• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в лингвистику

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Апресян Валентина Юрьевна (читает лекции, ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Волков Олег Сергеевич (читает лекции, ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Даниэль Михаил Александрович (читает лекции, ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Зевахина Наталья Александровна (ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Касьянова Полина Алексеевна (ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Клягина Евгения Сергеевна (ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Летучий Александр Борисович (ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Рахилина Екатерина Владимировна (читает лекции, ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Стенин Иван Андреевич (читает лекции, ведет семинары и принимает экзамены/зачеты)
Язык: русский
Кредиты: 6
Материалы по курсу:

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о теоретической лингвистике, систематизирует знания об основных научных парадигмах лингвистики 20-го века, тренирует умения ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного. Также курс формирует навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с современными представлениями о языке как объекте научного исследования
  • знакомство с ключевыми свойствами языка с позиций современных подходов к его изучению
  • знакомство с научно-исторической перспективой преемственности научных парадигм, приведшей к современному состоянию знаний о языке
  • знакомство с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • назвать сильные стороны структурализма и его проблемы
  • владеть базовыми навыками самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи
  • дать определение понятию социального значения
  • знать основные научные парадигмамы лингвистики 20-го века
  • знать основы теоретической лингвистики, основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, уровневую (модульную) структуру естественного языка
  • знать примеры сложных коммуникационных систем
  • знать различия между лингвистикой языка и лингвистикой речи
  • знать современные методы и стандарты документирования
  • знать, может ли человек воздействовать на язык
  • иметь представление о разграничении между понятиями норма и узус, язык и речь
  • дать определение понятию выборок
  • представлять себе, чем отличается коммуникация у животных от человеческого языка
  • различать означающее и означаемое
  • уметь дать краткий обзор истории лингвистики в СССР
  • уметь дать определение грамматическому значению
  • уметь описать язык как социальный объект
  • уметь ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют
  • уметь охарактеризовать индексальные и иконические знаки по Пирсу
  • уметь охарактеризовать объяснительную типологию
  • уметь охарактеризовать универсальную грамматику, ее презумпции и импликации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Язык как естественнонаучный объект: основные свойства. Научная аргументация в лингвистике.
    Лингвистика и филология. Краткий обзор истории лингвистики в СССР. Какие объекты называются языками? Язык как система. Может ли человек воздействовать на язык? Принципы научной аргументации на примере исторической текстологии. Способы изучения языка (интроспекция, анкетирование, нейролингвистические исследования). Функции языка.
  • Тема 2. Свойства языкового знака: Соссюровская аксиоматика лингвистики.
    Означающее и означаемое. Произвольность и нематериальность знака. Пирс: индексальные и иконические знаки.
  • Тема 3. Младограмматики и Соссюр: от диахронии к синхронии.
    К синхроническому изучению языка. Лингвистика языка и лингвистика речи. Проблемы сегментации и другие особенности устного дискурса. Элементы теории письма, опознание письменностей. Задачи на звуковые соответствия и переходы. Задачи на письменности.
  • Тема 4. Европейский структурализм: лингвистика парадигм.
    Язык как система и наследие Соссюра. Структурный анализ в фонологии. Грамматическое значение. Якобсон о падеже. Падеж по А.А. Зализняку. Сильные стороны структурализма и его проблемы.
  • Тема 5. Генеративная грамматика: начала лингвистических моделей.
    Дескриптивизм как объективация лингвистики. Универсальная грамматика, ее презумпции и импликации. Формализация лингвистического знания.
  • Тема 6. Социолингвистическая парадигма.
    Постструктурализм. Язык как социальный объект. Понятие социального значения. Взаимодействие языков. Языковое варьирование, социофонетика. Норма как отношение языку. Социофонетика: Поливанов о языке интеллигенции (обсуждение статьи). Пиджины (анализ текста на ток писине).
  • Тема 7. Типологическая парадигма: пределы языкового варьирования и функциональная мотивация.
    Проблемы типологии. Универсалии и их типы. Объяснительная типология. Понятие выборок.
  • Тема 8. Корпусная лингвистика: изучение узуса.
    Норма и узус, язык и речь. Речевые ошибки – лингвистический мусор или предмет изучения? Динамическое изучение языка. Корпусные подходы в лингвистических исследованиях. История слов (проект «Своевольные смыслы»).
  • Тема 9. Полевая лингвистика: проблема малых языков и их документирования.
    Способы работы с малыми языками и их документирования. Современные методы и стандарты документирования. Примеры документационных проектов. Из практики экспедиционной работы – методы сбора информации, культурный компонент общения с информантами.
  • Тема 10. Язык и животная коммуникация: пределы подобия.
    Коммуникация у животных. Примеры сложных коммуникационных систем. Обучение обезьян человеческому языку и «запасной ум». Коммуникация муравьев и теоретико-информационный подход к ее изучению. Принцип двойного членения в человеческом языке. Чем отличается коммуникация у животных от человеческого языка?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Контрольные работы (неблокирующий)
    Пересдается в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки.
  • Экзамен (неблокирующий)
    По общим правилам пересдачи экзамена, пропущенного по уважительной причине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Контрольные работы + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История лингвистических учений : учеб. пособие, Алпатов В. М., ISBN: 5-9551007-7-6, 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Слово о полку Игореве": Взгляд лингвиста, Зализняк А. А., ISBN: 5-9551018-8-8, 2007
  • Введение в лингвистику : учеб. пособие для вузов, Шайкевич А. Я., ISBN: 978-5-7695-5829-0, 2010
  • Введение в языкознание : учебник для вузов, Маслов Ю. С., ISBN: , 2005
  • Курс общей лингвистики, Соссюр Ф. де, Сухотина А. М., Шор Р. О., ISBN: 978-5-397-03632-0, 2013