• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Этнополитология и управление культурным разнообразием

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3 модуль
Преподаватели: Паин Эмиль Абрамович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

«Этнополитология и управление культурным разнообразием» Аннотация Эта дисциплина уже пятый год выбирается студентами бакалавратуры в рамках общеуниверситетского факультатива. Она представляет интерес для студентов практически всех обществоведческих дисциплин. Например, на кафедре государственной и муниципальной службы, где такая дисциплина не преподавалась многие студенты уже много лет, выбирают для своих курсовых и дипломных работ темы, связанные с изучением национальных особенностей государственного и муниципального управления, государственной службы, противодействия коррупции и др. Интерес к этой дисциплине будет расти в связи с принятием «Стратегии государственной национальной политики до 2025 г». Ее реализация потребует привлечения специалистов (политологов, государственных менеджеров, юристов, культурологов и др.) знакомых с проболематикой национальной политики и управления культурным разнообразием
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Этнополитология» являются овладение студентами основными представлениями о политической картине мира, и роли межэтнических, в том числе конфликтных межэтнических, отношений в становлении мира.
  • студентов-лингвистов знакомят с местом языковой политики в более широкой сфере – в системе политики управления культурным разнообразием, включающим ее этнические, религиозные и локально-культурные подсистемы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представление о политической̆ картине постсоветского мира и роли в нем межэтнических отношений, включая конфликтные (СК-Б5).
  • Студент понимает тенденции и закономерности развития важнейших этнополити-ческих процессов, а также формирования определённых этнополитических ситуа-ций в различных регионах России и СНГ (СК-Б10)
  • • Студент использует этнополитические знания в сфере принятия политических ре-шений, а именно: в планировании внутренней и внешней политики, прогнозировании возникновения конфликтных ситуаций, разработки методов предотвращения и урегулирования национальных и религиозных конфликтов. (СК-Б3)
  • CDM – древнейшая практика и новые концепции. Управление культурным разнообразием как эволюционный процесс. Глобальные волны дезинтеграции и интеграции. Основные концепции CDM: «ассимиляционная», « плавильный котел» как концепция переходная от ассимиляционной к интеграционной» «мультикультурализм», «интеркульурализм, коцепция «культурной свободы». Концепция «гражданской нации» как целевой проект этнополитической интеграции в России
  • Студент может работать над проблемными ситуациями в группе, умеет координи-ровать своих коллег, решать совместно с другими студентами проблемные задачи. (СЛК-Б3)
  • • Студент имеет представление о политической̆ картине постсоветского мира и роли в нем межэтнических отношений, включая конфликтные (СК-Б5).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и методология этнополитического анализа
    Теоретические дискуссии о предмете Этнополитология. Политические факторы воспроизводства этнополитического разнообразия мира. Особенности сообществ, основанных на «принудительной идентификации». Исторические циклы роста интереса к природе и сущности этнополитических процессов. Этнополитические понятия и классификации.
  • Становление этнополитологии (краткая историография этнополитических знаний)
    Периодизация этнополитической историографии: период разрозненного описания наро-дов; первые систематические труды о межнациональных отношениях; появление и разви-тие научных школ.
Основные направления (школы) этнополитологии. Эволюционизм и его ведущие представители. Диффузианисткая школа. Французская этнополитологическая школа и ее подходы к этнополитическим процессам. Функционализм - антропологическая школа. Этнопсихологическое направление. Современные этнополитологические концепции и дискуссии. Концепции примордиализма, конструктивизма и инструментализма и связанные с ним дискуссии о самоопределении наций, о коренных народах, о правах меньшинств. Этнополитологические концепции и дискуссии в СССР. Этнополитические идеи и дискуссии в современной России.
  • Современные этнополитические процессы.
    Классификации этнополитических процессов. Интеграционные и дезинтеграционные процессы. Этнические факторы политической консолидации. Роль национальных политических элит. Компенсаторные функции этнической консолидации: возрождение традиционализма как реакция на неразвитость социальной структуры, институтов гражданского общества. Политически целенаправленная реанимация традиционных структур.
  • Методы снижения напряженности и урегулирования этнополитических конфликтов.
    Разработка вариантных сценариев развития событий в конфликтных ситуациях и типовых моделей реагирования для данного сценария. Легитимация процедуры урегулирования конфликтов. Проблема применения санкций (экономических, финансовых, транспортных). Разграничение функций и координация усилий различных институтов, включенных в процесс Conflict resolution and Conflict management. Принципы организации миротворческих операций в конфликтных зонах. Новые политико-правовые подходы к миротворчеству.
  • Этнополитические конфликты в России и СНГ.
    Понятие этнополитического конфликта. Типы конфликтов и конфликтных зон. Количе-ственные характеристики конфликтов различного типа. Понятие зоны актуальных и по-тенциальных конфликтов. Типы и краткая характеристика конфликтных зон. Причины возникновения и эскалации конфликтов. Инерционные факторы эскалации конфликтов. Последствия конфликтов
  • Проблемы и концепции управления культурным разнообразием (CULTURAL DIVERSITY MANAGEMENT - CDM)
    CDM – древнейшая практика и новые концепции. Управление культурным разнообразием как эволюционный процесс. Глобальные волны дезинтеграции и интеграции. Основные концепции CDM: «ассимиляционная», « плавильный котел» как концепция переходная от ассимиляционной к интеграционной» «мультикультурализм», «интеркульурализм, коцепция «культурной свободы». Концепция «гражданской нации» как целевой проект этнополитической интеграции в России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    Основной работой, по которой формируется оценка по дисциплине, является эссе. В эссе студенты должны показать умения и навыки самостоятельной работы с литературой, документальными источниками и т.д. Главный фактор, влияющий на оценку – это исследовательские эссе со степенью готовности близкой к возможности публикации в академическом журнале. Чем ниже проработка темы, тем ниже оценка. Также одним из главных требований к студентам является: привязанность всех тем к предмету учащихся, представляющих разные факультеты университета. Студент должен в работе отразить связь этнокультурных и этнополитических процессов с соответствующей предметной специализацией студента: социологией, демографией, политологией, журналистикой и т.д. Тему эссе студент может выбрать самостоятельно, связав тематику со своей специализацией. Также можно взять одну из предложенных преподавателем тем или из тех, что указаны ниже. Тему работы нужно согласовать с преподавателем. Структура эссе: 1. Введение (задача, материалы, гипотеза, объяснение гипотезы, актуальность проблемы) 2. Основная часть (описание основного материала) 3. Заключение (выводы)
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзамен
    Студенту выставляется оценка «автомат» и возможность не приходить на экзамен/зачет, если он предоставил (прислал по электронной почте на адрес eapain@hse.ru ) в установ-ленные сроки свою главную, итоговую работу (реферат-эссе, исследовательскую работу) преподавателю или представил, защитил свою работу с презентацией на одном из семи-нарских занятий. Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.24 * аудиторная работа + 0.2 * экзамен + 0.56 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ачкасов В. А. - ЭТНОПОЛИТОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 495с. - ISBN: 978-5-9916-3066-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etnopolitologiya-426135

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: Политические функции этничности: Учебник для вузов. 2-е издание, исправленное и дополненное / В.А Тишков., Ю.П. Шабаев. — М.: Издательство Московского университета, 2013. — 413 с. — (Библиотека факультета политологии МГУ). - ISBN 978-5-211-06559-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022534 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022534
  • Шабаев, Ю.П. Этнополитология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям (020000) и специальности «Социальная антропология» (350100) / Ю.П. Шабаев, А.П. Садохин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 319 с. - ISBN 978-5-238-00872-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028875