Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Лингвистические и логические задачи"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Иомдин Борис Леонидович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными сведениями о лингвистических задачах, основными принципами составления задач и представления интересного языкового материала в компактной форме, доступной для самостоятельного открытия языкового явления решающим задачу, и формирует навыки решения лингвистических задач разных типов и самостоятельного составления лингвистических задач.
Цель освоения дисциплины
- познакомить студентов с понятием «лингвистическая задача»
- научить студентов основным принципам составления задач и представления интересного языкового материала в компактной форме, доступной для самостоятельного открытия языкового явления решающим задачу
Планируемые результаты обучения
- студент ознакомлен с основными жанрами лингвистических задач
- студент ознакомлен с разнообразием языковых явлений, которые могут быть представлены в задаче
- студент знаком с основными принципами решения задач
- студент овладел навыками составления лингвистических задач
- студент умеет анализировать языковой материал, представленный в задаче
- студент умеет предлагать свое решение задачи
- студент умеет критически разбирать решения, предложенные другими участниками семинара
- студент умеет находить сильные и слабые стороны того, как в каждой задаче представлено языковое явление, на котором она основана
- студент овладел навыками решения лингвистических задач разных типов
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Жанры и типы лингвистических задач.Самодостаточные лингвистические задачи. Несамодостаточные лингвистические задачи, требующие владения одним или несколькими иностранными языками. Задачи с использованием материала одного или нескольких языков. Задачи на сравнение данных родственных языков. Задачи с перепутанными соответствиями.
- Тема 2. Классификация лингвистических задач.Языки, явления которых иллюстрированы в задаче, их генеалогическая, типологическая и ареальная принадлежность. Разделы лингвистики и смежных наук, затрагиваемые в задаче: графика, орфография, фонетика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, семантика, структура текста, поэтика, история языка, знаковые системы, системы счисления и др. Языковые явления, представленные в задаче: гармония гласных, двойное согласование, каузатив, двойственное число, падение редуцированных гласных и др.
- Тема 3. Методы решения лингвистических задач.Упорядочение материала, представленного в задаче. установление соответствий между единицами разных языков, представленных в задаче. Выявление и реконструкция мини-фрагмента языковой системы, на котором основана задача. Применение полученных теоретических знаний к выполнению практических заданий. Сравнительный анализ разных вариантов решения и критерии выбора наиболее правдоподобного решения: «презумпция незлобности автора».
- Тема 4. Составление лингвистических задач.Выбор языкового явления, подходящего для использования в задаче. Подбор языкового материала, необходимого и достаточного для того, чтобы иллюстрировать языковое явление. Выбор жанра и типа композиции. Проверка материала задачи со специалистами по данному языку, информантами. Критический анализ тестовых решений, найденных участниками семинара.
Элементы контроля
- Домашнее задание 1Домашние задания пересдаются в течение всего модуля, до выставления итоговой оценки. Оценка за пересдачу не снижается
- Домашнее задание 2Домашние задания пересдаются в течение всего модуля, до выставления итоговой оценки. Оценка за пересдачу не снижается
- Домашнее задание 3Домашние задания пересдаются в течение всего модуля, до выставления итоговой оценки. Оценка за пересдачу не снижается
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.33 * Домашнее задание 1 + 0.33 * Домашнее задание 2 + 0.34 * Домашнее задание 3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Норман Б.Ю. - Лингвистические задачи: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 272с. - ISBN: 978-5-89349-696-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109571