• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в лингвистику

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Аксенов Кирилл Алексеевич, Апресян Валентина Юрьевна, Виняр Алексей Игоревич, Волков Олег Сергеевич, Даниэль Михаил Александрович, Зевахина Наталья Александровна, Касьянова Полина Алексеевна, Клягина Евгения Сергеевна, Летучий Александр Борисович, Рахилина Екатерина Владимировна, Стенин Иван Андреевич
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о теоретической лингвистике, систематизирует знания об основных научных парадигмах лингвистики 20-го века, тренирует умения ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного. Также курс формирует навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с современными представлениями о языке как объекте научного исследования
  • знакомство с ключевыми свойствами языка с позиций современных подходов к его изучению
  • знакомство с научно-исторической перспективой преемственности научных парадигм, приведшей к современному состоянию знаний о языке
  • знакомство с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • умеет дать краткий обзор истории лингвистики в СССР
  • знает, может ли человек воздействовать на язык
  • различает означающее и означаемое
  • умеет охарактеризовать индексальные и иконические знаки по Пирсу
  • знает различия между лингвистикой языка и лингвистикой речи
  • умеет дать определение грамматическому значению
  • называет сильные стороны структурализма и его проблемы
  • умеет охарактеризовать универсальную грамматику, ее презумпции и импликации
  • умеет описать язык как социальный объект
  • дает определение понятию социального значения
  • умеет охарактеризовать объяснительную типологию
  • дает определение понятию выборок
  • имеет представление о разграничении между понятиями норма и узус, язык и речь
  • знает современные методы и стандарты документирования
  • знает примеры сложных коммуникационных систем
  • представляет себе, чем отличается коммуникация у животных от человеческого языка
  • знает основы теоретической лингвистики, основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, уровневую (модульную) структуру естественного языка
  • знает основные научные парадигмамы лингвистики 20-го века
  • умеет ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют
  • владеет базовыми навыками самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Язык как естественнонаучный объект: основные свойства. Научная аргументация в лингвистике.
    Лингвистика и филология. Краткий обзор истории лингвистики в СССР. Какие объекты называются языками? Язык как система. Может ли человек воздействовать на язык? Принципы научной аргументации на примере исторической текстологии. Способы изучения языка (интроспекция, анкетирование, нейролингвистические исследования). Функции языка.
  • Тема 2. Свойства языкового знака: Соссюровская аксиоматика лингвистики.
    Означающее и означаемое. Произвольность и нематериальность знака. Пирс: индексальные и иконические знаки.
  • Тема 3. Младограмматики и Соссюр: от диахронии к синхронии.
    К синхроническому изучению языка. Лингвистика языка и лингвистика речи. Проблемы сегментации и другие особенности устного дискурса. Элементы теории письма, опознание письменностей. Задачи на звуковые соответствия и переходы. Задачи на письменности.
  • Тема 4. Европейский структурализм: лингвистика парадигм.
    Язык как система и наследие Соссюра. Структурный анализ в фонологии. Грамматическое значение. Якобсон о падеже. Падеж по А.А. Зализняку. Сильные стороны структурализма и его проблемы.
  • Тема 5. Генеративная грамматика: начала лингвистических моделей.
    Дескриптивизм как объективация лингвистики. Универсальная грамматика, ее презумпции и импликации. Формализация лингвистического знания.
  • Тема 6. Социолингвистическая парадигма.
    Постструктурализм. Язык как социальный объект. Понятие социального значения. Взаимодействие языков. Языковое варьирование, социофонетика. Норма как отношение языку. Социофонетика: Поливанов о языке интеллигенции (обсуждение статьи). Пиджины (анализ текста на ток писине).
  • Тема 7. Типологическая парадигма: пределы языкового варьирования и функциональная мотивация.
    Проблемы типологии. Универсалии и их типы. Объяснительная типология. Понятие выборок.
  • Тема 8. Корпусная лингвистика: изучение узуса.
    Норма и узус, язык и речь. Речевые ошибки – лингвистический мусор или предмет изучения? Динамическое изучение языка. Корпусные подходы в лингвистических исследованиях. История слов (проект «Своевольные смыслы»).
  • Тема 9. Полевая лингвистика: проблема малых языков и их документирования.
    Способы работы с малыми языками и их документирования. Современные методы и стандарты документирования. Примеры документационных проектов. Из практики экспедиционной работы – методы сбора информации, культурный компонент общения с информантами.
  • Тема 10. Язык и животная коммуникация: пределы подобия.
    Коммуникация у животных. Примеры сложных коммуникационных систем. Обучение обезьян человеческому языку и «запасной ум». Коммуникация муравьев и теоретико-информационный подход к ее изучению. Принцип двойного членения в человеческом языке. Чем отличается коммуникация у животных от человеческого языка?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работы
    Пересдается в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки.
  • неблокирующий Экзамен
    По общим правилам пересдачи экзамена, пропущенного по уважительной причине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Контрольные работы + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Шабанова Н.А., Станиславская С.А., Соколова О.И. - Введение в лингвистику: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 71с. - ISBN: 978-5-9765-4249-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123650

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в лингвистику : учеб. пособие для вузов, Шайкевич, А. Я., 2010
  • Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012