• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Литература стран Восточной и Юго-Восточной Азии

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Ли Сан Юн, Пыжьянова Дарья Олеговна, Старикова Екатерина Олеговна, Фирсова Варвара Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Цели дисциплины «Литература стран Восточной и Юго-Восточной Азии»: предоставить студентам-востоковедам целостное представление о литературных традициях стран Восточной и Юго-Восточной Азии, их истории и эволюции: с древних времен до современности; сформировать у студентов комплексное представление об основных особенностях, тенденциях и типологических характеристиках произведений на разных этапах истории становления и развития литератур стран Востока, их взаимосвязи и взаимовлиянии на региональном уровне; обеспечить студентов релевантным теоретически инструментарием, позволяющим комплексно анализировать литературные произведения на научном уровне, разбираться в жанрах и стилях литературных произведений, обозначенных в рамках курса, иметь представления о периодизации и закономерностях развития литературной традиции в различных странах Востока; обозначить положение восточной литературной традиции в мировом литературном процессе. По итогам освоения курса обучающиеся получают знания об основных ведущих направлениях и школах, о закономерностях становления и развития литературных традиций стран Востока, а также о наиболее значимых литературных памятниках, овладевают основами понятийного аппарата в рамках изучаемой дисциплины, получают навыки проведения научно-исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Предоставить студентам-востоковедам целостное представление о литературных традициях стран Восточной и Юго-Восточной Азии, их истории и эволюции: с древних времен до современности;
  • Сформировать у студентов комплексное представление об основных особенностях, тенденциях и типологических характеристиках произведений на разных этапах истории становления и развития литератур стран Востока, их взаимосвязи и взаимовлиянии на региональном уровне;
  • Обеспечить студентов релевантным теоретически инструментарием, позволяющим комплексно анализировать литературные произведения на научном уровне, разбираться в жанрах и стилях литературных произведений, обозначенных в рамках курса, иметь представления о периодизации и закономерностях развития литературной традиции в различных странах Востока;
  • Обозначить положение восточной литературной традиции в мировом литературном процессе
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Проводит комплексный анализ национальных литературных традиций и исторического развития изучаемого региона на примере литературных произведений писателя(-ей)/поэта(-ов) по выбранной теме
  • комплексно анализирует и дает критическую оценку источникам, характерным для данной дисциплины, демонстрируя понимание закономерностей и особенностей восточной литературной традиции;
  • составляет аналитические обзоры и презентации, дает оценку и развернутую характеристику жанровых особенностей на основе стилистического анализа произведения исходя из знаний, полученных в рамках курса дисциплины;
  • демонстрирует способность вести аналитическую деятельность на основе знаний, полученных на лекционных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы. Умеет критически анализировать теоретические и исследовательские работы в рамках изучаемой дисциплины;
  • демонстрирует способность анализировать особенности взаимоотношений между представителями РФ, Азии и вести научно-исследовательскую деятельность в указанной области на основе знаний, полученных в рамках изучаемой дисциплины;
  • демонстрирует умение вести аналитическую деятельность на основе знаний литературных традиций стран Востока, учитывая закономерности развития, а также особенности, характерные для того или иного региона;
  • демонстрирует навыки ведения коммуникативной деятельности, публичной речи, навыки ведения исследовательской деятельности, в том числе на языке изучаемого региона, при подготовки к практическим семинарским занятиям, а также при написании эссе;
  • способен правильно использовать терминологию, специфическую для изучаемой дисциплины, демонстрируя знания понятийного аппарата в области истории литературы стран Востока;
  • демонстрирует умение самостоятельно осуществлять научную деятельность, провести анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, делать обобщающие выводы;
  • представляет генезис традиций, демонстрирует способность сравнительного анализа национальных литературных традиций и исторического развития изучаемого региона;
  • анализирует и критически использует и источники, специфические для изучаемой дисциплины. Самостоятельно находит дополнительную литературу в библиотеках. Умеет правильно составлять ссылки на использованную литературу;
  • применяет знания национальных литературных традиций, экономики, социологии и культурологии при анализе исторических процессов изучаемого региона;
  • демонстрирует навыки использования современных технических средств и информационных технологий, поиска информации, необходимой для исследовательской работы, и ее обработки при изучении литературных традиций стран Востока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Китайская литература
    Лекция 1. Периодизация китайской литературы. Древняя китайская литература. «Ицзин» - «Книга перемен», «Шицзин» - «Книга песен». Китайская мифология: космологические, лунарные, героические мифы и др. Две школы: конфуцианство: Конфуций, Мэнцзы др. и даосизм: Лаоцзы. Поэзия и первый поэт Цюй Юань. «Лисао». Лекция 2. Китайская литература «Золотого века». Поэзия времен правления династии Тан (VII – X вв.): четыре основных периода (ранний, средний, высокий и поздний). Ду Фу (712-770) и его поэтические произведения. Поэзия периода династии Сун (X – XIII вв.). Общие особенности и тенденции. Отличия от танской поэзии. Лекция 3. Влияние буддизма на литературную традицию Китая. Конфуцианство и китайская литература. Китайская литература времен династий Юань и Мин. Появление китайского классического романа. Основные особенности, тематика и авторы. Фантастический роман У Чэнъэня «Путешествие на Запад» – жемчужина китайской классической литературы.
  • Японская литература
    Лекция 1. Японская литература VIII-XII вв.. «Кодзики» - «Записи о деяниях древности». Миротворческие мифы и мироустроительные мифы. «Кодзики». Политические условия для создания «Кодзики». «Анналы Японии» - «Нихонсёки». Содержание «Нихонги». Отличия от Кодзики. Значение «Кодзики» и «Нихонги» как самых ранних письменных памятников Японии. Японская поэзия вака. Жанры японской традиционной поэзии. Антология «Манъёсю». Пять знаменитых поэтов «Манъёсю». Лекция 2. Борьба крупнейших родов Тайра и Минамото и её отражение в литературе. Жанр военного эпоса – гунки. «Повесть о доме Тайра», «Повесть о Ёсицунэ», «Повесть о великом мире». Литература XVII-сер. XIX вв. Развитие городской литературы. Ихара Сайкаку и его произведения. Репертуар театров Кабуки и Дзёрури. Тикамацу Мондзаэмон и его пьесы. Поэзия эпохи Токугава. Мацуо Басё и поэзия хайкай. Уэда Акинари и его «Рассказы о луне и дожде». Литература гэсаку.
  • Корейская литература
    Лекция 1. Основные вехи истории развития традиционной корейской литературы (с древности до конца двадцатого века) Корейская традиционная литература как часть дальневосточного культурно¬го комплекса. Влияние религиозно-этических систем конфуцианства, даосизма и буддизма на формирование и развитие корейской культуры. Особенности заимствования китайского письменного языка вэньянь (3 век). Особенности корейской литературы периода трех государств и Силла (до 10 века). Эпическая традиция в записях историков. «Исторические записи трех государств» Самгук саги (1145 г.) конфуцианца Ким Пусика (1075-1151 гг.). «Дела, опущенные в “Исторических записях трех государств”» Самгук юса (1285 г.) буддийского монаха Ирёна (1206-1289 гг.). Литература Корё (918-1392 годы) - период расцвета поэзии на китайском языке. Первый период (10 век - первая половина 12 века)- ориентация на Китай по принципу «служения старшему». Исторические сочинения. Второй период (конец 12 - 14 века). Дальневосточная традиция написания буддийской и конфуцианской биографии. Литература династии Чосон (Ли) (1392-1910 гг.). Неоконфуцианство – государственная идеология новой династии. Первый период (15-16 века). Создание буквенно-слогового фонетического алфавита во время правления государя Сечжона (1444 г.) – важнейшее событие в культурной истории страны. Преемственность образной системы сичжо и хянга. Роль буддизма в распространении литературы на корейском языке и пропаганде национальной письменности. Жанр каса: Поэмы Чхон Чхоля (1561- 1593 гг.). Второй период (17-18 века). Характерная особенность периода – появление и развитие национальных жанров прозы (романа), новых жанров поэзии на корейском языке. Творчество Ким Манчжуна (1637-1692 гг) – основоположника корейского романа. Третий период (19 век)- появление прозы средних и малых форм (повести и рассказы) на корейском языке. Литература 20 века ( 20-е – 30-е годы) - колониальный период. Увлечение западноевропейской литературой и литературными направлениями. Современная литература после освобождения Кореи в 1945 г. Разделение страны на Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) и Республику Корея. Разные характеры литератур Севера и Юга. Тенденции развития корейской литературы в настоящее время.
  • Вьетнамская литература
    Лекция 1 Вьетнамская литература в средние века. Литература на ханване и на номе. Влияние конфуцианства и буддизма на вьетнамскую поэзию. Историографическая литература (Собрание чудес и таинств земли Вьет, XIV век; Дивные повествования земли Линьнам; Исторические записки Дайвьета (Đại Việt sử ký, дай вьет шы ки); Продолжение исторических записок Дайвьета; Полное собрание исторических записок Дайвьета). Нгуен Чай и «Великое воззвание по случаю умиротворения китайцев». Литература XVII-XIX вв. Поэма во вьетнамской литературе и виды поэмы (чуен и нгэм). Поэт Нгуен Зу и поэма «Стенания истерзанной души». Лекция 2 Вьетнамская литература второй половины XIX – начала XX в. Вьетнамская литература XX века. Реализм и модернизм во вьетнамской литературе. Творчество писателей Нам Као, Ву Чонг Фунга, То Хоая, Нгуен Хонга.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Доклад
    Методические рекомендации к подготовке докладов и критерии оценки докладов Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Доклад, презентация и ответы на вопросы должны соответствовать следующим критериям: Содержание доклада • Соответствие содержания доклада заявленной теме, полное раскрытие темы. • Структурированное изложение материала в форме, принятой в академической науке, логичная и убедительная аргументация. • Высокий уровень фундированности доклада. Использование наряду с обязательной и рекомендованной, блок дополнительной научной литературы, инициативно привлеченной студентом (литература должна быть опубликована в ведущих российских и зарубежных издательствах и высокорейтинговых журналах). Подбор литературы адекватен цели презентации. • Полные и аргументированные ответы на вопросы по докладу и рекомендованной к семинару литературе. • Отсутствие фактических ошибок. • Понимание значения и смысла понятий и терминов, использованных в докладе, умение кратко и четко объяснить их содержание слушателям. • Соответствие выводов поставленной цели и задачам. Формулировка выводов с применением методик сравнения и обобщения. Оформление презентации • Презентация выполнена наглядно, присутствует иллюстративный материал (карты, схемы и др). • Соответствие контента представленной презентации требованиям к соблюдению авторских прав, при использовании иллюстративного материала необходимо приводить ссылки на источник. • Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка в устной и письменной речи; строгое соблюдение орфографии и пунктуации. • Наличие списка использованных источников и литературы, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТа. Выступление • Чтение доклада по заранее подготовленному тексту на любом носителе не допускается. • При подготовке докладов в парах или группах равномерное распределение ролей во время выступления. • Интерактивность, вовлечение аудитории в обсуждение. • Корректность ответов на вопросы по презентации. • Соблюдение временного регламента (при наличии). Преподаватель снижает оценку за несоответствие доклада каждому из перечисленных выше критериев на 1-5 баллов. Итоговая оценка может быть снижена до «0» баллов, если выявляется факт плагиата как в тексте, так и в презентации доклада.
  • неблокирующий Created with Sketch. Эссе
    Методические рекомендации к подготовке докладов и критерии оценки эссе Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем), объем 3, 5-5 тысяч знаков. Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Эссе должно соответствовать следующим критериям: • Структурированное (в соответствии с планом) изложение материала в форме, принятой в академической науке, логичная и убедительная аргументация. • Высокий уровень фундированности эссе. Использование наряду с обязательной и рекомендованной, блока дополнительной научной литературы, инициативно привлеченной студентом (литература должна быть опубликована в ведущих российских и зарубежных издательствах и высокорейтинговых журналах). • Соответствие содержания эссе заявленной теме; полное раскрытие темы. • Ясно сформулированное авторское понимание смысла темы эссе. Четкое обозначение научной области (областей), в рамках которой (которых) написано эссе, использование соответствующих научных понятий и терминов. • Соответствие выводов поставленной цели и задачам, формулирование выводов с применением методик сравнения и обобщения; выводы соответствуют смыслу, идеям и концепциям использованных работ, основываются на обобщении привлеченной научной литературы и источников. • Соответствие эссе требованиям к соблюдению авторских прав. • Полное соответствие текста эссе, оформления цитат, сносок основным требованиям к оформлению данного вида работ (подробнее см.: https://www.hse.ru/studyspravka/plagiat). • Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка, правил орфографии и пунктуации. • Наличие списка использованных источников и литературы, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТа. В список использованной литературы включаются лишь те работы, на которые есть сноски в тексте. • Достоверность приводимой в работе фактической информации, отсутствие фактических ошибок. Преподаватель снижает оценку за несоответствие эссе каждому из перечисленных выше критериев на 1-5 баллов. Итоговая оценка может быть снижена до «0» баллов, если выявляется факт плагиата в тексте эссе
  • неблокирующий Created with Sketch. Устный экзамен
    Для проверки качества освоения дисциплины студент сдает устный экзамен: два устных ответа. Задание, предлагаемое на экзамене, включает ответы на вопросы по фактическому материалу. Оценка снижается за неверные ответы на вопросы. Примерное соответствие оценок по 10-ти балльной системе и количества ошибок: 10 – блестяще, возможна 1 ошибка или неточность; 9 – 1 ошибка и 1 неточность; 8 – 2 ошибки, возможны неточности; 7 – 3 ошибки/неточности или частичное искажение смысла; 6 – 4 ошибки, нарушение логики ответа; 5 – 5 ошибок, значительное нарушение логики; 4 – 5 ошибок, неточности, тема раскрыта не полностью; 3, 2, 1 - "неудовлетворительно", более 5 ошибок, тема полностью не раскрыта, не просматривается логика изложения.
  • неблокирующий Created with Sketch. Тестовое задание
    В рамках изучения раздела по китайской литературе предусмотрено прохождение студентами онлайн курса на английском языке, который включает в себя 4 лекции, на него отводится 8 часов самостоятельной работы. Для проверки знаний и качества освоения студентами материала, изложенного в онлайн курсе, часть контрольных экзаменационных вопросов, а также несколько тестовых заданий, посвященых проблемам, затронутым в лекциях интерактивного курса. Ссылка на онлайн курс: https://www.coursera.org/learn/classics-chinese-humanities#
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.14 * Доклад + 0.13 * Тестовое задание + 0.6 * Устный экзамен + 0.13 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История культуры Древнего Востока: учебное пособие / Титаренко И.Н. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 222 с. ISBN 978-5-8327-0369-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/551304
  • Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2010-2011 / Учреждение Российской Академии Наук. Институт Дальнего Востока РАН; Гл. ред. М.Л. Титаренко. - Москва : ИД ФОРУМ, 2011. - 448 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 978-5-8199-0497-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/250365
  • Культура Древнего Китая : учеб. пособие / Д.Л. Обидин. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 163 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a1296c6e52db8.10607331. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • PATTERSON, G. (2017). Literati Storytelling in Late Medieval China. Journal of the American Oriental Society, 137(4), 858–861. https://doi.org/10.7817/jameroriesoci.137.4.0858
  • Smits, I., & Hockx, M. (2003). Reading East Asian Writing : The Limits of Literary Theory. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=697064