Бакалавриат
2019/2020
История
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Афанасьев Антон Николаевич,
Ильина Кира Андреевна,
Каменский Александр Борисович,
Латышев Артём Валерьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках изучения дисциплины рассматривается история России в 17-21 вв. в контексте общемировой истории. Студенты усваивают информацию об основных событиях, процессах и личностях в указанный хронологический период. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «История».
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методе истории, а также ее месте в общей системе социально-гуманитарных наук о России.
- Знакомство с основными фактами и явлениями, характеризующими особенности исторического развития российского государства и общества
- Овладение базовыми навыками анализа источников по истории России с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные факты и явления, характеризующие особенности развития российского государства и общества;
- обладает первичными навыками работы с научной литературой
- умеет анализировать источники по истории России с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.
- способен участвовать в создании представительных текстовых массивов, корпусов текстов, корпусов звучащей речи, мультимодальных корпусов, лингвистических и социолингвистических баз данных и пользоваться этими ресурсами
- способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию
- способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации
Содержание учебной дисциплины
- «История» как наука о людях во времени.
- Европа и Россия в XVII – первой четверти XVIII в. Реформы Петра Великого.
- Послепетровская Россия в контексте европейской истории
- Эпоха Екатерины Великой
- Россия и мир на рубеже XVIII – XIX веков.
- Россия в мире первой половины XIX века
- Россия и мир во второй половине XIX в.
- Россия в конце XIX - начале ХХ в.: между реформой и революцией
- Первая мировая война. Революционные потрясения в России и Европе.
- Советский эксперимент: от коммунистической утопии к «великому отступлению». Европа: между демократией и тоталитаризмом
- Вторая мировая война и изменение мирового порядка
- СССР и мир в 1945-1985 гг. Холодная война
- От СССР к России. Россия в современном мире
Элементы контроля
- Посещаемость и активность на занятиях
- Экзамен
- Письменная работаПисьменная работа представляет собой краткое изложение содержания и основных идей определенного научного исследования. Цель работы – кратко представить основные положения научного исследования и его аргументацию. 1. Выберите из списка (см. список монографий для написания письменной работы одну монографию из списка и внимательно прочитайте ее. Пытайтесь сразу формулировать и записывать свои размышления и замечания, мысли и идеи, которые вызывает у Вас прочитанный текст. 2. После того как Вы прочли текст – суммируйте свои выписки и заметки, отберите самые важные из них, которые, по Вашему мнению, наиболее полно отражают содержание книги и ее важнейшие выводы. 3. В письменной работе обязательно должны присутствовать ответы на следующие вопросы: 1) кто является автором монографии, какой он имеет профессиональный опыт, и принадлежит он ли к какой-нибудь академической школе? 2) какую главную цель ставит перед собой исследователь, и какие задачи он решает для ее достижения? 3) на какую источниковую базу опирается автор (какие виды источников он использует)? 4) какими методами пользуется исследователь для решения поставленных задач? 5) к каким основным выводам приходит автор и в чем их научная новизна? 6) насколько убедителен автор? Насколько выбранный корпус источников и методы их анализа соответствует поставленной цели и задачи? Насколько значимы полученные результаты? 4. Руководствуясь своими выписками, напишите текст работы, ориентируясь на обозначенные в п. 3 вопросы. Старайтесь не перегружать текст цитатами из книги. Используйте цитаты из книги только в случае крайней необходимости. Требования к оформлению письменной работы: 1. На титульном листе реферата должны быть указаны – полное библиографическое описание реферируемой книги, фамилия и.о. студента, номер группы. 2. Объем реферата – от 8 до 15 страниц текста (шрифт 12, одинарный интервал). 3. Все цитаты из книги обязательно должны быть взяты в кавычки, после которых в скобках должна быть указана страница монографии с которой взята цитата. Пример: Ф. Арьес утверждает, что в это время «профессиональная и семейная жизнь затмила ту сторону существования человека, которая ранее поглощала все — социальные отношения» (С. 364).