• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Адыгейский язык"

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Багирокова Ирина Гаруновна, Ландер Юрий Александрович
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Получение представления о полисинтетическом языке – языке принципиально иной структуры, чем языки среднеевропейского стандарта – принципиально важно для осознания студентом языкового разнообразия не на исключительно теоретическом уровне, но на практике, при работе с конкретным материалом. При этом сама тематика полисинтетизма на современном этапе вызывает огромный интерес исследователей, связанный с тем, что полисинтетические языки, как выяснилось, нарушают многие обобщения, выдвинутые ранее на неполисинтетическом материале. Изучение адыгейского языка дает уникальную возможность познакомиться с языковым типом, в Евразии встречающемся крайне редко.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Адыгейский язык» является ознакомление со следующими языковыми феноменами и лингвистическими представлениями: общие представления о языковой ситуации на Западном Кавказе и об абхазо-адыгской языковой семье; представление об адыгейском языке - как языке, грамматически принципиально отличном от русского, английского и других сходных известных языков; представление о функционировании полисинтетического языка – языка, в котором морфологией выражается значительно большее количество информации, нежели в языках неполисинтетических. Дисциплина также предлагает освещение некоторых полевых методов исследования. Курс предполагает возможность проведения последующей экспедиционной практики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • имеет общие представления о языковой ситуации на Западном Кавказе и об абхазо-адыгской языковой семье
  • имеет представление об адыгейском языке - как языке, грамматически принципиально отличном от русского, английского и других сходных известных языков
  • имеет представление о функционировании полисинтетического языка – языка, в котором морфологией выражается значительно большее количество информации, нежели в языках неполисинтетических
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление об абхазо-адыгских языках и адыгейском языке. Культурно-исторический контекст функционирования адыгейского языка
    Состав абхазо-адыгской семьи. Гипотезы о родстве абхазо-адыгской семьи с другими семьями. Географическое распространение абхазо-адыгских языков. Базовые сведения по истории адыгов (адыгейцев и кабардинцев). История изучения адыгейского языка. Типологические особенности адыгейского языка: сложная фонологическая система, полисинтетизм, слабое различение частей речи.
  • Фонологическая система. Принципы организации письменности
    Инвентарь гласных звуков. Попытки сокращения количества гласных звуков, гипотеза о моновокализме для адыгских языков. Система согласных звуков. Четырехчленные противопоставления у смычных в адыгейских диалектах. Свистяще-шипящие звуки как типологически интересное явление. Корреляция между богатством инвентаря согласных звуков и полисинтетизмом. Принципы организации адыгейской письменности.
  • Общая структура адыгейской словоформы. Элементы морфонологии
    Проблема выделения слова в адыгейском языке (противопоставление морфологической и синтаксической стратегии выражения, фонетические и просодические критерии, структурные критерии). Позиционное (матричное) описание порядка морфем (Кумахов, Сметс) и его проблематичность. Разделение адыгейской словоформы на морфологические зоны. Морфонологическое и функциональное обоснование зон. Чередование /e/~/a/ и его значимость для морфологической структуры.
  • Глагольная морфология
    Индексация актантов в глаголе: эргативный принцип организации индексации, повышающие актантные деривации (бенефактив, малефактив, комитатив, локативы и др.) и их упорядоченность, рефлексивные и реципрокальные словоформы. Использование директивного префикса в инверсивной функции. Динамические и статические предикаты. Инвентарь суффиксов (симулятив, хабилитив, интенсив, директивные суффиксы, рефактив/реверсив и др.). Порядок суффиксов (позиционный подход vs уровневый подход к описанию). Выражение времени, вида, модальности, их непарадигматичность. Каузатив (в том числе двойной), антипассив, лабильность. Проблема финитности. Выражение отрицания: описание через противопоставление по финитности vs семантическая мотивировка. Полисинтетическая морфология и ее отношение к словообразованию и словоизменению.
  • Глагольная морфология, продолжение
    Индексация актантов в глаголе: эргативный принцип организации индексации, повышающие актантные деривации (бенефактив, малефактив, комитатив, локативы и др.) и их упорядоченность, рефлексивные и реципрокальные словоформы. Использование директивного префикса в инверсивной функции. Динамические и статические предикаты. Инвентарь суффиксов (симулятив, хабилитив, интенсив, директивные суффиксы, рефактив/реверсив и др.). Порядок суффиксов (позиционный подход vs уровневый подход к описанию). Выражение времени, вида, модальности, их непарадигматичность. Каузатив (в том числе двойной), антипассив, лабильность. Проблема финитности. Выражение отрицания: описание через противопоставление по финитности vs семантическая мотивировка. Полисинтетическая морфология и ее отношение к словообразованию и словоизменению.
  • Именная морфология
    Посессивность: отторжимая vs неотторжимая принадлежность. Число (нетривиальные значения множественного числа, ассоциативная множественность). Падежи: ядерные (абсолютив vs косвенный падеж) и неядерные. Вопрос о возможности «групповой флексии». Выражение «глагольных» категорий на именах: время, отрицание, актантные деривации. Именной комплекс: инкорпорация определений в имя.
  • Синтаксис
    Простое предложение. Вопрос о выражении актантов (гипотеза «местоименных актантов» в глаголе). Относительные конструкции: релятивизуемые актанты, выражение семантической вершины (в литературном языке и в шапсугском диалекте). Фокусные конструкции и построение частных вопросов. Проблема противопоставления имени и глагола в адыгейском языке: сходная синтаксическая дистрибуция. Типологические аналогии (вакашские и салишские языки, австронезийские языки филиппинского типа). Полипредикативные конструкции. Нечеткость противопоставления сентенциальных актантов и сентенциальных сирконстантов. Использование релятивизации при их выражении. Выражение сочинения именных групп. Сочинение клауз и проблема разграничения сочинения и подчинения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий исследовательская работа
  • неблокирующий техническая работа, связанная с расширением корпуса
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    ООКОНЧАТЕЛЬНАЯ=3+(0,1 * ОАКТИВНОСТЬ)+(0,2 * ОТЕХ)+(0,3 * ОИССЛ)+(0,3 * ОЭКЗАМЕН). Если результирующая оценка превышает 10 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 10 баллов.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Реформатский А. А. ; Сост. Реформатская М. А.-ФОНОЛОГИЯ И МОРФОНОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-299-Авторский учебник-978-5-534-06244-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/fonologiya-i-morfonologiya-izbrannye-raboty-441881

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в общий синтаксис : Учебник, Тестелец Я. Г., 2001