Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Языки индейцев Северной Америки"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Живлов Михаил Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина призвана расширить лингвистический кругозор студентов путем знакомства с языками макрорегиона, максимально далёкого в типологическом плане от «среднеевропейского стандарта». Исключительное генетическое разнообразие языков Северной Америки и тот факт, что они достаточно хорошо изучены в сравнительно-историческом аспекте, позволяет также проиллюстрировать на их примере основные принципы и методы диахронической лингвистики, включая внешнее сравнение, внутреннюю реконструкцию и изучение языковых контактов.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с ареально-типологическими характеристиками языков Северной Америки
- Дать студентам представление о генетической классификации языков Северной Америки
Планируемые результаты обучения
- Знает в общих чертах историю изучения и классификации языков Северной Америки. Может назвать основные языковые семьи и ареалы Северной Америки, указать их типологические характеристики.
- Знает генетическую классификацию языков семьи на-дене, может назвать их основные типологические характеристики.
- Знает генетическую классификацию алгонкино-ритванских языков и языков Северо-Западного ареала, может назвать их основные типологические характеристики.
- Знает генетическую классификацию и ареальные связи языков Мезоамерики, может назвать их основные типологические характеристики.
- Знает генетическую классификацию языков Юго-Восточного ареала, может назвать их основные типологические характеристики.
- Знает генетическую классификацию языков сиу, ирокезских и каддоанских, может назвать их основные типологические характеристики.
- Знает генетическую классификацию юто-астекских языков и языков Юго-Западного ареала, может назвать их основные типологические характеристики.
- Знает генетическую классификацию и ареальные связи языков Калифорнии, может назвать их основные типологические характеристики.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Классификация языков Северной Америки и история их изучения. Культурные и языковые ареалы Северной Америки.В рамках темы описывается генетическая и ареальная классификация языков Северной Америки, обсуждается история их изучения.
- Алгонкино-ритванские языки. Сэлишские языки, вакашские языкиРассматриваются особенности алгонкино-ритванских, сэлишских и вакашских языков: состав семей, основные черты фонетики и грамматики.
- . Языки на-денеРассматриваются языки семьи на-дене: состав семьи, основные черты фонетики и грамматики данных языков.
- Юто-астекские языки. Кайова-таноанские языки. Языки керес и зуниОбсуждаются состав и особенности юто-астекских, кайова-таноанских языков, языков керес и зуни.
- Языки гипотетических семей пенути и хока. Другие семьи и изоляты КалифорнииРассматриваются доводы в пользу выделения семей пенути и хока и состав этих семей. Даётся очерк других семей и языков-изолятов Калифорнии
- Мускогские языки. Другие семьи и изоляты Юго-ВостокаОбсуждаются состав и особенности мускогских языков и других семей и языков-изолятов Юго-Востока
- Языки сиу. Ирокезские языки. Каддоанские языкиОбсуждаются состав и особенности языков сиу, ирокезских и каддоанских языков
- Языки Мезоамерики: отомангские языки, языки михе-соке, майя, другие семьи и изоляты МезоамерикиОбсуждаются генетическое членение и особенности мезоамериканских языков
Элементы контроля
- Ответы на семинарах
- контрольная работа
- контрольная работа
- экзаменЭкзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться ресурсами сети Интернет (Википедия, поисковые сайты и т.п.). Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться самостоятельно составленными конспектами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее трёх минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * контрольная работа + 0.25 * контрольная работа + 0.2 * Ответы на семинарах + 0.3 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
- Шафиков С.Г. - Лексическая типология языков: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 173с. - ISBN: 978-5-9765-4058-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116113
Рекомендуемая дополнительная литература
- Саттарова Р.М. - Сравнительная типология языков: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 171с. - ISBN: 978-5-9765-4061-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116112