• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Дифференциальные уравнения

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Прикладная математика и информатика)
Направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Крыжевич Сергей Геннадьевич, Степанов Евгений Олегович, Ходунов Павел Андреевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Является дисциплиной базовой части профессионального цикла. Целью освоения дисциплины является приобретение базовых знаний по типам обыкновенных дифференциальных уравнений, постановкам основных задач для них, свойствам и методам их анализа и решения, а также приобретение навыков применения дифференциальных уравнений к задачам вариационного исчисления, оптимального управления, математического моделирования, математической экономики, социологии и т.д. В результате освоения дисциплины студент должен: знать:  основные типы обыкновенных дифференциальных уравнений, постановки соответствующих задач Коши и краевых задач, основные свойства решений этих задач и методы их исследования и нахождения; уметь:  уметь аналитически решать стандартные задачи указанного типа с помощью различных методов, применять дифференциальные уравнения к практическим задачам; владеть:  навыками изучения свойств решений указанных задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Дифференциальные уравнения» являются формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по основам теории обыкновенных дифференциальных уравнений, освоение методов решения таких уравнений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет понятиями: равномерная сходимость последовательности непрерывных функций; норма и полнота; компактность в метрических пространствах; Теорема Арцела-Асколи.
  • Владеет понятиями: системы дифференциальных уравнений; Задача Коши. Владеет понятиями: существование решения; ломаные Эйлера; теорема Пеано; Лемма Гронуолла. Знает: липшицевы функции; продолжение решений; максимальный интервал существования решения.
  • Знает основные способы решения систем линейных дифференциальных уравнений. Выбирает необходимый способ исходя из специфики задачи. Вычисляет определитель Вронского и матричной экспоненты для решения систем линейных дифференциальных уравнений.
  • Знает основные задачи, описываемые обыкновенными дифференциальными уравнениями. Сводит задачу к дифференциальному уравнению. Решает основные классы обыкновенных дифференциальных уравнений.
  • Знает понятие устойчивости и асимптотической устойчивости решения дифференциального уравнения. Исследует устойчивость решений дифференциальных уравнений, систем линейных дифференциальных уравнений и нелинейных систем специального вида. Проверяет системы дифференциальных уравнений, возникающих при решении прикладных задач на устойчивость.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Пространство непрерывных функций.
  • Общая теория.
  • Системы линейных дифференциальных уравнений.
  • Скалярные линейные дифференциальные уравнения.
  • Устойчивость.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • блокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием синхронного прокторинга и состоит из ответов на два теоретических вопроса. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru), прокторинг на платформе Экзамус (hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Время выполнения задания два часа. Время начала экзамена 11:00, завершение в 13:00. Во время выполнения студент записывает свой ответ на чистом листе бумаги, после фотографирует и высылает решение фотографию на электронную почту преподавателя. На отсылку решения дается 5 минут по завершении экзамена. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, использовать любые материалы. Во время экзамена студентам разрешено иметь при себе ручку и чистые листы бумаги, во время отправки решений разрешается использовать мобильный телефон или сканер. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут, если после этого студенту удается вернуться в ту же сессию работы с Экзамус. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Контрольная работа 1 + 0.25 * Контрольная работа 2 + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зайцев В. Ф., Полянин А. Д. - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Справочник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 385с. - ISBN: 978-5-534-02685-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obyknovennye-differencialnye-uravneniya-v-2-ch-chast-1-437081

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аксенов А. П. - ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 359с. - ISBN: 978-5-9916-7422-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/differencialnye-uravneniya-v-2-ch-chast-2-434514