Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Диахронические изменения в грамматике"
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар "Диахронические изменения в грамматике" посвящен микродиахроническим изменениям в языке, преимущественно в области морфологии и синтаксиса. Слушатели знакомятся с существующими теоретическими подходами в области анализа диахронических изменений, работают с практическими методиками анализа и приобретают опыт использования полученных навыков в решении конкретных исследовательских задач в области микродиахронических изменений.
Цель освоения дисциплины
- Овладение основными понятиями, связанными с диахроническими изменениями в грамматике и теорией грамматикализации
- Знакомство с методами поиска и анализа данных в корпусе в микродиахронической перспективе
Планируемые результаты обучения
- Использует теоретические понятия и концепции для анализа лингвистического материала
- На материалах корпуса показывает, как лексические элементы переходят в грамматические, а грамматические развивают другие значения
- На материалах корпуса демонстрирует, как сходные изменения происходят в контактирующих языках или в языковых ареалах
- Сравнивает подходы к описанию диахронических изменений в языке и применяет их для анализа собственных данных.
Содержание учебной дисциплины
- Методы диахронического анализа морфологических и синтаксических черт.Роль частотности. Аналогия. Принцип экономии. Маркированность. Стабильность языковых черт
- Грамматикализация.Деграмматикализация и (одно)направленность изменений. Реанализ.
- Контактно-обусловленные измененияМатериальное заимствование грамматических показателей и заимствование модели. Ареалы. Разделяемая грамматикализация.
- Социолингвистические факторы языковых изменений: размер сообщества и плотность социальных связей, особенности информационных сетей.Стандартизация языка. Языковая аттриция и грамматические изменения в исчезающих языках
Элементы контроля
- ДокладДоклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
- Домашнее заданиеВыполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- ЭкзаменЭкзамен заключается в устном представлении результатов индивидуального исследования в виде постерного доклада, подготовленного на одну из предложенных тем. Длительность – 10-12 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * Аудиторная работа + 0.25 * Доклад + 0.25 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hopper, P. J., & Giacalone Ramat, A. (1998). The Limits of Grammaticalization. John Benjamins Publishing Company.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Green, C. (2017). Patterns and Development in the English Clause System : A Corpus-Based Grammatical Overview. Singapore: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1406789
- Olmen, D., Cuyckens, H., & Ghesquière, L. (2017). Aspects of Grammaticalization : (Inter)Subjectification and Directionality. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1466809