• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Политический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Прикладная политология)
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Прикладная политология
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины «Политический менеджмент» базируется на следующих дисциплинах: (1) Политический менеджмент; (2) Системы государственной службы; (3) Формирование государственной политики; (4) Политические коммуникации. Знания и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Политический менеджмент» могут быть использованы в рамках следующих курсов: (1) Новые методы политических кампаний; (2) Анализ политических рисков; (3) Взаимодействие с органами государственной власти: GR менеджмент.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Раскрытие содержания и особенности таких феноменов общественной деятельности как политика, управление, политическое управление и политический менеджмент, а также выявить их взаимное соотношение друг с другом.
  • Исследование прикладных моделей политического менеджмента в современной политической практике в России и за рубежом.
  • Освоение технологии взаимодействия с целевыми аудиториями политического управления в рамках проведения политических кампаний.
  • Овладение совокупностью теоретико-методологических знаний в такой отрасли политологического и управленческого знания, как политический менеджмент.
  • Формирование практических навыков и умений, касающихся прикладных аспектов управления современными политическими кампаниями.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Владеть методами современной политической науки и навыками их применения в политологических исследованиях.
  • Владеть навыками анализа политических и политологических текстов, способность анализировать фактическую информацию (в том числе представленную в количественной форме) в соответствии с поставленными задачами.
  • Владеть навыками информационной работы при проведении политических кампаний, технологиями взаимодействия с целевыми аудиториями политического управления.
  • Знать основные теории и концепции политического менеджмента; уровни, виды и формы политического управления в системе регулирования общественных отношений; систему взаимоотношений между понятиями "политика" и "политическое управление"; сущность и особенности политического менеджмента в условиях современного демократического государства; роль и место управленца в политике, а также во взаимоотношениях между государством и обществом.
  • Знать особенностей осуществления политического управления в интернет-пространстве; владеть техниками и методами ведения политической борьбы с помощью интернет-ресурсов.
  • Использовать знания о политическом менеджменте и политическом управлении для работы в органах власти и местного самоуправления, аппарате политических партий и общественно-политических движений, в консалтинговых и экспертных структурах.
  • Приобрести опыт аналитической деятельности в политическом пространстве, разработки политических проектов, таргетирования целевых аудиторий, разработки стратегии политической кампании, разработки концепций политического исследования.
  • Уметь принимать участие в планировании и организации управленческих процессов в рамках проведения политических кампаний.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эволюция политических кампаний
    Эволюционные виды политических кампаний по Пиппе Норрис. Основные критерии эволюции политических кампаний во времени: организация политической кампании, на какой срок планировалась подготовка, как производилась координация, как выстраивалась обратная связь, какие медиа больше всего использовались, какие события/мероприятия, связанные с кампанией, проводились чаще всего, бюджет кампании, лояльность и близость электората. Оценка современных избирательных кампаний в России на предмет соответствия видам политических кампаний по Пиппе Норрис: особенности регионального контекста.
  • Модель сегментирования ACORN
    Сегментирование по гео-демографическим признакам. Основные особенности модели: границы применимости. Региональные особенности применения геодемографического сегментирования. Критерии проведения (географические, демографические, гео-демографические). Основные методы, лежащие в основе сегментирования ACORN. Опросник по модели: структура, содержание, основные вопросы. Эволюция применения модели в рамках политического менеджмента.
  • Модель сегментирования: V.A.L.S. и модель Кано
    Сегментирование по поведенческим признакам. Основные особенности модели: границы применимости. Региональные особенности применения поведенческого сегментирования. Критерии: мотив к покупке Vs проявляемые черты характера. Разбивание целевой аудитории на основные типы в соответствии с моделью V.A.L.S. 8 типов избирателей: особенности, характеристики, специфика работы с ними. Опросник по модели: структура, содержание, основные вопросы. Эволюция применения модели в рамках политического менеджмента. Модель Кано как метод эмоционального и поведенческого сегментирования. Адаптация Кано для политического рынка. Структура опросника: основные типы вопросов, базовые варианты ответов. Анализ результатов опросов по модели Кано: выявление особенностей восприятия электоратом и целевыми аудиториями характеристик политика\политической партии. Рекомендации по реструктуризации политического имиджа\бренда по результатам опроса.
  • Модель сегментирования: поколенческое
    Основные особенности модели: границы применимости. Региональные особенности применения поколенческого сегментирования. Установки поколения как основы для сегментирования. Страновые особенности модели. Baby-boomers, поколение X и Y (миллениалы), поколение Z. Основные ценности поколений. Специфика и ключевые каналы коммуникации с ними. Эволюция и ограничения применения модели в рамках политического менеджмента.
  • Модель сегментирования: психографика Ньюмана (Newman) и модель Квалины (Cwalina)
    Основные особенности модели: границы применимости. Региональные особенности применения поведенческого сегментирования. Когнитивные домены, определяющие поведение избирателей. Психографика: 4 типа избирателей. Рациональный, эмоциональ- ный, социальный и ситуационный типы избирателей. Опросник по модели: структура, содержание, основные вопросы. Эмоциональное позиционирование и соотношение с психографикой Ньюмана (Newman). Эволюция и ограничения применения модели в рамках политического менеджмента.
  • Опросные технологии в политических кампаниях
    9 основных видов опросов, проводимые в рамках электоральных кампаний. Какие бывают типы опросов, используемые в электоральных кампаниях? Каковы основные задачи каждого из них? Какие опросы имеет смысл проводить на российском материале, а какие нет? Подумайте над реальными примерами. Какие основные проблемы возникают при использовании опросов в качестве данных? Какие альтернативы опросам можно использовать? В каких случаях замена опросов является оправданной?
  • Фокус-группа как способ получения информации вовремя проведения электоральных кампаний
    Фокус-группа как инструмент получения валидных данных в ходе избирательных кампаний. Негативные последствия, которые могут возникать при проведении фокус-групп. Смешанные стратегии с использованием фокус-групп. Benchmark polls и focus groups. "Switchers" and "Stabilizers": что они могут «рассказать» об избирателях и политиках? Особенности использования фокус-групп в рамках политических кампаний. Границ применимости метода.
  • Медиа в политических кампаниях
    Стратегии позициионирования кандидата в текстуальном и визуальном пространстве медиа. Медиа-эффекты и визуальный фрейминг в политических кампаниях. Медиаэффекты: повестка дня, прайминг, фрейминг. Основные отличия различных уровней манипулирования повесткой дня. Анализ визуального агитационного материала: есть ли зависимость между контентом изображения и транслируемой идеологией? Особенности текстуального и визуального фрейминга, а также агитационного материала в российском контексте.
  • Каналы коммуникации для политических кампаний и продвижения групповых интересов
    Традиционные и новые медиа: эволюция использования на политическом рынке. Нормативно-правовые основы использования каналов коммуникации в политическом продвижении: мировой опыт и российская специфика. Эффективность, стоимость, охват разных каналов коммуникации для отдельных сегментов электората и целевых аудиторий. Создание и продвижение контента в рамках политических кампаний. Основы SMM, интернет-PR. Отработка негатива и антикризисные коммуникации.
  • Политическая подотчетность и ее значение для выстраивания политической кампании
    Типы подотчетности: политическая и формально-правовая. Акторы, участвующие в отношениях подотчетности. Стратегии контроля в рамках механизма политической и формально-правовой подотчетности: субъективный и объективный подходы к формированию отношений подотчетности. Связь механизма подотчетности и типа избирательной системы: отношения между партией, кандидатом и избирателями. Позиционирование в рамках отношений подотчетности в политических кампаниях. «Ромб Миллера-Стоукса» и его приложение к реальным политическим процессам. Региональная специфика механизма политической и формально-правовой подотчетности в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Презентация по модели сегментирования (неблокирующий)
  • Письменная работа (неблокирующий)
  • Работа в аудитории (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.21 * Письменная работа + 0.21 * Презентация по модели сегментирования + 0.28 * Работа в аудитории + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Oxford handbook of public management, Ferlie E., Lynn L. E., Pollitt C., ISBN: 0-19-925977-1, 2005
  • Основы избирательных технологий, Сучков Е. Б., ISBN: 5-931650-59-8, 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Государственная политика и управление : учебник: в 2 ч., Альгин А. П., Барыгин И. Н., и др., Сморгунова Л. В., ISBN: , 2006