• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Галеристика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Королев Александр Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Галеристика» являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о принципах функционирования рынка искусства в современных условиях
  • Сформировать представление об истории государственных и частных инициатив по дистрибуции произведений искусства в западноевропейской культурной традиции
  • Сформировать представление об особенностях устройства галерейного дела в Санкт-Петербурге в настоящее время
  • Показать возможности современных методов работы в галерейном деле, познакомить студентов с основными составляющим профессии куратора
  • Сформировать представление об основных составляющих профессии художественного критика
  • Развить способность использовать знания об особенностях галерейного дела в профессиональной и исследовательской деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Грамотно использует искусствоведческую и культурологическую терминологию.
  • Знает важнейшие этапы истории искусств и культурных процессов народов изучаемого региона, имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы; знает основы музейного и галерейного дела, связанные с особенностями культур народов стран Азии и Африки.
  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
  • Имеет навыки работы в коллективе и участия в научной дискуссии.
  • Умеет применять искусствоведческий анализ при исследовании памятников стран Востока.
  • Умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу.
  • Осваивает основные культурологические и искусствоведческие методы и демонстрирует способность рационально использовать знания об искусстве стран Востока в профессиональной и личностной коммуникации.
  • Применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития и формирования искусств Востока.
  • Использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам, использует специальное программное обеспечения для подготовки презентации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое галеристика в современном мире
    Лекция 1.1. (2 часа). Функции галереи: художественный аспект, коммерческие интересы, социальная практика. Художник и галерея – логика взаимоотношений. Формула успеха в галерейном деле. Лекция 1.2. (4 часа). Формы дистрибуции современного искусства в Санкт-Петербурге: Эрмитаж и Русский музей, Новый музей, музей Эрарта, арт центр Пушкинская 10, музей Фаберже. Преимущества и недостатки обоих вариантов. Лекция 1.3. (4 часа). Эпоха Просвещения и возникновение художественной критики. «Салоны» Дени Дидро. Функции и методы художественной критики в прошлом и настоящем. Типы изданий об искусстве. Образцы художественной критики разных эпох (Бодлер, Владимир Стасов, Александр Бенуа, Николай Пунин, Аркадий Ипполитов). Отношение художественной критики к галерейному делу.
  • Основные галерейные стратегии в современном галерейном деле
    Лекция 2.1. (2 часа) История независимых выставок и художественных групп в позднее советское время. Газоневщина, Митьки, Новые Дикие. Первые художественные новые пространства в эпоху перестройки. Пушкинская, Свечной. История вовлечения постсоветского искусства в пространство мирового рынка, формирование национального рынка искусства. Первые коммерческие галереи Москвы и Петербурга. Айдан Салахова, Борей. Лекция 2.2. (2 часа). «Целевые группы» галерейного дела. Принципы распределение рынка искусства между галереями в зависимости от профиля. Коммерческие и некоммерческие галереи – особенности устройства. Москва, Петербург, Европа. Местная специфика и общие тенденции в галерейном деле. Лекция 2.3. (2 часа). Принципы ценообразования на рынке искусства: аукционы, дилеры, коллекционеры. Покупка искусства - способ вложения средств или форма растраты. История Амбруаза Воллара как история становления рынка модернизма. Динамика художественного рынка в России за последние 25 лет. Кто и зачем покупает отечественное искусство. Художественный рынок в Петербурге и Москве. Сходства и различия. Функции и профессиональные навыки куратора. Куратор как соавтор художника. Примеры образцовых кураторских проектов – проект Документа (Кассель). Основные различия и сходства – куратор, художественный критик, галерист, артдилер. Кураторские проекты в современном искусстве Москвы и Петербурга. Лекция 2.4. (2 часа). История дистрибуции произведений искусства в европейской культуре: аристократические собрания, кунсткамеры, королевские и государственные музеи. История коллекционирования искусства в России от Петра I до Абрамовича. Коммерческие, государственные и частные инициативы в деле приобретения и дистрибуции произведений искусства. История восхождения современного арт-рынка. Главные центры мирового галерейного дела: Париж, Лондон, Нью-Йорк. Чарльз Саатчи и его лондонская галерея: «Как делаются деньги и создаются имена в мире современного искусства». Лекция 2.5. (4 часа). Что такое хороший и плохой вкус в области искусства. История понятий «китч», «салонное искусство», «стиль помпьер». Суждения Дидро, Поля Валери, Оскара Уайльд, Александра Бенуа, по вопросам вкуса в области искусства. Статья Алана Гринберга «Китч и абстракция» (1939) и ее основные положения. Феномен искусства Никаса Сафронова. Динамика цен на салонное искусство в долгой временной перспективе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам лекций
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание предполагает: • Подготовку ответов на вопросы, заданные после лекции. Для подготовки студенты получают вопросы на лекционных занятиях.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Галеристика как предмет рассмотрения и обсуждения – область дискуссионная. Становление галерейного дела в Санкт-Петербурге началось относительно недавно и продолжается в настоящее время. Многие стороны этого процесса до сих пор мало изучены и плохо понятны. Поэтому особенно важна активность студентов на семинарах, это поможет правильно найти фокус и сформировать повестку дня по всем вопросам данной темы. Подготовкой к каждому семинару будет служить самостоятельная работа, которая должна заключаться в практике знакомства с различными явлениями современного галерейного дела – посещение выставок, сбор фотоматериалов, изучение интернет ресурсов и художественных изданий. Студент должен изложить собранные данные так, чтобы у слушателей могла сложиться картина того, с чем они имеют дело.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Доклад на семинаре + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Тесты по материалам лекций + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Appleyard, C., Salzmann, J., & Sotheby’s Institute of Art. (2012). Corporate Art Collections : A Handbook to Corporate Buying. Farnham: Lund Humphries. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=479261
  • Комарова Л. К. ; Отв. ред. Нехорошков В. П. - ОСНОВЫ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 194с. - ISBN: 978-5-534-06841-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-vystavochnoy-deyatelnosti-437472

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Rugg, J. (2007). Issues in curating contemporary art and performance. United Kingdom, Europe: Intellect Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D91EC57A
  • Sedgwick, M., & Rugg, J. (2008). Issues in Curating Contemporary Art and Performance. Bristol, UK: Intellect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=219503
  • Stupples, P. (2015). Art and Money. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1077421