Бакалавриат
2019/2020
Римская литература: чтение в подлиннике - 2
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Шмараков Роман Львович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе изучения дисциплины студент знакомится с понятийным аппаратом, связанным с жанрами и поджанрами римской историографии; основами анализа и профессиональными приёмами комментирования оригинального текста на латинском языке; навыками использования знания латинского языка для повышения своей профессиональной квалификации и приобретения новых квалификаций.
Цель освоения дисциплины
- Обеспечение студентов филологической программы знанием специфики историографических жанров, опытом чтения исторических текстов на латинском языке классического и постклассического периода, а также их художественного перевода.
Планируемые результаты обучения
- Выявляет научную сущность проблем в профессиональной специализированной области;
- Студент работает с информацией: находит, оценивает и использует необходимую для решения научных и профессиональных задач информацию из различных источников;
- Студент создаёт тексты различных типов для научно-исследовательских, деловых, проектных и иных целей на русском и иностранных языках;
- Студент участвует в научных дискуссиях, выступает с сообщениями и докладами, представляет материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий;
Содержание учебной дисциплины
- Старшие анналистыOrigines Катона.
- Средние анналисты.Фанний, Кальпурний Пизон.
- Младшие анналисты.Клавдий Квадригарий, Корнелий Сизенна.
- Саллюстий.Исторические монографии. Стиль и политические тенденции. Греческие образцы.
- Тит Ливий.Финал республиканской историографии.
- «Римская история» Веллея ПатеркулаИсториография в раннюю императорскую эпоху.
- История и жанр exemplum.Валерий Максим.
- «История Александра Македонского» Курция Руфа.Проблема источников.
- Корнелий Тацит.«Анналы», «История», исторические проблемы в малых произведениях.
- «Жизни 12 Цезарей» Светония, проблема метода.Биографии поэтов.
- «Римская история» ФлораМетоды и стиль компилятора.
- Scriptores historiae AugustaeВопрос датировки, политических тенденций, верификации данных.
- «Римская история» Аммиана МарцеллинаИсториография поздней империи.
- Евтропий.Жанр исторического компендиума.
- Христианская апологетика и историографияАвгустин и Орозий.
- Исторические аспекты римской агиографии.Сульпиций Север и Иероним.
- Историографические жанры в системе христианской литературы«История лангобардов» Павла Диакона.
- Светониевский жанр в эпоху Каролингского Ренессанса.Эйнхард.
- Историография X в.Лиутпранд Кремонский.
- Латинские историки XII века.Вильям Мальмсберийский, Гальфрид Монмутский, Вильям Ньюбургский.
Элементы контроля
- Перевод и анализ фрагментов текстаЭкзамен проводится в устной форме (студент делает перевод латинского отрывка, преподаватель выслушивает его и задает по нему вопросы) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе платформе Zoom (https://us04web.zoom.us) и moodle, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон, зайти в moodle, взять билет. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Контрольная работаКонтрольная работа проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- ПрезентацияПрезентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- Работа на семинарахАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.15 * Контрольная работа + 0.5 * Перевод и анализ фрагментов текста + 0.2 * Презентация + 0.15 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Marincola, J. (2007). A Companion to Greek and Roman Historiography. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=209535
- Латинский язык: Учебник / Н.А. Гончарова. - 5-e изд., испр. и доп. - Москва : НИЦ Инфра-М; Минск : Нов. знание, 2013. - 408 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004760-7 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/391936
Рекомендуемая дополнительная литература
- Adler, E. (2011). Valorizing the Barbarians : Enemy Speeches in Roman Historiography (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=377385
- Hengst, D. den, Waarden, J. A. van, & Burgersdijk, D. W. P. (2010). Emperors and Historiography : Collected Essays on the Literature of the Roman Empire by Daniël Den Hengst. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350950