• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Грамматика ошибок: лингвистические аспекты и интерференции"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

НИС "Грамматика ошибок" посвящен речевой продукции так называемых нестандартных носителей языка. Теоретическая часть семинара рассказывает о вариантах языка, о различиях в способах его усвоения, а также об основных подходах к анализу нестандартной речи. Практическая часть семинара научит слушателей размечать и анализировать нестандартные тексты на русском языке, а также определять речевые стратегии, приводящие к видимым нарушениям, допущенным нестандартными говорящими.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения дисциплины включают: - ознакомление слушателей с разными типами носителей языка, особенностями их словаря и грамматики; - обучение способам анализа речевых нарушений, допущенных разными носителями языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятия стандартного и нестандартного вариантов языка
  • Обнаруживает языковые нарушения в речи нестандартных носителей
  • Умеет употреблять понятие "носитель языка"
  • Знает основные подходы к изучению эритажных грамматик
  • Определяет нарушения, характерные для речи эритажных говорящих
  • Ориентируется в основных направлениях к изучению усвоения второго языка
  • Объясняет природу нарушений, свойственных речи эритажных говорящих
  • Отличает нарушения, характерные для речи изучающих иностранный язык
  • Выявляет и дифференцирует основные стратегии речевого поведения эритажных носителей и изучающих иностранный язык
  • Понимает преимущества и недостатки различных методов изучения нестандартных грамматик
  • Знает основные принципы создания корпусов нестандартных вариантов языка, в том числе учебных корпусов
  • Умеет работать с корпусными данными: собирать, аннотировать, осуществлять поиск в корпусе и анализировать результаты поиска
  • Знает понятие инпута, понимает и анализирует его значение для усвоения языка детьми и взрослыми
  • Оценивает влияние частотности и выделенности на формировании новых языковых конструкций в диахронии
  • Оценивает влияние частотности и выделенности на усвоение родного и иностранного языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Понятие о стандартном и нестандартном вариантах языка
    В рамках темы обсуждаются различные варианты использования языка, акцент сделан на понятии языкового стандарта и типах отклонения от него. Вводится понятие речевой ошибки.
  • Тема 1. Носитель языка.
    В рамках темы рассматриваются различные факторы, влияющие на формирование речевой компетенции стандартного носителя, а также их проявления в нестандартных ситуациях усвоения языка.
  • Тема 2. Эритажные говорящие как особый тип говорящих.
    В рамках темы вводится понятие эритажных говорящих - особого типа несбалансированных билингвов. Рассматриваются общепринятые подходы к эритажным грамматикам и их наиболее яркие черты.
  • Тема 3. Изучение второго языка как иностранного.
    В рамках темы обсуждаются основные подходы к изучению усвоения второго (иностранного) языка. Вводятся понятия языковой интерференции, рассматриваются характерные черты речевой продукции изучающих второй язык как неродной.
  • Тема 4. Речевые стратегии эритажных говорящих и изучающих иностранный язык.
    В рамках темы обобщаются и более детально рассматриваются различия речевого поведения эритажных говорящих, изучающих иностранный язык и монолингвов.
  • Тема 5. Методы изучения нестандартных грамматик. Учебные корпуса.
    В рамках темы обсуждается экспериментальный, лонгитюдный и корпусный подходы к изучению нестандартных грамматик. Студенты знакомятся с Русским учебным корпусом.
  • Тема 6. Инпут и его характеристики.
    В рамках темы обсуждается понятие инпута в детской речи и речи нестандартных носителей. Особое внимание уделяется его влиянию на формирование грамматик разных типов говорящих.
  • Тема 7. Частотность и выделенность. Грамматикализация.
    В рамках темы обсуждается значимость двух факторов - частотности и выделенности - для усвоения языковой единицы говорящим (в ее функционировании с точки зрения синхронии) и диахронической эволюции внутри языковой системы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Презентация итогового проекта
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе zoom (https://zoom.us/j/91895560640) . К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 15 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи от 15 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Коллоквиум + 0.4 * Презентация итогового проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Benmamoun, E., Montrul, S., & Polinsky, M. (2014). Defining an “ideal” heritage speaker: Theoretical and methodological challenges | Reply to peer commentaries. https://doi.org/10.1515/tl-2013-0018
  • Gass, S. M., Selinker, L., & Sorace, A. (2013). Second Language Teacher Manual 2nd. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=664975
  • Granger, S., & Paquot, M. (2013). Language for Specific Purposes Learner Corpora. Belgium, Europe: Blackwell-Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBBB9DBD
  • Montrul, S. (2015). The Acquisition of Heritage Languages. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1093148
  • Polinsky, M. (2018). Heritage Languages and Their Speakers. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1875058
  • Rakhilina, E., Vyrenkova, A., & Polinsky, M. (2016). Linguistic Creativity in Heritage Speakers. https://doi.org/10.5334/gjgl.90
  • Silvina Montrul And, Silvina Montrul, & Roumyana Slabakova. (2001). Is Native-like Competence Possible in L2 Acquisition? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5C9B7465

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Benmamoun, E., Montrul, S., & Polinsky, M. (2013). Heritage Languages and Their Speakers: Opportunities and Challenges for Linguistics. https://doi.org/10.1515/tl-2013-0009
  • Maria Polinsky. (n.d.). 2008): “Gender under incomplete acquisition: Heritage speakers’’ knowledge of noun categorization.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C3108296
  • Maria Polinsky. (n.d.). Journal of Slavic Linguistics 14(2): 191262, 2006. Incomplete Acquisition: American Russian*. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.35541738
  • Montrul, S., & Foote, R. (2014). Age of acquisition interactions in bilingual lexical access: A study of the weaker language of L2 learners and heritage speakers. International Journal of Bilingualism, 18(3), 274–303. https://doi.org/10.1177/1367006912443431
  • Römer Ute, Roberson Audrey, O’Donnell Matthew B., & Ellis Nick C. (2014). Linking learner corpus and experimental data in studying second language learners’ knowledge of verb-argument constructions. ICAME Journal, (1), 115. https://doi.org/10.2478/icame-2014-0006
  • Silvina Montrul, & Roumyana Slabakova. (1999). The L2 Acquisition of Morphosyntactic and Semantic Properties of the Aspectual Tenses Preterite and Imperfect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F853E606
  • Traugott, E. C. (1988). Pragmatic Strengthening and Grammaticalization. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6A87B200
  • Trousdale, G., & Traugott, E. C. (2010). Gradience, Gradualness and Grammaticalization. Amsterdam, The Netherlands: John Benjamins Publishing Co. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=317187
  • Vyatkina, N. (2018). Pragmatics in learner corpora. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87438B71