• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Введение в лингвистическую антропологию"

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Введение в лингвистическую антропологию" читается на первом курсе бакалавриата образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». Пререквизиты курса: базовые лингвистические знания, полученные в рамках курсов «Введение в лингвистику» и «Языковое разнообразие». Формат изучения: лекции, семинары, без использования онлайн курсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с теоретическими основами лингвистической антропологии.
  • Изучить историю развития лингвистической антропологии.
  • Изучить историю гипотезы лингвистической относительности.
  • Изучить основные достижения лингвистической антропологии.
  • Изучить основные понятия и предмет лингвистической антропологии.
  • Изучить основные методы и приѐмы анализа языковых сообществ, принятые в лингвистической антропологии.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Сформулировать различия между лингвистической антропологией, антропологической лингвистикой, этнолингвистикой, «лингвокультурологией», социолингвистикой, теорией межкультурной коммуникации.
  • Описать, что такое народная лингвистика и какие мифы о языке наиболее часто встречаются.
  • Дать определение ГЛО и охарактеризовать её современное состояние; описать особенности неоконфуцианства.
  • Дать критическую характеристику направления «лингвокультурологии».
  • Описать, как в различных языках выражаются цвет, пространство, время, системы родства, системы счисления; описать различия между наивной и научной картинами.
  • Описать взаимосвязь между религиями Писания и конкретными языками; между другими религиозными системами и языком.
  • Описать связь языка и этничности, а также понятие идентичности и механизмы ее формирования.
  • Сформулировать подходы лингвистической антропологии к описанию коммуникации.
  • Описать влияние политики и социального устройства общества на язык и обратно; описать связь языка и гендера.
  • Описать в сравнении особенности полевых исследований в лингвистической антропологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Лингвистическая антропология и смежные науки.
    Суть лингвистической антропологии, её задачи и основные термины. Понятие об антропологии. Физическая, социальная, культурная и лингвистическая антропология. Различия между лингвистической антропологией, антропологической лингвистикой, этнолингвистикой, лингвокультурологией, социолингвистикой, теорией межкультурной коммуникации.
  • Тема 2. Мифы о языке и отношение к языку.
    «Народная лингвистика», представления носителей о языке. Массовые мифы о языке и языках. сок. Миф о названиях снега у эскимосов. Методика измерения отношения к языку. Метод парных масок.
  • Тема 3. Гипотеза лингвистической относительности.
    Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира–Уорфа): её появление, развитие, критика и возвращение интереса к ней. Неоконфуцианство.
  • Тема 4. «Лингвокультурология».
    Теория концептов и концептосфера. Критика подобного подхода. Языковые картины мира и проблематика их существования. Лингвокультурология как наука и как паранаука.
  • Тема 5. Связь языка и смыслов. Категоризации в языке.
    Семантические поля, фреймы, идея прототипа. Научная и наивная картины мира. Классификация объектов и явлений в сознании и в языке. Категоризация окружающего мира в языке и культуре: цвет, пространство, время, системы родства, системы счисления.
  • Тема 6. Язык и религия.
    Язык и религия. Ритуалы, обряды, магические тексты в различных культурах. Взаимосвязь между религиями Писания и языками.
  • Тема 7. Идентичность.
    Идентичность и механизмы еѐ формирования. Этничность, связь языка и этничности.
  • Тема 8. Этнография коммуникации.
    Межличностная и межкультурная коммуникация. Подходы лингвистической антропологии к описанию коммуникации и их отличия от теории дискурса и теории перевода.
  • Тема 9. Гендер и язык. Язык и власть.
    Взаимосвязь между гендером и языком. Лингвоантропологические подходы в противопоставлении социолингвистическим.Влияние политики и социального устройства общества на язык и обратно. Язык пропаганды. Тоталитарный дискурс. Правка языка и политкорректность.
  • Тема 10. Методы полевых исследований.
    Лингвистическая антропология и социолингвистика Особенности полевых исследований в лингвистической антропологии. Практика и разбор кейсов.Общее и различное у лингвистической антропологии и социолингвистики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Работа на семинарах (неблокирующий)
  • Контрольная работа (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Работа на семинарах + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Перехвальская Е. В.-ЭТНОЛИНГВИСТИКА. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-351-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02616-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/etnolingvistika-433205

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Санникова И.И. — Этнолингвистика - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2487-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/72688