• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Менеджмент)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Кабалина Вероника Ивановна, Миннигалеева Гульнара Афрузовна, Ойнер Ольга Константиновна, Стерлигова Алла Николаевна, Царьков Игорь Николаевич
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Глобальной целью данного курса в целом является приобщение студентов к исследовательскому процессу в области управления, имеющему значительную специфику, а также воспитание у них интереса к этой области деятельности. Основной задачей данного курса является подготовка к написанию выпускной квалификационной работы, соответствующей требованиям Национального исследовательского университета. Курс не отменяет, а дополняет индивидуальную работу научного руководителя со студентом, выполняющим выпускную квалификационную работу. Основной особенностью данного курса является то, что он преимущественно нацелен не на специфику конкретной работы, а на формирование общих представлений о процессе научных и научно-практических исследований, а также написания выпускных квалификационных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений о процессе научного исследования, в том числе, о выборе анализируемой проблемы, формулировке цели работы и перечня проверяемых гипотез, метода исследования, об определении круга используемой информации и методах ее верификации и т.д.;
  • формирование представлений о базовых принципах научных, научно-практических и учебных исследованиях, а также об их общих и специфических особенностях;
  • формирование представлений относительно структуры и логики выпускной квалификационной работы;
  • формирования понимания различных связей между целью работы, формулировкой темы, имеющейся информацией и используемыми методами;
  • овладение исследовательскими методами и умение их выбора исходя из стоящей задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации;
  • понимание специфики менеджериальных исследований, связанных с их принципиальной междисциплинарностью, разнообразием объектов исследований (человек, подразделение, организация, корпорация), относительно небольшой разработанностью методов и т.д.;
  • овладение навыками написания, оформления и защиты научных и, в частности, квалификационных работ разного уровня, включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования и пр.
  • овладение навыками построения логики и архитектоники работы в зависимости от выбранной темы, цели исследования,
  • овладение базовыми понятиями, используемыми в процессе научного исследования и написания научной работы (проблема, тема, цель, задачи, объект, предмет и т.д.);
  • овладение правилами написания научной работы;
  • развитие навыков ведения дискуссий, рецензирования и презентаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • в целом понимает процесс исследовательской работы, постановки проблемы, формулировки целей, задач, гипотез, понимает структуру, логику, критерии оценки ВКР, применяет критерии относительно работ других авторов
  • подбирает и оценивает источники информации, оформляет список литературы в соответствии со стандартами
  • формулирует логично связанные и теоретически оправданные проблему, цель, задачи, гипотезы, методы исследования
  • понимает и адекватно использует особенности устного и письменного представления исследовательских проектов в целом и ВКР в частности, обосновывает структурно-теоретическую часть работы теоретическими и эмпирическими данными изученных источников, сравнивает и оценивает работы других
  • выделяет взаимосвязи между темой, целью, задачами, используемыми источниками информации и методами исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Структура ВКР и особенности ее представления на защите
    Структура и требования к ВКР . Обязательные и желательные элементы работы. Их смысловое наполнение. Совместная выработка чек-листа и критериев оценки. Сравнение с имеющимися рекомендациями по написанию отзыва научного руководителя и рецензента. Обсуждение процесса рецензирования по результатам прочитанных студентами работ. Совместный разбор и критика 5-6 презентаций желающих на семинаре. Оценка по составленным на прошлом занятии критериям. Работа в малых группах. Задание: совместно в группе продумать как можно улучшить методологию одной из рассмотренных студентами дома работ. Результаты обсуждения в малой группе докладываются всей группе.
  • Логика процесса научного исследования на примере научных статей и/или практических кейсов из бизнеса
    Обсуждение особенностей и логики исследования работ из журналов или бизнес-аналитики. Вопросы для обсуждения: Какие методы были использованы? Как автор идет от поставленных целей к результатам? Как формируются гипотезы? Подтверждаются ли гипотезы? Какой эмпирический материал позволяет автору сделать выводы? Как связаны теория и эмпирическое исследование? Как обосновывается выбор литературных источников? Как учебная исследовательская работа поможет в ведении реального бизнеса? Что можно исследовать в менеджменте? Как данные исследований могут повлиять на работу компании, предприятия? • По возможности с участием выпускников, использовавших возможность работы над ВКР для бизнеса, либо использовавших в профессии полученные во время работы над ВКР навыки. • Разбор реальных кейсов проведенных исследований, проведенных в реальных компаниях. Вариант работы в малых группах в классе. Представьте логику исследования в виде схемы. Домашнее задание 3. Сдается одним файлом в формате Word. Проработать начальный список литературы для исследования. 1) Список из 15 или больше литературных источников по вашей теме, офорлены по ГОСТ, или в соответствии с одной из англоязычных систем цитирования (необходимо указать в соответствии с какой), из них не менее 5 – статьи из SCOPUS, должны быть подтверждены скриншотом. 2) Скриншот из любого программы библиографического менеджера (Mendeley, Zotero, и др.) с подборкой литературных источников по вашей теме
  • Выстраивание логики исследования, планирование и реализация этапов научного исследования
    Вариант 1. Студенты работают по тематике своих ВКР Вариант 2. Студенты выбирают бизнес-проект/получают проект от преподавателя/присоединяются к другим студентам, работающим по интересной им тематике. Работа в малых группах по совместной корректировке домашнего задания по постановке целей, задач, выбору методов проведения исследования и т.д. Совместный разбор и критика полученного плана исследований в большой группе на нескольких примерах.
  • Уточнение плана эмпирического исследования и логики исследовательского процесса в целом.
    Обоснование выбора методов эмпирического исследования. Возможные варианты, особенности и ограничения. Методы данных и методы анализа данных. Программы для обработки данных. Возможности инструментов web-аналитики.
  • Подготовка к защите и защита исследовательских проектов
    Представление результатов на защите. Требования и ожидания комиссии. Какую информацию выносить на слайды. Как оформлять. Совместная выработка критериев хорошей презентации. Совместный разбор и критика 1-2 прошлогодних презентаций на семинаре. Устные презентации. Вся группа выполняет роль комиссии. Рецензенты зачитывают рецензии. Итоговая оценка по результатам защиты выставляется преподавателем, с учетом мнения рецензентов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Критерии для подготовки рецензии 1. Актуальность и новизна темы 2.Соответствие содержания ВКР ее теме 3.Соответствие выбранных методов исследования поставленным задачам 4.Достижение цели 5.Глубина изучения теоретических аспектов выбранной темы 6.Степень проработанности эмпирической части 7. Логичность стратегии исследования 8.Учет специфики сбора и обработки информации 9.Обоснование подтверждения/опровержения гипотез 10.Практическая значимость работы 11.Релевантность, обоснованность выводов и рекомендаций 12.Оформление 13. Оценка за работу в целом
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Домашнее задание 3
  • неблокирующий Домашнее задание 4
  • неблокирующий Домашнее задание 5
  • неблокирующий Домашнее задание 6
  • неблокирующий Домашнее задание 7
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Оценка итоговая=0,5* домашние задания + 0,1*участие на семинарах + 0,4* Оценка за исследовательский проект (60% защита и 40% текст)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ефремова, Н.Е. Методы исследований в менеджменте : учебное пособие / Ефремова Н.Е. — Москва : КноРус, 2019. — 204 с. — ISBN 978-5-406-06427-6. — URL: https://book.ru/book/931353 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Методы исследований в менеджменте : учебное пособие / Завьялова Н.Б., под ред., Головина А.Н., под ред., Завьялов Д.В., Дьяконова Л.П., Мельников М.С., Сагинов Ю.Л., Сагинова О.В., Семенков А.В., Скороб — Москва : КноРус, 2020. — 291 с. — (для магистрантов). — ISBN 978-5-406-00504-0. — URL: https://book.ru/book/933956 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Организация выполнения и защиты дипломного проекта (работы) и выпуск. квалификац. работы бакалавра: Уч. пос. / Ю.О.Толстых и др. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 119 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (о) ISBN 978-5-16-005651-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/317867
  • Представление и визуализация результатов научных исследований : учебник / О.С. Логунова, П.Ю. Романов, Л.Г. Егорова, Е.А. Ильина ; под ред. О.С. Логуновой. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 156 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Аспирантура). — DOI 10.12737/textbook_5c178eb6cf1e63.57981471. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1056236
  • Родионова, Н.В. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. Модуль I: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» / Н.В. Родионова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 415 с. - ISBN 978-5-238-02275-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028883

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS : учеб. пособие для вузов, Крыштановский А. О., 2006
  • Михалева, М. Ю. Математическое моделирование и количественные методы исследований в менеджменте : учеб. пособие / М.Ю. Михалева, И.В. Орлова. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 296 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b03f73021f562.03199866. - ISBN . - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/948489