• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Введение в современную лингвистику

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Цели освоения дисциплины «Введение в современную лингвистику» включают следующее: дать представление о языке как об объекте исследования, о лингвистике и линг-вистических методах как о науке, исследующей язык; сформировать представление о внутренней структуре языка, уровнях языка; познакомить с важнейшими лингвистическими понятиями. Изучение данной дисциплины не требует специальных пререквизитов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные грамматические термины и понятия, иметь представление и языковом разнообразии; - уровневые явления языка; уметь: - ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют. владеть: - основными методами лингвистического исследования. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Формальные модели в лингвистике, Функциональные и когнитивные модели в лингвистике, Компьютерная лингвистика, Проектирование лингвистических систем и компонентов, Машинный перевод, Корпусная лингвистика, Онтологии и семантические технологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает общую пробле-матику языкознания. Может развернуто ответить на вопросы о природе языка, его функциях, методах лингви-стического исследования и т. п. (см. Содержание разделов дисциплины).
  • Владеет основными терминами и понятиями фонетики. Например, может деть определение фонеме и т. п. (см. Содержание разделов дисциплины).
  • Владеет основными терминами и понятиями морфологии. Например, может отличить циркумфикс от инфикса, декаузатив от каузатива и т. п. (см. Содержание разделов дисциплины).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее введение в лингвистику
    Язык как объект лингвистического изучения. Функции языка. Уровни (модули) языка. Основные направления лингвистики. Методы изучения языка. Статус лингвистики среди других наук. Описание и объяснение в лингвистике. Языковое разнообразие. 1) Классификация языков по происхождению. Языковое родство. Доказательство языкового родства. Базисная лексика и регулярные фонетические соответствия. Языкипредки и языки-потомки. Генеалогическое древо. Языковая семья и языковая группа. Языки-изоляты. Праязык. Языковая дивергенция. Реконструкция языка-предка. Праформы. Рефлексы. Диахрония и синхрония. 2) Ареальная лингвистика. Заимствования. Языковые контакты и языковые союзы. Пиджины и креольские языки. 3) Лингвистическая типология. Цели, задачи и методы лингвистической типологии. Языковые универсалии и их виды: нерестриктивные и импликативные. Лингвистические фреквенталии. Грамматическая и лексическая типология. Языковая выборка. Ареальная типология. Изоглосса.
  • Фонетика и фонология
    Устная и письменная коммуникация в онтогенезе и филогенезе. Речь и язык. Основные перспективы изучения фонетики: артикуляционная, акустическая, перцептивная, сравнительная и шире типологическая, историческая, функциональная (фонология). Сегментные и суперсегментные единицы. 1) Артикуляционная фонетика. Основные процессы речепроизводства: инициация, фонация, артикуляция в узком смысле. Речевой тракт и его отделы. Гортань (ларинкс), глотка (фаринкс), альвеолы, увула и другие органы речевого тракта. 2) Звукотипы и их реализации. Классификация согласных по месту и способу образования. Классификация гласных по ряду и подъёму. Международный фонетический алфавит. Фонетическая транскрипция. Коартикуляция, аккомодация, ассимиляция. Структура слога. Виды слога. Суперсегментная фонология. Суперсегментные единицы и просодические признаки. Ударение и его виды. Характеристика словесного ударения русского языка. Интонация и интонационные конструкции по Е.А. Брызгуновой. 3) Фонология. Классическая фонология Н.С. Трубецкого. Фонема. Смыслоразличительные признаки фонем. Архифонема. Оппозиции. Правила фонематического анализа. Переход от фонетической к фонематической записи. Московская фонологическая школа (МФШ). Чередования (альтернации). Морфонема. Фоны и аллофоны. Морфы и алломорфы. Гиперфонема. Исторические чередования. Ленинградская фонологическая школа. Фонема как слуховой образ.
  • Основные морфологические (грамматические) понятия
    Цели и задачи морфологии. Морфемика и грамматическая семантика. 1) Слово. Словоформа. Лемма. Лексема. Словесные и несловесные языки. Клитики. Морфема. Морфологическая типология языков: изолирующие, аналитические, синтетические, фузионные, агглютинативные, полисинтетические языки. Свойства словоформы. Грамматикализация. Инкорпорация. 2) Морфемика. Корень и аффиксы. Нулевые корни и нулевые аффиксы. Виды аффиксов: префиксы, суффиксы, постфиксы, инфиксы, циркумфиксы, трансфиксы, интерфиксы, полиаффиксы. Словообразование и словоизменение. Словообразовательные модели и их виды. Усечение и наращивание основы. Редупликация. Конверсия. Композиты. Супплетивизм. Кумуляция. Идиоматичность. Сандхи и фузия. 3) Грамматическая семантика. Граммема. Части речи. Парадигма. Падеж. Семантические роли. Изафет. Склонение. Число. Род. Согласовательный класс. Классификаторы. Посессивность. Детерминация. Спряжение. Залог и актантные деривации. Число. Лицо. Время. Аспект. Модальность и наклонение. Эвиденциальность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тезаурус
    Тезаурус пересдается в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки.
  • неблокирующий мини-тесты
    Мини-тесты пересдаются в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки.
  • неблокирующий устный экзамен с элементами письменных ответов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * мини-тесты + 0.3 * тезаурус + 0.4 * устный экзамен с элементами письменных ответов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мандель, Б. Р. Современный русский язык: лексика, словообразование, морфология [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 374 с. - ISBN 978-5-9558-0300-5 (Вузовский учебник), 978-5-16-006528-1 (ИНФРА-М). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/403676