Бакалавриат
2019/2020
История и культура восточно-европейского еврейства
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Дымшиц Валерий Аронович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
История и культура евреев Восточной Европы остается одной из самых востребованных и быстроразвивающихся областей гуманитарных исследований в последние десятилетия. Это комплексное исследовательское поле, включающее в себя усилия историков, филологов, лингвистов, фольклористов, антропологов, социологов, историков искусства и т. д. Изучение истории и культуры евреев Восточной Европы – это не только интересная исследовательская область, являющаяся ключом к пониманию многих исторических процессов в России и сопредельных странах. Это образцовая модель для многих современных дисциплин, таких, например, как изучение меньшинств и диаспор, изучение городского фольклора, история национальных движений и т. п. Например, изучение идиша стало, во многом, основой для возникновения и развития социолингвистики. Курс позволяет с одной стороны получить конкретные знания в области истории и культуры евреев Восточной Европы – важной страницы в истории России и Советского Союза, с другой, на конкретном материале еврейской истории и культуры получить навыки в области истории, культурной антропологии, социолингвистики, истории искусства.
Цель освоения дисциплины
- сформировать на примере истории евреев Восточной Европы у студентов понимание того, как происходит формирование культурных и политических институтов меньшинств и диаспорных групп;
- познакомить студентов с памятниками истории, культуры, искусства и литературы евреев Восточной Европы – одной из наиболее оригинальных и наименее известных культур Европы
- познакомить студентов с общими принципами иудаики
- сформировать у студентов общее представление об основных процессах и наиболее значимых событиях еврейской истории в России
Планируемые результаты обучения
- Владение основными теоретическими концептами: меньшинство, народ, диаспора,
- Основные концепты, описывающие жизнь позднесредневекового города
- Основные понятия социолингвистики
- Основные жанры фольклора. Фольклор как исторический источник
- Основные жанры народного искусства. Понятие вернакулярной архитектуры
- Народный бестиарий. Взаимодействие устной и книжной традиции. Фольклорная иконография.
- Народная книга. Книжность как фольклорный жанр
- Основные жанры повествовательного фольклора. Их бытование
- Фольклорная музыка и world music. Заимствования и влияния.
- Классический авангард и поиск национального искусства «Примитивы» как источник вдохновенния
- Мистериальный театр. Еврейская культура как источник европейской архаики
- Взаимоотношение профессиональной и народной литературы. Изменение концепции авторства
Содержание учебной дисциплины
- Основные черты еврейской культуры в Восточной Европе. Что такое еврейская Восточная Европа: границы и внутренние структуры
- Социальная и религиозная жизнь в местечке
- Идиш и другие языки в местечке
- Еврейский фольклор и фольклористика
- Еврейское народное искусство. Синагоги. Народная архитектура
- Декорированные надгробия. Традиционная символика.
- Еврейское народное искусство. Традиции и инновации.
- Народная книга. Жанры народной литературы. Элийогу Левита и «Бовебух». Цейне-Рейне. Хасидская литература.
- Народные сказки. Волшебные сказки. Легенды. Былички, суеверия и демонология.
- Традиционная и современная клезмерская музыка.
- Народный театр. Пуримшпили.
- Еврейский фольклор и классическая литература на идише.
- Еврейское народное искусство и аван-гардж. Шагал, Лисицкий и художники «Культур-лиги».
- Заключение. Специфика еврейской культуры Восточной Европы
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * семинарские занятия + 0.4 * Устный доклад + 0.2 * Эссе + защита эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Tracy G Klirs. (1992). The Merit of Our Mothers : A Bilingual Anthology of Jewish Women’s Prayers. Cincinnati: Hebrew Union College Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1975303
- Weinreich, B., & Yivo Institute for Jewish Research. (1997). Yiddish Folktales (Vol. 1st Schocken pbk. ed). New York: Schocken. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=739748
Рекомендуемая дополнительная литература
- An-Ski, S., Werman, G., & Roskies, D. G. (2002). The Dybbuk : And Other Writings. New Haven: The New Yiddish Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=825841
- Frieden, K. (2005). Yekhezkel Kotik. Journey to a Nineteenth-Century Shtetl: The Memoirs of Yekhezkel Kotik. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC80EAC6
- Hundert, G. D. (2004). Jews in Poland-Lithuania in the Eighteenth Century : A Genealogy of Modernity. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108488
- Roth, L., & Valman, N. (2014). The Routledge Handbook of Contemporary Jewish Cultures. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=850083