• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Финский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на подготовку специалистов, владеющих финским языком в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Продвинутому уровню» В1. Курс формирует у студентов специфические лингвистические и переводческие знания и навыки, позволяющие профессионально работать с любыми, в том числе сложноорганизованными текстами, написанными на финском языке. Курс готовит студентов к участию в международных программах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать соотношение общего литературного (yleiskieli), стандартного письменного (kirjakieli) и разговорного (puhekieli) финского языка
  • знать систему морфонологических, морфологических, синтаксических и морфосинтаксических правил финского языка
  • знать лексику и фразеологию в объеме, необходимом для реализации компетенций лингвиста-бакалавра
  • уметь использовать финский язык как средство общения в быту и в профессиональной сфере
  • уметь аргументированно высказываться по широкому кругу вопросов, связанных с академической и будущей профессиональной деятельностью
  • понимать тексты средней и высокой степени сложности, тематически связанные с будущей профессией, академической деятельностью и спектром научных интересов
  • уметь проводить морфологический, синтаксический и стилистический анализ аутентичных текстов на финском языке
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • произносит и различает на слух гласные переднего и заднего ряда, долгие и краткие звуки
  • употребляет базовые этикетные формулы
  • использует числительные в бытовых ситуациях — спрашивать и называть время, возраст, цены, номер телефона и др.
  • знает соотношение звуковой формы и орфографической нормы финского языка
  • умеет рассказывать о себе и своей семье
  • пользуется различными двуязычными и одноязычными словарями финского языка
  • умеет делать заказы в ресторане, совершать покупки в магазине и на рынке
  • различает различные регистры и стили речи
  • умеет поддержать разговор о погоде и понимать прогноз погоды
  • имеет представление об основных особенностях различных диалектов финского языка
  • умеет объяснить или выяснить маршрут, описывать пространственные перемещения
  • без подготовки участвует в диалогах с носителями изучаемого языка
  • умеет описывать пространство, понимать и создавать объявления об аренде жилья
  • понимает речь носителей языка (в т. ч. с небольшими диалектными особенностями) на различные бытовые и общественно-политические темы
  • умеет описать внешний вид человека
  • использует справочную литературу и другие источники на финском языке
  • умеет забронировать время к врачу и объяснить симптомы
  • пишет эссе, доклады, всесторонне освещая заданный тезис или вопрос
  • умеет рассказать о своих увлечениях и расписании занятий
  • принимает участие в дискуссии по знакомой проблеме, обосновывает и отстаивает свою точку зрения
  • представляет материалы собственных исследований в устной и письменной форме, выступает с докладами и сообщениями, участвует в научных дискуссиях
  • умеет рассказать об университетской жизни и занятиях
  • создает тексты различных научных жанров по тематике проводимых исследований, а также реферирует и аннотирует научные, художественные, официально-деловые и публицистические тексты на финском языке
  • умеет забронировать тур, рассказать о путешествии
  • умеет взаимодействовать со службой техподдержки и сферой обслуживания, писать электронные письма и вести деловую корреспонденцию
  • выполняет письменный и устный последовательный перевод на знакомые темы
  • делает устные сообщения на заранее заданную тему по широкому кругу вопросов общественно-бытовой тематики и связанных с учебной или будущей профессиональной деятельностью
  • переводит с финского языка на русский и с русского языка на финский тексты средней степени сложности (в т. ч. с использованием словаря) по темам, затрагивающим научные и общественно-политические вопросы, с сохранением стилистических особенностей текста
  • проводит грамматический и стилистический анализ текста на финском языке
  • понимает без использования словаря аутентичные тексты средней степени сложности на бытовые и общественно-политические темы
  • умеет конспектировать получаемую информацию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство
    Чтение: правила чтения и произношения на финском языке, гласные переднего и заднего ряда, долгие и краткие звуки. Грамматика: Спряжение глагола быть, личные местоимения. Лексика: профессии, страны и национальности. Говорение: базовые этикетные фразы. Письмо: заполняем анкету.
  • Время
    Чтение и произношение: гармония гласных. Грамматика: Указательные местоимения. Вопросительные предложения, числительные 1–20, 100–1000. Лексика: даты, дни недели. Говорение: диктуем номер телефона. Который час? Сколько стоит? Когда уходит поезд? Письмо: письменный рассказ о себе (имя, возраст, профессия, страна).
  • Семья
    Грамматика: посессивная конструкция (утвердительные и отрицательные предложения), образование партитива ед. ч., притяжательные местоимения и суффиксы, глаголы 1-го типа спряжения. Лексика: члены семьи, личные вещи, прилагательные. Говорение: устный рассказ о себе и своей семье. Письмо: письменный рассказ о семье.
  • Еда
    Грамматика: употребление партитива ед. ч., глаголы 2-го типа спряжения (syödä, juoda, saada, voida). Вопросительные предложения. Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Адпозитивные сочетания (ilman, kanssa). Лексика: числительные, еда, вкус. Говорение: Вежливая форма Saisinko…. Ситуация в ресторане / на рынке. Письмо: составить меню / план питания / рассказать о диете.
  • Погода
    Грамматика: безличное предложение. Лексика: погода и погодные явления, времена года, месяцы, прилагательные. Говорение: обсуждаем погоду. Письмо: описать погоду по картинке.
  • Город и транспорт
    Грамматика: Глаголы 3 типа (tulla, mennä, opiskella). Внутренне- и внешнеместные падежи. Лексика: Организации и городское пространство, транспорт. Глаголы движения. Говорение: Где находится…? Как пройти?
  • Дом и мебель
    Грамматика: Чередование ступеней. Мн. ч. Основа генитива ед. ч. Пространственные послелоги. Лексика: Мебель. Говорение: Переезд. Письмо: объявление о продаже дома / аренде квартиры.
  • Одежда и внешность
    Грамматика: чередование ступеней согласных у глаголов и существительных, мн. ч. номинатива. Лексика: одежда, цвета. Говорение / письмо: составить описание человека на основе фотографии или рисунка.
  • Здоровье и части тела
    Грамматика: Безличная конструкция minua oksettaa. Лексика: болезни и симптомы. Говорение: на приеме у врача. Письмо: описать симптомы.
  • Хобби и досуг
    Грамматика: Глаголы 4 типа спряжения; чередования; глаголы, управляющие партитивом (harrastaa, soittaa, pelata); темпоральные конструкции. Лексика: спорт и музыка, музыкальные инструменты. Говорение: обсуждаем расписание занятий на неделю. Письмо: рассказ о хобби.
  • Учёба и жизнь студента
    Грамматика: Глаголы 5 типа спряжения (tarvita), глаголы tehdä и nähdä. Выражение будущего времени. Правила маркирования объекта в ед. ч. Лексика: учеба и университет. Говорение: обсуждаем расписание. Письмо: эссе «Университет и школа».
  • Отпуск и путешествия (начало)
    Грамматика: основные типы основ и чередования в глаголе. Прошедшее время. Конструкция on hauskaa.
  • Отпуск и путешествия (продолжение)
    Лексика: путешествие, отпуск, отель. Говорение: бронирование отеля или поездки. Письмо: рассказ о поездке.
  • Современная техника
    Грамматика: Основы на -us / -ys, -in, основные типы основ имен и их чередования. Лексика: бытовая техника и гаджеты. Говорение: звонок в техподдержку, вызов мастера. Письмо: написать рекламацию на товар.
  • Богатые и бедные
    Грамматика: правила образования партитива мн. ч. Лексика: фрукты и овощи, одежда, украшения. Говорение: правила экономии. Письмо: составить меню ресторана.
  • Стиль жизни
    Грамматика: дифференциальное маркирование объекта в ед. ч. и мн. ч. Лексика: культура и искусство. Говорение: покупаем билеты на концерт. Письмо: Выбрать персонаж и написать о нём развёрнутый текст.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
    Элементы аудиторного контроля могут быть пересданы в течение двухнедельного срока не более одного раза каждый (не применяется к работам, получившим оценки 9–10 баллов). Максимальная оценка по результатам пересдачи элементов аудиторного контроля — 9 баллов.
  • неблокирующий домашнее задание
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не указано иное
  • неблокирующий контрольные работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * аудиторная работа + 0.3 * домашнее задание + 0.4 * контрольные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кочергина, В.К. Финский в диалогах : учебное пособие / В. К. Кочергина. - Санкт-Петербург : КАРО, 2013. - 144 с. - ISBN 978-5-9925-0871-0. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048855

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кочергина, В.К. Финский язык. Грамматика в упражнениях : учебное пособие / В. К. Кочергина. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 288 с. - ISBN 978-5-9925-0560-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048857