического и культурного развития Китая в период Западной и Восточной Цзинь, выявляет главные события периода.
  • Различает основные особенности политического и социально-экономического развития Китая в период Южных и Северных династий, выявляет главные события периода.
  • Различает основные особенности развития культуры Китая и этнического самосознания в эпоху Шести династий, выявляет главные процессы и события в сфере культуры и религии в указанный период, фундаментальные изменения в картине мира и культурном мировоззрении.
  • Разбирается в основных особенностях политического и социально-экономического развития Китая в период правления дин. Суй, главных событиях периода.
  • Различает основные особенности династийного цикла в эпоху Тан, выявляет главные события начального этапа цикла.
  • Разбирается в основных особенностях политического развития и социально-экономической политики Китая в эпоху Тан, главных событиях, характеризующих эти процессы.
  • Разбирается в основных особенностях эволюции китайского общества в эпоху Тан, главных исторических вехах этого процесса.
  • Разбирается в основных особенностях внешней политики Китая в эпоху Тан, важнейших событиях, характеризующих внешние связи и международное положение страны в данный период.
  • Разбирается в основных особенностях идеологии и культуры Китая в эпоху Тан, главных исторических вехах их развития.
  • Разбирается в основных особенностях политического и социально-экономического развития Китая в эпоху Пяти династий и десяти царств, важнейших событиях этого периода.
  • Разбирается в основных особенностях династийного цикла в эпоху Северной Сун, главных исторических вехах этого цикла, специфике политического и социально-экономического развития, внутренней и внешней политике.
  • Разбирается в основных особенностях династийного цикла в эпоху Южной Сун, главных исторических вехах этого цикла, специфике политического и социально-экономического развития, внутренней и внешней политике.
  • Разбирается в основных особенностях культурной ситуации в эпоху Сун, специфике развития культуры и образования, культурном влиянии Китая на сопредельные страны.
  • Разбирается в основных особенностях политического, социально-экономического и культурного развития государства киданей на территории Северного Китая и Монголии.
  • Выявляет основные особенности политического, социально-экономического и культурного развития государства киданей на территории Северного Китая и Монголии.
  • Выявляет основные особенности политического, социально-экономического и культурного развития государства чжурчжэней на территории Маньчжурии и Китая.
  • Различает основных особенности династийного цикла в эпоху Юань, выявляет исторические вехи этого цикла, специфику политических, социально- экономических и культурных процессов, протекавших в Китае в указанную эпоху.
  • Выявляет основные особенности идеологии, культуры и внешней политики в эпоху Юань.
  • Различает основные особенности династийного цикла в эпоху Мин, выявляет исторические вехи этого цикла, специфику политических и социально- экономических процессов на начальном этапе цикла.
  • Различает основные особенности внутренней политики и социально-экономического развития Китая в эпоху Мин, выявляет исторические вехи этого развития.
  • Различает основные особенности внешней политики и международного положения Китая в эпоху Мин, выявляет исторические вехи внешней активности Китая в указанный период.
  • Различает характер и содержание культурных контактов Китая и Запада в эпоху Мин, выявляет цели и задачи, которые ставили контактирующие стороны, современных трактовок значения и последствий этих контактов для Китая и Запада.
  • Различает особенности становления маньчжурского государства, выявляет содержание основных событий, связанных с маньчжурским завоеванием Китая, причин поражения империи Мин.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Династийные циклы в Китае и их закономерности. Основные особенности имперского политического устройства, социальных и культурных институтов, сложившихся в эпоху Хань.
    Понятие «Средние века» применительно к мировой и китайской истории. Обоснование хронологических рамок курса. Китай как «мир-система». Династийные циклы (С.А. Нефедов) в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «История изучаемого региона (Китай)» (Средние века) для направления истории Китая и их экономические, социально-демографические, экологические и политические закономерности; стадии разрухи, восстановления, стабилизации, кризиса, катастрофы. Шесть династийных циклов и два линейных отрезка. Раннеханьский (206 г. до н.э. – 24 г. н.э.) и Позднеханьский (25 – 220 гг.) циклы. «Власть-собственность», специфика институтов власти и собственности в императорском Китае. Складывание общекитайской мифологии, системы конфуцианских канонов и социально- правовых норм в эпоху Хань. Особенности административного аппарата и его отбора, связь этих институтов с системой образования, сложившиеся в эпоху Хань.
  • Тема 2. Особенности кризисного этапа династийного цикла династии Хань. Крах империи (184 – 220 гг.).
    Социально-экономические причины разрушения империи Западная Хань. Выход из фазы катастрофы в 23 – 25 гг., провозглашение Восточной Хань. Политическая борьба в конце эпохи Восточная Хань: евнухи, временщики, «сильные дома», военачальники и представители конфуцианских школ (движение «чистой критики»). Даосское движение Желтых повязок. Подавление восстания и конкуренция внутри властной элиты. Борьба Цао Цао за лидерство среди военачальников, провозглашение его сыном Цао Пи в 220 г. династии Вэй в бассейнах Хуанхэ и Хуайхэ. Складывание первых институциализированных религиозных систем в Китае. «Путь Небесных наставников» и его историческая судьба.
  • Тема 3. Период Троецарствия (220 – 265 гг.). Новые тенденции в эволюции китайского общества и государства.
    Образование государств Вэй, Шу (Лю Бан, верховья Янцзы) и У (Чжугэ Лян, низовья Янцзы). Реформы Цао Цао и Цао Пэя (отмена подушной подати и недоимок, создание военных поселений). Царство У (Сунь Цюань) в р-не совр. Нанкина. Присоединение к Вэй царства Шу после смерти Чжугэ Ляна, потом У. Становление новой элиты. Перипетии борьбы трех царств в исторических источниках и литературе. Борьба рода Цао и рода Сыма, фактическая победа Сыма в 249 г., низложение правителя Вэй Сыма Янем в 265 г. Предание и история: исторические персонажи и герои романа «Троецарствия» в китайской культуре и историческом сознании.
  • Тема 4. Западная и Восточная Цзинь (265 – 420 гг.). Борьба центростремительных и центробежных тенденций.
    Факторы объединения и децентрализации в развитии Китая в период Шести династий (220 – 589 гг.). Становление Западной Цзинь. Раздача уделов Сыма Янем; конфликты центральной власти с владельцами уделов. Земельная реформа: надел, большая часть которого облагается налогом, меньшая – идет в доход земледельца; дополнительный налог шелком и шелком-сырцом; казенные работы; должностные наделы в зависимости от ранга. «Смута восьми ванов» (291 – 306 гг.). Проникновение степняков-северян на земли хуася. Нашествие сюнну (311 гг. – падение Лояна, 316 г. – Чанъаня), крушение Западной Цзинь, провозглашение Восточной Цзинь во главе с родом Сыма в 316 г. – начало разделения на страны на Север и Юг. Борьба родов Хуань и Лю за власть в Восточной Цзинь (столица в Цзянъе, совр. Нанкин). Изменения в системе землепользования. Зависимые арендаторы дянькэ. Восстание даосской секты Удоумидао («Путь пяти доу риса). Падение Вост. Цзинь. Начало «эпохи шестнадцати варварских государств».
  • Тема 5. Южные и Северные династии (317 – 581 гг.). Взаимопроникновение китайского и «варварского» миров.
    На Юге тенденции к централизации: смена четырех династий с центром в Цзянъе (Нанкине) после Вост. Цзинь ‒ Южные Сун, Ци, Лян и Чэнь, редкие походы на Север (последние в первой пол. V в.). Новые черты китайской социальной элиты – становление сильных домов, появление новой потомственной аристократии. На Севере многочисленные «варварские» китаизированные государства, знать из бывших племенных вождей, хозяйственное и демографическое запустение. Сюнну (хунну) в сев. Шаньси и Внутр. Монголии, пять аймаков, правитель шаньюй. Сяньби (муюны в Юж. Маньчжурии, потом в Хэбэе – гос-во Янь, тоба во Внутр. Монголии и Ордосе), захват тоба Сев. Китая, провозглашение Тоба Гуя императором (кон. IV в.); установление тоба дин. Сев. Вэй (386 – 534 гг.). Тибетцы в Ганьсу, Шэньси и Нинся (царство Цинь), столкновение с китайцами у р. Фэншуй (бассейн Хуайхэ) в 383 г. Государства жужаней, цзе и др. Синтез, взаимопроникновение и интеграция степняков и китайцев от Северной Вэй до Северной Чжоу. Китайская система управления, 8 аймаков для табгачского населения. Военные поселения. Надельная система. Поместная система, временные служебные наделы. Сев. Вэй – в 484 г. указ Тоба Хуна об ограничении крупных землевладений и укреплении надельной системы (право крестьян на казенный надел, запрещение купли-продажи земли и проч.). Низовая система управления (система круговой поруки) ‒ даны, лин и ли, использование кланово-патронимических связей в интересах власти. Двор (малая семья) как основа податного учета. Влияние кочевых народов на китайскую материальную культуру и общество. Китаизация верхушки тоба – принятие знатью китайских фамилий, браки между сяньбийской и китайской аристократией. Раздел Вэй на Зап. и Вост. гос-ва (534 – 550 гг.), смена династий, объединение Сев. Чжоу в 577 гг. и покорение Юга в 589 г.
  • Тема 6. От «синической» цивилизации к китайской: изменения в картине мира и системе духовных ценностей в эпоху Шести династий
    Этническое самосознание китайцев в III – VI вв. Представления китайцев об окружаю-щем географическом пространстве. Падение авторитета конфуцианства. Появление религиоз-ного даосизма и теократических сект. Даосская алхимия в китайской культуре. Укоренение буддизма как главный маркер перехода от «синической» цивилизации к китайской. Особенно-сти рецепции буддизма в Китае, появление монастырей. Новые концепты в картине мира (кар-ма, сансара, рай, ад и т.п.). Историческая и научная литература. Тенденции культурного развития: «чистые беседы», «ветер и поток», развитие живопи-си, каллиграфии, становление эстетической мысли и теории искусства; буддийские мотивы в культуре и искусстве. Даосская алхимия.
  • Тема 7. Эпоха Суй (581 – 618 гг.) – преддверие нового династийного цикла
    Особенности политического, социального и культурного развития северных полукитай-ских-«полуварварских» государств. Рост городов, создание торгово-ремесленных корпораций туань и хан. Приход к власти в Сев. Чжоу китайско-«варварского» рода Ян и создание государства Суй. Восстановление системы уравнительного землепользования. Огосударствление земель, распространение надельной системы. Введение системы имперских экзаменов кэцзюй (учреждение экзаменов на звание цзиньши Ян Гуаном). Экономические и административные преобразования. Создание кодекса законов. Строительство Великого канала, реконструкция Великой стены. Геополитические претензии: войны с Когурё и Пэкче. Восстановление китайского господства в Цзяочжоу (Сев. Вьетнам). Признание старшинства Китая со стороны тюркского каганата. Неудача корейских походов 612 – 614 гг. Восстания в Шаньдуне и Хунани. Мятеж Ли Юаня, крах династии Суй – окончание «линейного» этапа истории Китая.
  • Тема 8. Династия Тан (618 – 907 гг.): основные вехи истории и этапы дина-стийного цикла
    Подавление суйскими военачальниками восстания Доу Цзяня, ограничение гос. барщи-ны, освобождение проданных в рабство, помощь голодающим и т.п. Приход к власти рода Ли и создание империи Тан. Этапы династийного цикла. Фаза становления династии в период правления Ли Юаня и Ли Шиминя (Тай-цзуна) (618 – 649 гг.). Стабилизация в период управления вдовствующей императрицей У Цзэтянь во второй пол. VII в. (в 690 – 705 гг. правила в качестве императора). Пик процветания династии в прав-ление Сюань-цзуна (713 – 755), развитие проявлений кризисной фазы династийного цикла, восстание полководца Ань Лушаня в 755 г. Реформы первого министра Ян Яня в 780 г., ослабившие надельную систему, но сделавшие для казны прибыльной куплю-продажу землю, повысившей собираемость налогов и тем сгладившей последствия кризисной фазы династийного цикла, задержавшей ее развитие. Спасение фискальной базы государства в 845 г.: гонения на буддийские и даосские монастыри, изъятие в пользу государства монастырских земель, возвращение в мир монахов, установление жесткого административного контроля за деятельностью религиозных организаций. Укрепление позиций конфуцианства. Народные восстания. Де-централизация и распад империи.
  • Тема 9. Политическая система и социально-экономическая политика дина-стии Тан
    Административное деление империи (10 провинций, управление округов-чжоу, разде-ленных на уезды). Императорский секретариат, Императорская канцелярия и Управление ве-домств (Шесть ведомств ‒ Лю бу). Привлечение «талантов, разумеющих цзин цзи», при Ли Шимине. Административные и хозяйственные преобразования раннего периода Тан. Танские законодательные кодексы люй, лин и гэ. Реформа налогообложения, переход на налог с собст-венности, упразднение подушевого и подворного налогов. Укрепление надельной системы (са-дово-огородный наследственный надел и запрещенное к продаже пахотное поле в 80 му, еже-годный передел), ее последующее разложение, рост формально непривилегированных «богатых и влиятельных домов». Непосредственный производитель вместе с наделом – единый объект собственности государства. Система круговой поруки в помощь администрации. Финансовая система, появление первых бумажных денег. Рост городов, казенное и частное производства. Система военных округов фу бин, ее разложение в VIII в. Введение постов генерал-губернаторов (цзедуши) для выполнения военных функций в 711 г. Сосредоточение в руках цзедуши гражданских и финансовых функций. Период правления императрицы У Цзэхоу, причины ее прихода к власти, особенности политики. Реформы Ян Яня 780 г. по ослаблению надельной системы и снятию запретов на куплю-продажу земли для компенсации фискальных потерь казны. Временное расширение фискальной базы государства в 845 г. за счет изъятия монастырских земель и возвращения в мир монахов.
  • Тема 10. Специфика социальных и внутренних политических конфликтов в Китае в VII-IX вв.
    Социальная структура в эпоху Тан. Нечеткость сословного деления, категории населения: гуй – знатные, лян минь – «добрый люд», цзянь жэнь – «подлый люд»; ученые, земледельцы, ремесленники, торговцы, их права и социальные возможности. Перечни родовитых фамилий с 637 г. Привилегии потомственных служилых. 9 рангов знатности, 30 внутриранговых ступеней. Связь элиты с гос. службой, отсутствие прямого наследования рангов знатности и привилегий, иерархичность внутренней структуры (элита – выше пятого ранга), открытость для простолюдинов. Землевладельцы, в т.ч. незнатные, как экономически господствующй класс. Крестьяне: в пользователи наделов (формально запрещенных к передаче и продаже); прикрепленные к военным поселениям, наделам чиновников, владениями императорских родичей; рабы-нуби из преступников; частнозависимые буцюй, кабальные суйшэнь. Государственные крепостные гуаньху. Отсутствие четких официальных границ между городским и сельским населением. Гос. эксплуатация посредством ренты-налога и повинностей. Самоорганизация населения: клановые, земляческие, торгово-ремесленные, религиозные объединения и проч. Неофициальные обязанности простолюдинов по отношению к власть имущим. Особенности правовой системы. Соединение высокого социального статуса с политическим. Особенности «правящего класса» и его эволюция. Противоборствующие группы внутри социальной элиты. «Богатые и влиятельные дома» (бывшие «сильные дома») ‒ официально непривилегированная часть землевладельцев. Военные наместники цзедуши на периферии империи как главная угроза центральной власти с 715 г. Рост числа частнозависимых, многообразные формы личной зависимости. Мятеж Ань Лушаня. 48 цзедуши в VIII в., войны между ними в VIII – IX вв. Восстание Ван Сяньчжи – Хуан Чао в 859 – 884 гг.
  • Тема 11. Особенности внешней политики империи Тан
    Относительная открытость страны, активная внешняя торговля. Торговый обмен как представление «дани из местных товаров». Караван-сараи на Шелковом пути, иностранный квартал в Гуанчжоу. Войны с государствами ЮВА, в Центральной Азии и в Корее. VII в. – присоединение Цинхая, разгром Восточного каганата и овладение Шелковым путем, затем Западнотюркского каганата в союзе с уйгурами; победа над корейскими государствами Когурё и Пэкче. VIII в. – остановка китайской экспансии в Средней Азии арабами на р. Талас. Обмен посольскими миссиями, «жалование» китайских титулов иноземным властителям. Утрата внешнеполитических позиций в VIII в.: неудачи в борьбе с тибетцами и тангутами, утрата контроля над Кореей, поражения в войнах с киданями и государством Наньчжао на юго-западе. Подавление мятежа Ань Лушана в 755 – 763 гг. Снижение внешнеполитической активности. Посольства из Византии, арабских халифатов. Складывание системы дипломатии, основанной на «фикции сюзеренитета».
  • Тема 12. Политика империи Тан в области идеологии и культуры. Специфи-ка культурного развития Китая в эпоху Тан
    Складывание имперского аппарата идеологического и культурного контроля и унификации. Этническая толерантность при ханьской этнокультурной доминанте. Создание Академии Ханьлинь, системы учебных заведений и учреждений культуры, системы экзаменов кэцзюй. Покровительство даосизму и буддизму. Появление ксилографического книгопечатания. Развитие светской литературы (прозаическая новелла). Историческая и энциклопедическая литература. Изменение культурной политики в кризисной стадии династийного цикла. «Движение за возрождение древности» и повышение авторитета конфуцианства. Гонения на буддизм и даосизм в 845 г., конфискация имущества монастырей, возвращение монахов в мир, включение религиозных институтов в административную систему. Путешествия Сюаньцзана, Ицзина, Цзя Даня и др. Проникновение манихейства, зороастризма, христианства в несторианской версии.
  • Тема 13. Эпоха Пяти династий и десяти царств (906 – 960 гг.)
    Юг – ослабление местной власти, дробление крупного землевладения, привлечение дер-жателей и арендаторов, активизация земледелия и торговли. Север – смена правящих династий, полное уничтожение Чанъаня, разрушение Лояна. Упадок ирригационной системы, разрушение дамб. Северные и южные государства: Сев. Хань, 7 государств на Юге и смена пяти династий с центром в Кайфыне (Дунцзин) ‒ Поздняя Лян, Поздняя Тан, Поздняя Цзинь, Поздняя Хань, Поздняя Чжоу. Несколько десятков самостийных цзедуши. Особенности организации общества и государственной системы. Рост значения дворцовой гвардии и Совета по военным делам (Шумиюань). Две трети военных в аппарате управления. Киданьское нашествие, утрата кайфэнским режимом 16 округов, потеря Кайфына в 946 г., выплата дани киданям. Централизаторские реформы в Позднем Чжоу (951 – 960 гг.). Пере-ворот Чжао Куаньиня.
  • Тема 14. Приход к власти рода Чжао и создание империи Сун (960 – 1279 гг.). Северная Сун (960 – 1127 гг.)
    Периодизация эпохи Сун и династийных циклов. Северосунский этап династийного цикла. Административные и хозяйственные преобразования. Ликвидация военных округовна-местничеств, лишавшая цзедуши гражданской власти. Централизация управления: четыре должностных лица на уровне провинций-лу, отвечавшие по отдельности за военные дела, налоги и перевозки, суд, зернохранилища и ирригацию. Уполномоченные-тунпани для контроля за местной администрацией. Частые переводы чиновников. Набор в армию по найму. Отмирание надельной системы. Экономическая политика, монополии на чай и ткани. Попытка найти решение проблемы сосредоточения земли в руках крупных землевладельцев. Преобразования периода правления императора Жэнь-цзуна (1023 ‒ 1064). Реформы Фань Чжунъяня (989 ‒ 1052), учение Ли Гоу о цзин цзи (1009 ‒ 1059). Реформы Ван Аньши (1021 - 1086), нацеленные на урегулирование отношений казны с подданными и ограничение произвола верхов. Начало активного использования фискальных инструментов в экономической политике. Бумажные деньги. Отмирание триады повинностей. Реформы налогообложения. Система централизованных закупок. Система баоцзя. Войны с киданями, тангутами и взаимоотношения с некитайскими государствами Ляо и Западная Ся. Кризисная фаза цикла. Бунты, восстания, народные волнения. Нашествие чжур-чжэней и падение Кайфэна. Перенос столицы на юг.
  • Тема 15. Династия Южная Сун (1127– 1279 гг.)
    империи Южная Сун. Приостановка цикла в кризисной фазе посредством использования ресурсов Юга. Рост значения морской торговли, развитие приморских городов. Войны с чжурчжэнями, усиление самостоятельности полководцев. Сложный дипломатический процесс, дипломатические изменения взаимных статусов лидеров договаривающихся сторон как названных «родственников». Канцлер Цинь Гуй и полководец Юэ Фэй (XII в.) ‒ легендированные символы коллаборационизма и патриотизма. Реформы Южной Сун. Система землепользования. Формирование сословия шэньши. Сокращение к XIII в. численности лично-неполноправных сословий (цзянь жэнь), две основные категории простолюдинов – чжуху и кэху. Основание первого постоянного китайского флота. Монгольское нашествие.
  • Тема 16. Сунское неоконфуцианство и новая эпоха в развитии китайской культуры и системы образования
    Ситуация религиозного и культурного синкретизма. Сосуществование государственных и частных учебных заведений. Восстановление авторитета конфуцианства за счет интеграции и переосмысления идей и концептов других идейных течений и религиозных систем. «Изъяснение Плана Великого предела» Чжоу Дуньи. Братья Чэн и Чжу Си. Создание «Четверокнижия». «Да сюэ» («Великое учение») как новый базовый текст конфуцианской традиции. Чжусианство как основание ортодоксального понимания конфуцианских канонов, подготовки к экзаменам кэцзюй и системы образования. Роль неоконфуцианства в распространении китайской «мягкой силы» в Восточной и Юго-Восточной Азии. Влияние неоконфуцианства на культуру Кореи. Чжусианство и янминизм в Японии, Корее и Вьетнаме.
  • Тема 17. Киданьское государств Ляо (907 – 1125 гг.)
    Формирование государства киданей Абаоцзи (Амбагаем), переход к частичной оседло-сти до периода Сун. Пять «столиц» по образцу Тан с разделением административных функций. 6 областей-фу, округа-чжоу, города, уезды-сянь, «вассальные владения». Сосуществование ки-даней и китайцев, раздельное управление ими на начальном этапе, области с киданьскими и китайскими властями (северная и южная администрации). Отдельные правовые системы для китайцев и киданей (обычное право). Создание двух видов собственной письменности. Уделы киданьской знати (вождей племен илибу) и генерал-губернаторов цзедуши, военные инспекции и управления «великих вассалов», домены-«дворцы» под управлением императора. Два правящих рода: императора (иль-кхаана) Елюй и императрицы Сяо. Усиление роли регулярной администрации. Китаизация государственной элиты: китай-ские облачения императора, система экзаменов, китайское законодательство, академия Хань-линь, экзамены и т.п. Важная роль Тайного совета при императоре, с 910 г. пост канцлера-цзайсяна, сочетание аппарата китайского образца и традиционных постов и институтов. Организация армии: собственное ордо (гвардия) и ордо при доменах-«дворцах», кидань-ское ополчение. Войны с Бохаем в 609 – 626 гг., победа киданей, подчинение чжурчжэней. Мя-теж чжурчжэней 1124 ‒1125 гг. во главе с Ваньянем Агудой, уход части киданей в Среднюю Азию, создание государства каракитаев.
  • Тема 18. Чжурчжэньское государство Цзинь (1115 – 1234 гг.)
    1113 г. ‒ приход к власти в чжурчжэньском клане Ваньянь Агуды, 1115 г. – восстание против киданей, провозглашение государства Цзинь (Анчун гурун). 1122 г. – союз с Сун против Ляо. 1127 г. – захват Кайфэна, создание марионеточного государства Чу, затем Ци. Борьба с государствами Ляо и Южное Сун. 1142 г. – Шаосинский договор, переход к Цзинь территории к северу от р. Хуайхэ, перенос столицы из Хуэйинфу с Чжунду (Пекин). Военно-политическая система чжурчжэней на китайских землях. 5 столиц по киданьскому (некогда танскому) образцу, раздельное управление китайским и чжурчжэньским населением на начальном этапе. Высший совет из чжурчжэней. Переход к системе управления по китайскому образцу с 30-х годов XII в., снятие запрета на браки с китайцами в 1151 г. Система центральных и местных органов (6 министерств и проч.), экзаменационный отбор и т.п. Местная военно-административная организация чжурчжэньских общин, военные поселения из чжурчжэней, чжурчжэньское ополчение как основа армии. Перераспределение земельного фонда в пользу чжурчжэней, переселение китайцев в Манчжурию, налоговые льготы чжурчжэням, запреты на продажу земель. Ограничение непри-вилегированных частных земельных владений, арендная эксплуатация, свободные крестьяне как государственные арендаторы. Оригинальная финансовая система, собственные бронзовые и серебряные деньги, кредитки и ассигнации. Политическая борьба и внутренние войны. С 1211 ‒ 1213 гг. монгольское завоевание, раскол Цзинь на вассальную монголам и антиколлаборационистскую (Вост. Ся) части, уничтожение чжурчжэньской государственности в 1234 г.
  • Тема 19. Тангутское государство Западная Ся (1032 – 1227 гг.)
    До 982 г. выплата дани империи Сун, с 1006 г. фактическая независимость. В 1038 г. провозглашение династии Зап. Ся по имени полумифической древней китайской династии, в 1044 г. принуждение империи Сун к выплату дани. Борьба с государствами Ляо и Цзинь. Китаизация системы управления (военные округа, организация ополчения, градация во-енных чинов, система поощрений и наказаний и т.п.), различия в численности и классификации административных учреждений, градации гражданских чинов и должностей; традиционные тангутские институты (совет и старшин и т.п.). Двуязычие в системе управления. Буддизм как государственная религия, специфика буддизма у тангутов. Создание в 1038 г. собственной иероглифической письменности, перевод буддийского канона, конфуцианских и др. китайских текстов, словарей и т.п. Особенности тангутского письма. Кодекс законов. Захват в XII в. областей к востоку от Кукунора, ряда китайских и киданьских земель. С 1205 г. отражение нападений монголов, лавирование между монголами и Цзинь. Заимствование монголами у тангутов ряда государственныхинститутов. Уничтожение тангутов китайцами после падения дин. Юань.
  • Тема 20. Империя Юань (1271 – 1368 гг.). Социально-экономическое развитие и политическое устройство.
    Монгольское завоевание Восточной Азии. Взятие Пекина в 1215 г., падение Си Ся и за-хват Шаньдуна в 1227 г., Ляодуна в 1230 – 1233 гг. и осада Кайфэна, взятие Кайфэна в 1234 г. Начало военных действий монголов против Южной Сун в 1235 – 1237 гг., потом перерыв до 1258 г. (на захват государства Дали и Северного Вьетнама) и снова перерыв после смерти хана Мункэ (1259 г.). Перенос Хубилаем столицы в Пекин (Даду) в 1264 г., в 1267 г. новое наступление. Провозглашение династии Юань в 1271 г. В 1276 г. захват сунской столицы Линьани, в 1279 г. разгром последней базы сопротивления в Гуандуне. Завершение периода становления династии и относительная стабилизация на рубеже XIII – XIV вв., развитие кризиса с 1310-х гг. Связь кризисных явлений с дискриминацией китайского населения, неустойчивостью политической системы, злоупотреблениями и борьбой за власть между наследниками Чингисхана (Хубилай и Ариг-Буга до 1295 г., внутренние конфликты 1310-х – 1330-х гг., 1333 – 1367 гг.). Этническая сегрегация (четыре категории населения с разными правами), дискримина-ция южных китайцев. Административные и фискальные преобразования Елюй Чуцая (до 1241 г.) и Хубилая (1260 – 1295 гг.), опиравшиеся на китайский опыт; непоследовательность китаи-зации управления. Особенности административного деления, административного устройства и аппарата. Отсутствие унификации в административной системе; наместничества, ханские до-мены в ряде провинций, уделы монгольской знати и т.п. Финансовая политика: обесценивание бумажных денег. Эволюция порядка землепользования, рост крупного землевладения, подне-вольный труд «захваченных» (цюйкоу) в частных и государственных владениях на Севере, рост численности неполноправных слоев населения. Принудительное насаждения общинной организации (лицзя). Казенные и частные мастерские. Попытка наследственного закрепления социального статуса. Казенная монополия на соль, железо, металлы, чай, вино и уксус (по примеру Сун). Попытки запрета частной морской торговли. Отношение монгольской администрации к конфуцианцам, буддистам и даосам. Восстановление экзаменационной системы в 1314 г. Народные движения и восстания. Фаза катастрофы с 1351 г. (восстания Белого лотоса или «красных войск»), продолжение повстанческого движения Чжу Юаньчжаном. Падение династии Юань.
  • Тема 21. Ситуация в области идеологии и культуры. Внешняя политика им-перии Юань
    Открытие в 1287 г. государственного конфуцианского училища Гоцзысюэ. Покровительство северному буддизму, мусульманам. Развитие драматургии и театра. Усиление индийского и тибетского влияния в живописи и архитектуре. Неудачная попытка введения квадратного монгольского письма на основе тибетского алфавита. 5 тыс. христиан в Даду. Послы при юаньском дворе: посол папы Джованни Монте Кор-вино (с 1295 г.), миссионер Одарико ди Парденоне (1318 – 1328); высокие должности Марко Поло (1254 – 1324) при Хубилае ; финансами распоряжался выходец из Средней Азии Ахмед, военачальники Наспер ад-Дал и Масаргия. Давление на Корею с 1219 г. 1231 – 1253 гг. – пять попыток завоевания Кореи, с 1247 г. – постоянное присутствие монгольских войск в Корё, 1254 – 1259 гг. – экспедиции в Корё, за-кончившиеся признанием монгольского вассалитета, присутствием монгольских гарнизонов в крупнейших городах, участием корейских войск и кораблей в войнах с Южной Сун. Неудачные попытки монголов высадиться в Японии в 1274 и 1281 гг. С 1271 г. экспедиции в Бирму, в 1285 г. капитуляция Бирмы и признание вассалитета. С 1279 г. давление на Тямпу, поход 1282 г., в 1283 г. взятие столицы, но в итоге неудача. С 1257 г. навязывание вассалитета Аннаму, в 1261 г. признание им формального вассалитета, но требование Хубилаем реального выполнения вассальных обязанностей привело к серии неудачных походов во Вьетнам. Признание Аннамом формального вассалитета при преемнике Хубилая. Неудачная экспедиция на Яву в 1292 – 1293 гг.
  • Тема 22. Эпоха Мин (1368 – 1644 гг.) в истории Китая. Становление китай-ской империи после периода национального унижения
    Приход к власти рода Чжу и образование империи Мин. Периодизация династийного цикла; кризисный этап к концу XV в., этап катастрофы в начале XVII в. Восстановительные меры Чжу Юаньчжана. Восстановление авторитета «всего китайского», сакрализация эпохи Тан. Меры по укреплению центральной власти: устрожение дворцовых ритуалов, придворных правил, учреждение тайной полиции, цензура канонов; меры по предотвращению усиления кланов императриц; упразднение поста первого советника, создание секретариата Нэйгэ и т.п. Введение уделов, предпосылки усиления фаворитизма. Административная реформа, трехчастное устройство администрации. Восстановление конфуцианской системы образования, системы экзаменов; «Наставления» Чжу Юаньчжана подданным («Великое предостережение»). Военная реформа: введение рекрутской системы, наследственной службы. Составление подворных реестров («желтые реестры»)и земельных кадастров, фактическое воссоздание надельной системы (за счет фонда казенных земель; временная ликвидация арендных отношений); создание системы административно фискальных объединений (система ли-цзя), повышение их социальной роли; институт старейшин. Попытка наследственного закрепления социального статуса по юаньским образцам.
  • Тема 23. Внутренняя политика и социально-экономическая эволюция импе-рии Мин
    Южная и Северная столицы. Категории населения. «Четыре группы народа» как тради-ционная идеологическая модель. Чиновники и шэньши; простолюдины лян минь: разложение раннеминской системы наследственных статусов, стирание правовых граней между категория-ми крестьянства, сложный характер социальных конфликтов в деревне; «подлый люд» цзянь минь. Аграрная и фискальная политика: фискальная община; регулярное составление «желтых» (волостных) и «голубых» (провинциальных) налогово-повинностных реестров; категории тру-довых повинностей. Государственные и частные земли (1:8). Военные преобразования (рефор-ма военного командования, военные поселения, 2 млн дворов, выполнявших «специализиро-ванную» военную повинность. Равноправие сословий в поземельном налогообложении до 1586 г. (до освобождения чиновников от поземельного налога с части земли). Возрастание доли серебра в уплате налогов с 30-х гг. XV в. Заимствование методов ирригации во Вьетнаме, появление новых культур (батат, кукуруза, арахис). Повышение трудоинтенсивности сельского хозяйства. Снижение количества земли на душу населения вдвое к концу XVI в. Новые центры ремесленного производства (Нанкин, Сучжоу, Ханчжоу, Цзиндэчжэнь). Удельная система как способ противостояния местному чиновничеству. Предпосылки кризиса: междоусобица после смерти Чжу Юаньчжана. Снижение политической роли уделов с правления Юнлэ (Чжу Ди, 1403 – 1424) при повышении экономического могущества аристо-кратии. Императорская власть и оппозиция. Школа для евнухов (1420 г.), повышение роли евну-хов в управлении. Фавориты Ван Чжэнь и Лю Цзинь (XV в.). Оппозиция ученых, движение за реформы, политические и экономические позиции реформаторов, их подавление в 1508 г. Ре-формы Чжан Цзюйчжэна (1570-е гг.), коммутация налогов и повинностей на основе серебра. Подрыв стабильности налоговой системы (расчет в серебре при сборе в медных деньгах); со-кращение притока серебра из-за истощения латиноамериканских рудников, его подорожание в медной монете, ухудшение положения налогоплательщиков. Гу Сяньчэн и Академия Дунлинь; победа реформаторов в 1620 г. и их поражение.
  • Тема 24. Эволюция внешней политики империи Мин
    Борьба с монголами. Период «открытости» внешней политики империи Мин при Чжу Ди (Юнлэ) и Чжу Чжаньцзи (Сюаньдэ). Семь морских походов Чжэнхэ в 1405 – 1433 гг., их функции и роль в истории Китая. Наступательные операции против монголов, победа на р. Толе (1410 г.). Вторжение во Вьетнам (Аннам), признание им формального вассалитета в 1410 г. Прекращение активной внешней политики в южном направлении, высылка в 1446 г. послов дальних государств. Объединение в XV в. ойратских племен, разгром китайской армии в 1449 г., пленение императора, осада Пекина. Борьба с японскими пиратами в 1470 – 1480-е гг., разгром пиратского флота у о-вов Рюкю, вассалитет Кореи. Отзыв флота к китайским берегам в 1552 г., запрет на строительство крупных судов. Прибытие португальцев в Гуанчжоу в 1516 г., борьба с их поселениями, контакты через Макао (с 1557 г.). Голландцы на Тайване (с 1624 г.), контакты с англичанами с 1637 г. Неудачная попытка использовать португальцев для отражения маньчжуров (1630 г.). Конкуренция держав в Китае (португальцы против голландцев и т.п.). Вторжения японцев в Корею в 1592 г. и 1597 г.
  • Тема 26. Империя Мин и маньчжурского государство
    Вост. Маньчжурии, хулуньские и «дикие» чжурчжэни. Объединение цзяньчжоуских чжурчжэ-ней Нурхаци в 1586 – 1591 гг., принятие самоназвания маньчжоу в отличие от хулуней, при-соединение хулуньской группировки; династия Цзинь (с 1616 г. ). Правление Абахая (Хуан-тайцзи, 1627 г.), присоединение дахуров и эвенков, в 1636 г. переименование династии в Цин. «Восьмизнаменная» военно-административная система; маньчжурские, монгольские и китай-ские корпуса-«знамена». Привлечение китайцев на службу маньчжурам. Восстание Ли Цзычэна и Чжан Сяньчжуна (1628 – 1644 гг.); захват повстанцами Пекина (1644 г.). Предательство У Саньгуя. Поражения повстанцев (1645 и 1647 гг.). Маньчжурское завоевание Китая (1644 – 1683 гг.). 1-й этап ‒ взятие Пекина, Янчжоу и Нанкина, поражение «Армии тринадцати соединений» (1647 г.). 2-й этап ‒ восстания 1648 ‒ 1650 гг. 3-й этап ‒ со-противление Ли Динго; борьба Чжэн Чэнгуна до его вытеснения на Тайвань (1650 – 1662 гг.). 4-й этап ‒ подавление «восстания трех князей» (до 1681 г.), капитуляция династии Чжэн на Тайване (1683 г.). Политика маньчжуров: маньчжуризация некоторых сторон дворцовой и социальной ри-туально-обрядовой практики, административного аппарата, изменения в социальной и политической стратификации; китаизация государственного аппарата; поощрение обработки целинных и залежных земель, отмена ряда налогов и повинностей.
  • Тема 25. Первые католические миссии в Китае и знакомство китайской и за-падной культур
    Орден иезуитов, миссионерская политика Рима и Ордена. Миссия Маттео Риччи (1552 – 1610). Фигурализм как идейная основа миссионерской стратегии иезуитов. Карты М. Риччи, календарно-астрономические штудии иезуитов; Сюй Гуанци (Павел Сю), Ли Шицзао (Лео Ли). Высылка миссионеров в 1616 г., гонения на христиан в Нанкине. Адам Шалль (Скалигер) фон Белл, Иоанн Шрек (Террентиус), 1622 г.; описание телескопа Галлея, трактаты о движении звезд и планет; предсказание затмения 1629 г., начало реформы календаря с помощью иезуитов. Призвание иезуитов из Макао для литья пушек. Осуждение Римом мессы на китайском языке; открытие проповеди миссионерам всех орденов в 1633 г. Андре Ксавье на службе у минского двора на Юге. Возвращение Гуанчжоу Минам в 1648-1651 гг. с помощью генерала-христианина. Версия сторонников «новой хронологии» о фальсификации иезуитами китайских династийных историй.
  • Эпоха пяти династий и десяти царств.
    Северные и южные государства. Поздняя Лян, Поздняя Тан, Поздняя Цзинь, Поздняя Хань, Поздняя Чжоу.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий реферат
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). Студенты в день экзамена в назначенное время получают задание по Skype. На выполнение задания дается 1ч 20 мин. Через 1ч 20 мин после получения задания студент должен прислать выполненное задание преподавателю на почту.Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию. Кратковременные и долговременные нарушения связи во время экзамена значения не имеют. Во время экзамена не запрещено пользоваться конспектами, выключать камеру и микрофон.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.17 * Доклад + 0.17 * контрольная работа + 0.16 * реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Васильев Л. С.-ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-369-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-00071-9, 978-5-534-00070-2, 978-5-534-01687-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-2-438133

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История Востока. Т.1: ., Васильев Л. С., 2003
  • История религий Востока : учеб. пособие для вузов, Васильев Л. С., 2004