• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Языки индейцев Северной Америки"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана расширить лингвистический кругозор студентов путем знакомства с языками макрорегиона, максимально далёкого в типологическом плане от «среднеевропейского стандарта». Исключительное генетическое разнообразие языков Северной Америки и тот факт, что они достаточно хорошо изучены в сравнительно-историческом аспекте, позволяет также проиллюстрировать на их примере основные принципы и методы диахронической лингвистики, включая внешнее сравнение, внутреннюю реконструкцию и изучение языковых контактов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с ареально-типологическими характеристиками языков Северной Америки
  • Дать студентам представление о генетической классификации языков Северной Америки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает в общих чертах историю изучения и классификации языков Северной Америки. Может назвать основные языковые семьи и ареалы Северной Америки, указать их типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию языков семьи на-дене, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию алгонкино-ритванских языков и языков Северо-Западного ареала, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию и ареальные связи языков Мезоамерики, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию языков Юго-Восточного ареала, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию языков сиу, ирокезских и каддоанских, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию юто-астекских языков и языков Юго-Западного ареала, может назвать их основные типологические характеристики.
  • Знает генетическую классификацию и ареальные связи языков Калифорнии, может назвать их основные типологические характеристики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Классификация языков Северной Америки и история их изучения. Культурные и языковые ареалы Северной Америки.
    В рамках темы описывается генетическая и ареальная классификация языков Северной Америки, обсуждается история их изучения.
  • Алгонкино-ритванские языки. Сэлишские языки, вакашские языки
    Рассматриваются особенности алгонкино-ритванских, сэлишских и вакашских языков: состав семей, основные черты фонетики и грамматики.
  • . Языки на-дене
    Рассматриваются языки семьи на-дене: состав семьи, основные черты фонетики и грамматики данных языков.
  • Юто-астекские языки. Кайова-таноанские языки. Языки керес и зуни
    Обсуждаются состав и особенности юто-астекских, кайова-таноанских языков, языков керес и зуни.
  • Языки гипотетических семей пенути и хока. Другие семьи и изоляты Калифорнии
    Рассматриваются доводы в пользу выделения семей пенути и хока и состав этих семей. Даётся очерк других семей и языков-изолятов Калифорнии
  • Мускогские языки. Другие семьи и изоляты Юго-Востока
    Обсуждаются состав и особенности мускогских языков и других семей и языков-изолятов Юго-Востока
  • Языки сиу. Ирокезские языки. Каддоанские языки
    Обсуждаются состав и особенности языков сиу, ирокезских и каддоанских языков
  • Языки Мезоамерики: отомангские языки, языки михе-соке, майя, другие семьи и изоляты Мезоамерики
    Обсуждаются генетическое членение и особенности мезоамериканских языков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Ответы на семинарах
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться ресурсами сети Интернет (Википедия, поисковые сайты и т.п.). Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться самостоятельно составленными конспектами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее трёх минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * контрольная работа + 0.25 * контрольная работа + 0.2 * Ответы на семинарах + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
  • Шафиков С.Г. - Лексическая типология языков: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 173с. - ISBN: 978-5-9765-4058-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116113

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Саттарова Р.М. - Сравнительная типология языков: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 171с. - ISBN: 978-5-9765-4061-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116112