• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория языка

Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина знакомит с историей и современным состоянием основных разделов современной теоретической лингвистики — фонетики и фонологии, морфологии, синтаксиса, семантики. Она включает в себя следующие поддисциплины, преподаваемые на протяжении всего обучения в бакалавриате: • Фонетика и фонология • Морфология • Синтаксис • Семантика • Диахроническая лингвистика • Языковые процессы и лингвистические теории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание основных проблем и методов теоретической лингвистики
  • Умение применять полученные знания при лингвистическом анализе как в научно-исследовательской деятельности, так и в рамках прикладных задач по лингвистическому обеспечению автоматических систем обработки текстов
  • Овладение основными понятиями лингвистического анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает различие между лексемой и словоформой.
  • Умеет дать примеры неполной интеграции клитик.
  • Может охарактеризовать особенности понятия слово в полисинтетическом языке.
  • Может дать определение “трансфикса”.
  • Может дать определение и описать типы редупликации.
  • Может описать типы дистрибуции алломорфов.
  • Может дать определение и привести примеры гетероклитности.
  • Может охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования.
  • Может дать определение контекстной вытеснимости.
  • Знает основные признаки грамматикализации.
  • Может дать определение понятия "indirect af-fix borrowing".
  • Может описать типы морфосинтаксической категоризации слов со значением свойств (property words) в языках мира.
  • Может определить основные понятия просодической морфологии и дать их эмпирическую мотивацию.
  • Понимает место современной семантики в лингвистической теории и среди других методов и подходов
  • Знает метаязык семантики и умеет применять различные методы описания значения.
  • Понимает роль композициональности в семантике, умеет представить идиоматизированные единицы как изначально композициональные.
  • Понимает соотношения между единицами, не являющимися однокоренными и способы их описания с помощью лексических функций.
  • Понимает типы метонимии, умеет выделять метонимию в случаях, когда она не очевидна
  • Умеет определить тип многозначности и механизм, приведший к её появлению
  • Понимает роль говорящего в семантике языковых единиц
  • Понимает организацию семантического представления и роль каждого из компонентов
  • Знает современные подходы к описаниям местоимений и параметров, релевантных для их описания.
  • Может вычленить в синтаксическом поведении составляющих роль коммуникатвной структуры, знает основные типы коммуникативных единиц.
  • Знает основные синтаксические острова и их типы
  • Умеет определять тип клаузы (в соответствии с разными классификациями) на основании разных критериев
  • Умеет анализировать сложные именные группы
  • Умеет показать роль лексических классов и лексических характеристик в синтаксическом описании
  • Понимает место порождающей грамматики среди других подходов и методов, существующих в современном синтаксисе
  • Понимает роль синтаксических отношений в описании языка, знает проблемы, связанные с этим понятием.
  • Умеет определять набор синтаксических и семантических актантов, знает разницу между этими понятиями
  • Умеет определять вершинные свойства элементов в конструкциях разных типов.
  • Понимает особенности структуры составляющих, преимущества и недостатки этой модели
  • Понимает особенности структуры зависимостей, преимущества и недостатки этой модели
  • Понимает предмет синтаксических теорий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Грамматическое значение: структуралистская парадигма
    Отличия лексического значения от грамматического: степень конкретности, открытость / закрытость класса. Обязательность как критерий грамматического. Контекстная вытеснимость, скрытые категории.
  • Грамматические категории: типологическая парадигма
    Типологический подход к определению грамматики, понятие грамматикализации. Типы грамматических категорий. Синтаксические и семантические категории. Категории различных частей речи: общий обзор. Наиболее универсальные грамматические категории. Грамматическая периферия, неграмматические аналоги грамматических категорий. Морфологические универсалии. Грамматикализация: Изменение морфологического типа языка. Переход от агглютина-ции к флексии. Переход показателей из свободных слов в клитики и далее в морфологические показатели. Нестандарные случаи эволюции: переход из аффиксов в свободные словоформы или в клитики. Теория грамматикализации и её основные положения.
  • Морфология и языковые контакты
    Заимствование морфологии. Возможные причины и зоны заимствования. Matter copy и pattern copy в морфологии. Заимствование аффиксальной морфологии. Заимствование парадигм.
  • Части речи в языках мира
    Основные части речи: глагол, существительное. Проблема прилагательного. Языки без прилагательного. Сближение прилагательного с глаголом vs. с существительным. Языки «без частей речи» двух типов: древнекитайский тип и абхазо-адыгский тип.
  • Формальные парадигмы в морфологии. Морфология в ее взаимодействии с другими уровнями языка
    Дистрибутивная морфология. Просодическая морфология. Морфология и синтаксис: зоны соприкосновения. Двойное (морфологическое и синтаксическое) выражение грамматических значений. Переход единиц из синтаксических в морфологические. О понятии морфосинтаксиса.
  • Истоки современной семантики. Общезначимость семантики. Значение.
    Язык как объект интереса со стороны логиков и философов (Ньютон, Декарт, Руссо, Фреге). Краткий обзор истории семантики (младограмматики, Соссюр, Ельмслев, Блумфильд, Хомский, Фодор и Катц, МакКоли, Филлмор, Апресян, Мельчук, Жолковский, Вежбицка, Годдард, Рош, Падучева, Лангакер, Талми, Лаков, Джакендофф, Пустейовский). Теория референции. Значение в формальной семантике: истинность и ложность. Определение условий истинности. || Как определить значение? Какие языковые единицы имеют значение? Чем различаются значение и референция?
  • Техники описания значения. Метаязык семантики.
    Компонентный анализ и его критика. Пропозициональная структура значения. Семантические примитивы. Фреймы. Семантические роли. Теория прототипов. || Каковы достоинства и недостатки разных способов описания значения? Чем различаются компоненты значения? Каков статус семантических примитивов? Как выражаются семантические роли в разных языках? Что отражают прототипы? Задачи на описание значения и определение слова по описанию.
  • Организация семантического представления. Логическая организация значения. Эксплицитные и имплицитные компоненты в семантике. Взаимодействие значений.
    Ассерции. Пресуппозиции. Переход пресуппозиции в ассерцию. Сферы действия. Фактивность и путативность. || Чем различаются эксплицитные и имплицитные компоненты значения? Какие компоненты значения семантически активны? Чем различаются фактивные и путативные предикаты? Может ли нарушаться логическая структура значения? Задачи на определение пресуппозиций и ассерций.
  • Имплицитные компоненты значения. Антропоцентричность языка. Оценка.
    Фигура говорящего и наблюдателя как скрытый компонент значения. Дейксис. Режимы употребления дейктических слов. Модальные рамки. Отрицательная поляризация. Языковая аномалия. Мотивировки. Слабые смыслы. Максимы Грайса. Импли-катуры. Речевые акты (иллокутивы, перлокутивы, перформативы). || Чем различаются фигуры говорящего и наблюдателя? Каковы свойства разных типов оценки? Как нарушение максим Грайса используется для создания стилистического или художественного эффекта? Задачи на определение типа речевого акта. Задачи на противоречие модальных рамок и объяснение языковой аномалии (*Он зачем конечно при-шел? *Батареи по крайней мере едва теплые). Задачи на определение фигуры наблюдателя (белеть,маячить, показаться, виднеться).
  • Многозначность как естественное свойство языка. Контекстная зависимость как условие функционирования языковых единиц. Теоретические модели.
    Инвариант. Списки значений без структуры. Цепочечная полисемия. Радиальная структура. Семантические сети. Метафора – перенос по смежности. Базовые метафоры Лакоффа. Mapping между доменами. Типы метафор, направление метафор, источники метафор. Универсальность семантических сдвигов и их предсказуемость. || В какой мере сохраняется связь с исходной семантикой в переносных значениях? В какой мере универсальны семантические переходы? Задания на поиск регулярных метафор в разных языках. Задания на непереводимые метафоры.
  • Метонимия – перенос по смежности. Коммуникативные свойства языковых единиц.
    Регулярная многозначность. Критерии выделения разных значений. || Что конституирует отдельное значение в противоположность употреблению? Задачи на разбиение слова на значения.
  • Грамматикализация. Лексические функции. Типы лексических функций.
    Лексическая функция MAGN на материале разных лексических типов и разных языков. Лексико-функциональные глаголы разных типов и их свойства. Семантическая мотивированность сочетаемости. || Задачи на определение лексических функций. Задачи на перевод лексических функций. Задачи на семантическую мотивированность лексических функций.
  • Композициональность и не-композициональность. Грамматика конструкций. Идиомы.
    Определение композициональности-некомпозициональности. Философия конструкции. Конструкция как минимальная языковая единица. Задачи на сравнение конструкций и идиом в разных языках.
  • Предмет и задачи синтаксиса
    Задачи синтаксической теории и предмет синтаксического описания. Свидетельства в пользу противопоставления синтаксиса и морфологии. Обоснование синтаксических явлений: композициональность, информационная структура, диахрония. Автономность синтаксиса. Синтаксические модели.
  • Структура зависимостей
    Асимметрия в синтаксических структурах. Типология локуса маркирования. Традиционное понятие о синтаксических зависимостях. Типы грамматической связи. Свойство проективности структуры зависимых. Виды синтаксических отношений. Проблемы применения структур зависимых.
  • Структура составляющих
    Представления об иерархической организации высказывания. Анализ в терминах структуры составляющих. Диагностики структуры составляющих. «Эффект Крысолова».
  • Вершины
    Вершина и зависимое. Критерии определения синтаксической вершины и сложности с их применением. Внешний синтаксис и внутренний синтаксис. Экзоцентрические и эндоцентрические конструкции. Вершинные свойства грамматических элементов.
  • Валентности, актанты (аргументы) и сирконстанты (адъюнкты)
    Понятие валентности и модель управления. Понятие семантического и синтаксического актан-та. Соотношение синтаксических и семантических актантов. Валентности и их реализация; семантические роли. Проблемные случаи. Сирконстанты и их место в описании глагола. Критерии разграничения актантов и сирконстантов; промежуточные случаи. Валентности неглагольных предикатов; проблема аргументной структуры имён. Х’-теория.
  • Синтаксические отношения
    Понятие синтаксического (грамматического) отношения и синтаксической позиции. Основные синтаксические отношения и их оформление. Критерии выделения и неуниверсальность син-таксических отношений. Соотношение с падежным оформлением и семантическими ролями. Подлежащные свойства и синтаксическая эргативность. Иерархия доступности именных групп. Типы адвербиалов (партиципантно-ориентированные и событийно-ориентированные).
  • Архитектура клаузы в генеративной грамматике
    Порождающая грамматика. Исторический обзор. Компетенция и употребление. Глубинная и поверностная структура. Трансформации и исчисляющие правила. Понятие передвижения, копирования и согласования в генеративной грамматике. Функциональная структура и унификация.
  • Коммуникативные категории
    Соотношение коммуникативной структуры с синтаксисом. Языки, маркирующие синтаксические отношения, и языки, маркирующие коммуникативную структуру. Тема, рема, топик, фокус и соотношение этих понятий. Эмфаза, контрастивность и другие коммуникативные значения. Коммуникативная структура и интонация. Синтаксические ограничения на коммуникативную структуру.
  • Части речи и лексические классы
    Роль лексических классов в синтаксическом описании. Типы лексических классов: открытые vs закрытые, знаменательные vs служебные. Критерии выделения лексических классов и сложности с их применением. Универсальные и неуниверсальные принципы организации лексических классов. Проблема дискретности/континуальности частеречного противопоставления. Определение набора лексических классов конкретного языка.
  • Именная группа
    Основные элементы именной группы: имена, определения, детерминаторы. Уровни интерпретации в именной группе и их проявление в синтаксисе.
  • Типы клауз и предложений
    Классификация клауз по переходности. Идея соответствия клаузы критериям семантической переходности. Полярность и ее влияние на синтаксическую структуру. Классификация высказываний по иллокутивной силе. Проблема моноклаузальности. Финитность как категория клаузы. Критерии финитности. Номинализация.
  • Кореферентность и анафора
    Типология анафорических элементов. Переключение референции. Обвиатив. Логофоричность. Рефлексивные местоимения. Теория связывания.
  • Островные ограничения
    Островные ограничения в вопросительном выносе, релятивизации и топикализации. Вариативность островных ограничений по языкам. Разнообразие островов. Функциональное объяснение островных ограничений. Механизмы обхода островных ограничений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен по семантике
  • неблокирующий шесть домашних заданий по семантике, каждое с весом 0,1
  • неблокирующий Задание по морфологическому анализу неизвестного языка
    Задание выполняется в течение курса под руководством преподавателей Школы лингвистики – специалистов по выбранном языку. Оно является факультативным, но обязательным для получения итоговой оценки выше 8 баллов.
  • неблокирующий письменные контрольные работы по морфологии (избирательный контроль домашнего чтения)
    При досдаче заданий позже, чем через неделю после срока, оценка снижается на балл, позже, чем за три недели – на три балла. Вес каждой работы в итоговой оценке устанавливает преподаватель в начале курса.
  • неблокирующий экзамен по морфологии
    Итоговая оценка может быть выше 8 только в случае решения дополнительных экзаменационных задач; допуск к экзаменационным задачам обеспечивается выполнением задания по морфологическому анализу неизвестного языка. Экзамен проводится в форме письменной работы. Работа включает в себя анализ примеров и заполнение лакун в интерпретации примеров на основании пройденного материала. Дополнительные задачи предлагаются в ходе экзамена после решения основных заданий.
  • неблокирующий контрольные работы по синтаксису во втором модуле
  • неблокирующий контрольные работы по синтаксису в третьем модуле
  • неблокирующий итоговая контрольная работа по синтаксису
  • неблокирующий активность на семинарах по синтаксису
    Активность на семинарских занятиях, сообщения на семинарах, выполнение семинарских самостоятельных работ, решение задач в ходе семинаров и подготовки к ним
  • неблокирующий Самостоятельная работа по синтаксису
  • неблокирующий экзамен по синтаксису
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена или вывешенному для общего пользования студентов. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время ответа студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами, презентациями, литературой и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студенту может быть отказано в продолжении участия в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * письменные контрольные работы по морфологии (избирательный контроль домашнего чтения) + 0.6 * экзамен по морфологии
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * шесть домашних заданий по семантике, каждое с весом 0,1 + 0.4 * экзамен по семантике
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.28 * итоговая контрольная работа по синтаксису + 0.18 * контрольные работы по синтаксису в третьем модуле + 0.27 * контрольные работы по синтаксису во втором модуле + 0.27 * экзамен по синтаксису
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян В. А., 2011
  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816