Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Литература и культура в сравнительных контекстах"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Светликова Илона Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
В течение курса "Литература и культура в сравнительной перспективе" студенты знакомятся с методами историко-культурного анализа литературного произведения на примере романа Андрея Белого "Петербург" (1913/1914). Курс посвящен изучению литературных, философских и научных источников "Петербурга".
Цель освоения дисциплины
- Изучение современных подходов к исследованиям истории литературы и культуры на примере романа А. Белого «Петербург».
Планируемые результаты обучения
- Знает основные исследования романа А.Белого «Петербурге»
- Знает основные вехи истории рецепции кантианства Имеет навыки реферирования научных комментаторских работ
- Знает основную литературу по данному вопросу Имеет навыки реферирования научных статей
- Знает материалы по данной теме.
- Знает основную литературу по рецепции Бергсона в России Имеет навыки реферирования научных статей
Содержание учебной дисциплины
- Введение: история изучения «Петербурга».Комментарий к гербу главных героев: единороги в истории культуры; символика единорога у Белого
- Рецепция кантинианстваКантианство в культуре рубежа ХХ в. и в романе Белого «Петербург».
- Исследования орфизма в XIX – нач. ХХ вв. Орфизм у Вячеслава Иванова.Политические импликации интереса к орфизму: Kulturkampf и борьба с государственной церковностью. Влияние расовой идеологии на восприятие орфизма.
- Орфей у Белого.Орфическое в романе «Петербург».
- Значения кинематографичности романа.Белый и Бергсон.
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- ДокладДоклад представляет собой презентацию под одной из тем, предложенных преподавателем. Длительность сообщения - 7-10 минут. Доклад должен быть хорошо структурирован, содержать примеры.
- ЭссеТема эссе может быть выбрана студентом из списка предложенных тем или выбрана самостоятельно, по согласованию с преподавателем. Работа выполняется студентом дома. Объем около 2000 слов. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в эссе.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Доклад + 0.6 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Matich, O. (2010). Petersburg/Petersburg : Novel and City, 1900–1921. Madison, Wis: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=333013
- Peterson, R. E. (1993). A History of Russian Symbolism. John Benjamins Publishing Company.
- Ходасевич В.Ф. - Андрей Белый - Издательство "Лань" - 2013 - 1с. - ISBN: 978-5-507-26863-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/27289
Рекомендуемая дополнительная литература
- Frajlich, A. (2007). The Legacy of Ancient Rome in the Russian Silver Age. Brill | Rodopi.
- Rylkova, G. (2007). The Archaeology of Anxiety : The Russian Silver Age and Its Legacy. University of Pittsburgh Press.