• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Миф и аллегория в латинской литературе Средневековья"

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Шмараков Роман Львович
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён аллегории как способу истолкования и создания текстов. Одним из важнейших аспектов этой темы является то, как христианское Средневековье с помощью аллегорической интерпретации пыталось нейтрализовать и сделать понятной языческую культуру. Множество персонажей и событий «Божественной Комедии» Данте необъяснимы без знания того, какие аллегорические значения придавались этим фигурам на протяжении многих веков. Между тем широкий читатель практически лишён этого звания. НИС призван закрыть эту лакуну.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечение студентов филологической программы знанием большой сферы средневековой культуры – аллегории как способу истолкования и создания текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представление о двух значениях слова «аллегория» и их соотношении
  • Студент знаком с историей аллегории в греко-римском мире и рецепцией этого культурного материала в Средние века.
  • Студент имеет представление о неоплатонической аллегории, понимает структуру ареопагического корпуса и концепцию "неподобного образа"
  • Студент имеет представление о направлении, особенностях и основных представителях Александрийской и антиохской школы.
  • Студент способен понимать иносказательное толкование Вергилия. Имеет представление о становлении аллегорической поэзии.
  • Студент ориентируется в античной мифографии. Понимает, чем античная мифография отличается от аллегорической мифографии Средневековья.
  • Студент разбирается в библейском эпосе поздней античности, знает основных представителей.
  • Студент понимает, что такое аллегорические сновидения. Знает типологию снов по Макробию. Осведомлен о представлении вещих снов в античной мифологии.
  • Студент понимает особенности Шартрской школы, знает основных представителей
  • Студент знаком с исследования "Божественной комедии", знает о проблеме иносказательного смысла в ней, способен дискутировать на данную тему.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Аллегория до Платона. Платон и Аристотель в отношении к аллегорезе мифов.
    Ранние примеры аллегории (притчи Гомера и Гесиода). Философская аллегория до Платона.
  • Аллегореза стоиков. Экзегетика Филона Александрийского и проблема ее генезиса.
    Аллегореза стоиков и ее культурно-историческая значимость. Клеанф. Средний платонизм. Экзегетика Филона Александрийского и проблема ее генезиса.
  • Неоплатоническая аллегория. Трактат Порфирия «Пещера нимф». Ареопагитический корпус; концепция «неподобного образа».
    Аллегорическое комментирование Платона (Ямвлих, Прокл).
  • Александрийская и антиохийская школа. Экзегеза Оригена, ее концептуальные основы. Августин.
    Понятие аллегории в античной риторике и римской поэзии (Гораций, Квинтилиан). Аллегория как троп; поздний характер этого явления.
  • Иносказательное толкование Вергилия и становление аллегорической поэзии («Психомахия» Пруденция).
    Христианская аллегореза Библии (Ориген, «О началах»; александрийская школа).
  • Античная мифография и аллегорическая мифография Средневековья (Фульгенций и его преемники).
    Библейский эпос поздней Античности (Ювенк, Седулий, Авит) и библейская экзегеза.
  • Библейский эпос поздней Античности (Ювенк, Седулий, Авит) и библейская экзегеза.
    Античная мифография и аллегорическая мифография Средневековья (Фульгенций и его преемники).
  • Концепция «покрова» (integumentum): Макробий и Шартрская школа XII века (Бернард Сильвестр, Алан Лилльский).
    Аллегорические сновидения. «Онейрокритика» Артемидора Далдианского. Типология снов по Макробию. Вещие сны в различных жанрах античной литературы. Примеры из средневековой эпической (Иосиф Эксетерский) и исторической (Вальтер Мап) литературы.
  • Экзегеза Сен-викторской школы (Гуго и Ришар). Иоахим Флорский.
    Концепция «покрова» (integumentum): Макробий и Шартрская школа XII века (Бернард Сильвестр, Алан Лилльский).
  • Проблемы иносказательного смысла в «Божественной Комедии».
    Основные проблемы иносказательного смысла в «Божественной Комедии» и их особенности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый экзамен(эссе)
    Экзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Для выполнения эссе необходимо перевести фрагмент трактата, и развернуто ответить на поставленный вопрос. Объем эссе – около 1,5-2 тысячи слов. Итоговое эссе пишется внеаудиторно. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках выбранной темы, для её раскрытия в работе.
  • неблокирующий Контрольная
    Выполняется письменно в аудитории. Не разрешается пользоваться никакими источниками, кроме словаря. Время выполнения – 45 минут.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий. Работа на семинаре предполагает предварительную подготовку студента. Темы семинарских занятий и рекомендованные источники известны студентам заранее.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.5 * Итоговый экзамен(эссе) + 0.15 * Контрольная + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Billault Alain. (2004). 35. Boys-Stones (G. R.) (éd.), Metaphor, Allegory and the Classical Tradition. Ancient Sources and Modern Revisions. Revue Des Études Grecques, (2), 809. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.reg.0035.2039.2004.num.117.2.4601.t2.0809.0000.1
  • Boys-Stones, G. R. (2003). Metaphor, Allegory, and the Classical Tradition : Ancient Thought and Modern Revisions. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=271806

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brisson, L. (2004). How Philosophers Saved Myths : Allegorical Interpretation and Classical Mythology. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=260106
  • Lamberton, R. (1989). Homer the Theologian : Neoplatonist Allegorical Reading and the Growth of the Epic Tradition. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295072