• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Литература и культура в сравнительных контекстах"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Светликова Илона Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

В течение курса "Литература и культура в сравнительной перспективе" студенты знакомятся с методами историко-культурного анализа литературного произведения на примере романа Андрея Белого "Петербург" (1913/1914). Курс посвящен изучению литературных, философских и научных источников "Петербурга".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение современных подходов к исследованиям истории литературы и культуры на примере романа А. Белого «Петербург».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные исследования романа А.Белого «Петербурге»
  • Знает основные вехи истории рецепции кантианства Имеет навыки реферирования научных комментаторских работ
  • Знает основную литературу по данному вопросу Имеет навыки реферирования научных статей
  • Знает материалы по данной теме.
  • Знает основную литературу по рецепции Бергсона в России Имеет навыки реферирования научных статей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: история изучения «Петербурга».
    Комментарий к гербу главных героев: единороги в истории культуры; символика единорога у Белого
  • Рецепция кантинианства
    Кантианство в культуре рубежа ХХ в. и в романе Белого «Петербург».
  • Исследования орфизма в XIX – нач. ХХ вв. Орфизм у Вячеслава Иванова.
    Политические импликации интереса к орфизму: Kulturkampf и борьба с государственной церковностью. Влияние расовой идеологии на восприятие орфизма.
  • Орфей у Белого.
    Орфическое в романе «Петербург».
  • Значения кинематографичности романа.
    Белый и Бергсон.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой презентацию под одной из тем, предложенных преподавателем. Длительность сообщения - 7-10 минут. Доклад должен быть хорошо структурирован, содержать примеры.
  • неблокирующий Эссе
    Тема эссе может быть выбрана студентом из списка предложенных тем или выбрана самостоятельно, по согласованию с преподавателем. Работа выполняется студентом дома. Объем около 2000 слов. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в эссе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Доклад + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Matich, O. (2010). Petersburg/Petersburg : Novel and City, 1900–1921. Madison, Wis: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=333013
  • Peterson, R. E. (1993). A History of Russian Symbolism. John Benjamins Publishing Company.
  • Ходасевич В.Ф. - Андрей Белый - Издательство "Лань" - 2013 - 1с. - ISBN: 978-5-507-26863-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/27289

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Frajlich, A. (2007). The Legacy of Ancient Rome in the Russian Silver Age. Brill | Rodopi.
  • Rylkova, G. (2007). The Archaeology of Anxiety : The Russian Silver Age and Its Legacy. University of Pittsburgh Press.