• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках изучения дисциплины рассматривается история России в 17-21 вв. в контексте общемировой истории. Студенты усваивают информацию об основных событиях, процессах и личностях в указанный хронологический период. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «История».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методе истории, а также ее месте в общей системе социально-гуманитарных наук о России.
  • Знакомство с основными фактами и явлениями, характеризующими особенности исторического развития российского государства и общества
  • Овладение базовыми навыками анализа источников по истории России с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные факты и явления, характеризующие особенности развития российского государства и общества;
  • обладает первичными навыками работы с научной литературой
  • умеет анализировать источники по истории России с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.
  • способен участвовать в создании представительных текстовых массивов, корпусов текстов, корпусов звучащей речи, мультимодальных корпусов, лингвистических и социолингвистических баз данных и пользоваться этими ресурсами
  • способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию
  • способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «История» как наука о людях во времени.
  • Европа и Россия в XVII – первой четверти XVIII в. Реформы Петра Великого.
  • Послепетровская Россия в контексте европейской истории
  • Эпоха Екатерины Великой
  • Россия и мир на рубеже XVIII – XIX веков.
  • Россия в мире первой половины XIX века
  • Россия и мир во второй половине XIX в.
  • Россия в конце XIX - начале ХХ в.: между реформой и революцией
  • Первая мировая война. Революционные потрясения в России и Европе.
  • Советский эксперимент: от коммунистической утопии к «великому отступлению». Европа: между демократией и тоталитаризмом
  • Вторая мировая война и изменение мирового порядка
  • СССР и мир в 1945-1985 гг. Холодная война
  • От СССР к России. Россия в современном мире
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость и активность на занятиях
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа представляет собой краткое изложение содержания и основных идей определенного научного исследования. Цель работы – кратко представить основные положения научного исследования и его аргументацию. 1. Выберите из списка (см. список монографий для написания письменной работы одну монографию из списка и внимательно прочитайте ее. Пытайтесь сразу формулировать и записывать свои размышления и замечания, мысли и идеи, которые вызывает у Вас прочитанный текст. 2. После того как Вы прочли текст – суммируйте свои выписки и заметки, отберите самые важные из них, которые, по Вашему мнению, наиболее полно отражают содержание книги и ее важнейшие выводы. 3. В письменной работе обязательно должны присутствовать ответы на следующие вопросы: 1) кто является автором монографии, какой он имеет профессиональный опыт, и принадлежит он ли к какой-нибудь академической школе? 2) какую главную цель ставит перед собой исследователь, и какие задачи он решает для ее достижения? 3) на какую источниковую базу опирается автор (какие виды источников он использует)? 4) какими методами пользуется исследователь для решения поставленных задач? 5) к каким основным выводам приходит автор и в чем их научная новизна? 6) насколько убедителен автор? Насколько выбранный корпус источников и методы их анализа соответствует поставленной цели и задачи? Насколько значимы полученные результаты? 4. Руководствуясь своими выписками, напишите текст работы, ориентируясь на обозначенные в п. 3 вопросы. Старайтесь не перегружать текст цитатами из книги. Используйте цитаты из книги только в случае крайней необходимости. Требования к оформлению письменной работы: 1. На титульном листе реферата должны быть указаны – полное библиографическое описание реферируемой книги, фамилия и.о. студента, номер группы. 2. Объем реферата – от 8 до 15 страниц текста (шрифт 12, одинарный интервал). 3. Все цитаты из книги обязательно должны быть взяты в кавычки, после которых в скобках должна быть указана страница монографии с которой взята цитата. Пример: Ф. Арьес утверждает, что в это время «профессиональная и семейная жизнь затмила ту сторону существования человека, которая ранее поглощала все — социальные отношения» (С. 364).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Письменная работа + 0.3 * Посещаемость и активность на занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История России : учеб. пособие для вузов, Деревянко, А. П., 2005