• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Основы русского жестового языка"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Комарова Анна Анатольевна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса - овладение студентами базовым уровнем владения русского жестового языка, формирование у них умений и практических навыков анализа видеозаписей на русском жестовом языке; ознакомление студентов с лингвистическими структурами русского жестового языка, а также с существующими инструментами его исследования и изучения – словарями, корпусами, компьютерными программными обеспечениями; уяснение места жестовых языков в мировой лингвистике; ознакомление студентов с культурой глухих и с особенностями глухого сообщества; установление связей с обществом глухих.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: системы морфологических и синтаксических правил русского жестового языка; лексику в объёме, необходимом для реализации компетенций лингвиста-бакалавра. Уметь: практически применять теоретические знания грамматики и лексики, т.е. умения распознавать грамматические формы при переводе и воспроизводить их в активной практике в ходе коммуникации на русском жестовом языке; применять полученные знания и навыки в собственной научно-исследовательской деятельности; пользоваться различными словарями и корпусами РЖЯ работать с аутентичными видеозаписями на РЖЯ общегуманитарного содержания и/или профильного характера (лингвистического, публицистического), включая возможность его анализа, аннотирования и реферирования; переводить бытовые сообщения как с РЖЯ на русский, так и с русского на РЖЯ; навыков коммуникации на РЖЯ на темы бытового характера. участвовать в последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта на РЖЯ. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору (научно-исследовательский семинар). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: лингвистическая типология, социолингвистика, языки мира, фонетика и фонология, морфология, синтаксис, семантика, дискурс, языковые контакты, вариационная социолингвистика, язык и политика, иностранные языки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о сущности жестового языка, самосознании глухих, о функционировании жестовых языков и их диалектах, о месте РЖЯ среди жестовых языков
  • Владеет этикетными жестовыми знаками, знает жестовые имена
  • Умеет обозначать термины родства и говорить о рождении и смерти на РЖЯ
  • Умеет обозначать цвета и оттенки на РЖЯ
  • Умеет выражать количество, обозначать вес, возраст на РЖЯ
  • умеет описывать дом, комнаты, положение предметов в пространстве, сообщать о ремонте, новоселье, описывать квартиру.
  • знает обозначения диких и домашних животных
  • умеет сообщать о спорте на РЖЯ
  • умеет обозначать продукты питания, описывать рецепт и покупку продуктов на РЖЯ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводные замечания о русском жестовом языке и культуре глухих
    Социолингвистические особенности русского жестового языка. Самосознание глухих. Диалекты РЖЯ. Место РЖЯ в мировой жестовой лингвистике.
  • Лексика базовой коммуникации
    Приветствие, прощание, извинение. Жестовые имена.
  • Семья
    Родители, сиблинги, дальние родственники. Смерть и рождение членов семьи.
  • Цвета
    Цвета радуги. Темные-светлые, теплые-холодные тона.
  • Цифры
    Цифры от одного до миллиарды. Количественные и порядковые числительные. Возраст. Вес.
  • Дом
    Одноэтажный и многоэтажный дома. Расположений комнат в квартире. Ремонт, новоселье. Описание своей квартиры.
  • Животные
    Дикие, домашние. Зоопарк. Птицы, рыбы.
  • Спорт
    Легкая и тяжелая атлетика. Командные игры. Водные игры спорта. Зимние и летние виды спорта.
  • Продукты
    Молочные, мясные продукты. Овощи, фрукты и ягоды. Описание рецепта. Любимые блюда. Покупка продуктов на рынке и в магазине.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий коллоквиум
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * аудиторная работа + 0.25 * коллоквиум + 0.25 * самостоятельная работа + 0.25 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мандель, Б. Р. Современный русский язык: лексика, словообразование, морфология [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 374 с. - ISBN 978-5-9558-0300-5 (Вузовский учебник), 978-5-16-006528-1 (ИНФРА-М). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/403676

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Синтаксис современного русского языка: Учебное пособие / М.Ю. Федосюк. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 245 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004872-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/303968