• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, стилистика)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 11
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс обязательный для всех слушателей магистерской программы "Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур". Здесь рассматриваются ключевые явления русской фонетики, семантики и грамматики. Помимо теоретической составляющей большое внимание уделяется практическим аспектам преподавания РКИ. Основная цель курса - научить будущих учителей РКИ объяснять конкретные явления русского языка в иностранной аудитории, опираясь на полноценную теоретическую базу, с одной стороны, и коммуникативные принципы преподавания иностранного языка, с другой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Данный курс представляет собой первую часть читающейся на первом и втором году обучения дисциплины, посвященной современному русскому языку с точки зрения методики его преподавания иностранцам. На первом году обучения рассматриваются фонетика, семантика, морфология и основные морфосинтаксические явления русского языка.
  • Курс не является вводным и требует знания основных лингвистических терминов, понятий и теорий, рассматривавшихся в курсах "Введение в лингвистику", "Формальное представление естественного языка", "Функциональные модели естественного языка".
  • В курсе рассматриваются основные вопросы русской фонетики, семантики и грамматики, вызывающие трудности у начинающих преподавателей РКИ. Курс подготовит слушателей к продуктивной работе в иностранной аудитории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Могут прочитать и написать транскрипцию русского текста
  • Могут объяснить причину фонетической трудности Х для носителя языка Y.
  • Могут воспроизвести основные идеи московской семантической школы.
  • Могут дать толкование лексической единицы L, используя принципы Московской семантической школы.
  • Могут использовать основные идеи Московской семантической школы при объяснении иностранному студенту значения произвольной единицы русского языка.
  • Могут дать определение основных грамматических терминов.
  • Могут проинтерпретировать возможные причины грамматических ошибок иностранных студентов.
  • Могут сформулировать правила употребления грамматических единиц в формате "если Р, то Q".
  • Могут воспроизвести основные принципы интегрального описания языка, активного описания языка.
  • Используют основные принципы активного интегрального описания языка в преподавании конкретных грамматических тем иностранцам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фонетика современного русского языка с точки зрения методики преподавания ее иностранцам
  • Семантика русского языка с точки зрения методики преподавания ее иностранцам
  • Грамматика современного русского языка с точки зрения методики преподавания его иностранцам
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашняя контрольная работа
  • неблокирующий домашнее задание
    Все домашние задания могут пересдаваться в срок не позднее, чем за 5 дней до конца модуля, в котором читалась соответствующая тема. Поскольку повторить дискуссию на семинаре, где обсуждалось домашнее задание, не представляется возможным, для пересдачи студент пишет и сдает конспект заданной статьи и свои комментарии (не менее 5) к нему. Домашние задания по части курса, посвященной грамматике, оцениваются по системе "зачтено/не зачтено", общая оценка за домашние задания по этой части курса соответствует переведенному в десятибалльную систему проценту зачтенных домашних заданий.
  • неблокирующий экзамен (take-home)
    Экзамен проводится в письменной форме при помощи асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе MOODLE (https://hse.student.examus.net). Студенты должны подключиться к платформе не позднее 18.00 по Москве в день экзамена (за 10 минут до начала экзамена). Ссылка для подключения будет разослана по электронной почте не позднее, чем за сутки до начала экзамена. Не получив ссылку, студент должен сообщить об этом преподавателю не позднее, чем за 3 часа до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. На платформе возможно самостоятельное тестирование системы. Для сдачи экзамена студент должен подключиться к платформе, включить камеру и микрофон. При выполнении экзаменационного задания студенты могут использовать любые релевантные источники информации, но не помощь третьих лиц. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается интервал в 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается временной период более 45 минут, когда студент не может подключится к платформе. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий quiz
    Письменные контрольные работы проводятся в классе по окончании каждой темы. Каждая контрольная оценивается по десятибалльной шкале. Общая оценка за контрольные работы представляет собой среднее арифметическое от оценок за все контрольные работы. Способ округления арифметический.
  • неблокирующий Подготовка и проведение презентации - родевой игры "Урок РКИ"
    В данной форме контроля каждый студент выступает в разное время в разных ролях. Один урок он готовит и проводит в качестве преподавателя, в других участвует в роли иностранного студента. Каждый урок включает стадии: а) подготовки (для "преподавателей"), б) проведения (для всех), в) непосредственной рефлексии (для всех), г) отсроченной рефлексии (для "преподавателей").
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * quiz + 0.1 * домашнее задание + 0.3 * домашняя контрольная работа + 0.2 * Подготовка и проведение презентации - родевой игры "Урок РКИ" + 0.2 * экзамен (take-home)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ганиев Ж.В. - Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 198с. - ISBN: 978-5-9765-1044-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/108234