• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Формальное представление естественного языка

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Формальное представление естественного языка» является ознакомление студентов с многообразием формальных подходов к синтаксиче-ской структуре языка и её семантической интерпретации, а также историей их возникно-вения; формирование представлений о языковых явлениях, сыгравших ключевую роль в развитии синтаксической теории; развитие у студентов навыков использования совре-менного понятийного аппарата и аргументации в области теоретического синтаксиса и формальной семантики. Изучение дисциплины «Формальное представление естественного языка» базируется на следующих дисциплинах: Введение в языкознание/Введение в современную лингвистику. Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь базовые представления из области «Введения в языкознание».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: · основные направления современной формальной лингвистики, · важные исследовательские результаты в этой области, · ключевые понятия современной генеративной лингвистики уметь: · анализировать структуру предложения с точки зрения различных формальных подходов к изучению грамматики; · работать с современной научной литературой по формальному синтаксису Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Лингвистическая типология; - Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • может описать научный метод в применении к исследованию языковой способности
  • умеет определять частеречные классы при помощи формальных и дистрибутивных критериев; умеет определять структуру составляющих
  • может сформулировать значимость синтаксических отношений (доминирование, с-командование) для описания и объяснения грамматических явлений
  • умеет применять тесты на синтаксическое передвижение; графически представить синтаксическую структуру сложноподчинённого предложения
  • умеет мотивировать необходимость постулирования проекции детерминатора
  • может показать существование нулевых подлежащих в инфинитивных оборотах
  • может сформулировать принцип композиционности
  • может сформулировать отличия неаккузативных глаголов от неэргативных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику: грамматика как наука
    Научный метод. Формальные модели как абстрактные модели знания. Эволюция языко-вой способности. Понятие иерархической структуры. Части речи, синтаксические катего-рии; лексические категории; функциональные категории.
  • Основополагающие понятия синтаксиса
    Морфема, слово, словосочетание, предложение. Вершины и их зависимые. Структура со-ставляющих. Тесты на выявление составляющих. Структурные отношения: сестринство, доминирование, с-командование.
  • Синтаксис
    Предложения и составляющие. Предложения и словосочетания как фразовые составляю-щие. Вершины, адъюнкты и спецификаторы. Синтаксические процессы: синтаксическое передвижение (вопросительный вынос, релятивизация, топикализация). Ограничения на синтаксические процессы.
  • Синтаксические процессы
    Передвижение и порядок слов. Порядок слов и порядок составляющих. Информационная структура предложения. Скрэмблинг, топикализация, фокусирование.
  • Синтаксические процессы(продолжение)
    Передвижение и порядок слов. Порядок слов и порядок составляющих. Информационная структура предложения. Скрэмблинг, топикализация, фокусирование. уметь применять тесты на синтаксическое передвижение; графически представить син-таксическую структуру сложноподчинённого предложения
  • Структура именной группы
    Именная группа как проекция детерминатора. Группа детерминатора в языках с артиклем. Группа детерминатора в безартиклевых языках. Аргументы в пользу выделения нулевых детерминаторов. Ситуационные имена в коннотациях.
  • Нулевые элементы в теории грамматики
    Нулевые подлежащие PRO и pro. Нулевые детерминаторы. Нулевые функциональные вершины T и C. Структура глагольной группы и нулевые вершины в её составе. Глаголы с двумя дополнениями.
  • Интерфейс синтаксиса и семантики
    Вид, аспект и акциональность. Глагольные классы З. Вендлера. Подход к аспекту Г. Рей-хенбаха. Аспект в формальных подходах к синтаксису.
  • Аргументная структура и структура события
    Индивидуальные и событийные аргументы глагола. События в синтаксисе. События в семантике. Подсобытия. Отношения между подсобытиями. «Синтаксис первой фазы» Дж. Рамчанд.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий блиц-опрос
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * блиц-опрос + 0.25 * домашнее задание + 0.2 * контрольная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Шахматов А.А. - Синтаксис русского языка - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 714с. - ISBN: 978-5-9765-1812-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74659

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мустайоки А. .., Сабитова З. К., Парменова Т. В., Бирюлин Л. А. - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СИНТАКСИС РУССКОГО ЯЗЫКА. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 728с. - ISBN: 978-5-534-11450-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/funkcionalnyy-sintaksis-russkogo-yazyka-445298