• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Современное искусство стран Востока

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина входит в блок комплексных дисциплин специализации концентрации «Историко-культурное и религиозно-этническое развитие изучаемого региона». Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть русским и английским языками и освоить следующие дисциплины Базовой части ОП и дисциплины концентрации «Историко-культурное и религиозно-этническое развитие изучаемого региона»: Введение в востоковедение, Социальная антропология Востока, История восточных цивилизаций, История изучаемого региона, Искусствоведение, История искусств стран Востока, Галеристика, Музейные коллекции и памятники культуры на Ближнем Востоке, Музейные коллекции и памятники культуры в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, Литература стран Ближнего Востока, Литература стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: проектная работа и ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления о развитии современного мирового искусства с особым акцентом на искусства стран Азии и Африки;
  • Выработать и развить способность понимания важнейших культурных явлений и процессов, определивших основные направления развития истории искусств в странах Востока в ХХ-XXI в.;
  • Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах развития искусств разных регионов Востока;
  • Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
  • выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению исторических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока; развивать умение использовать методы искусствоведческих и культурологических исследований, использовать искусствоведческий анализ для описания различных культурных памятников;
  • обладать способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной искусствоведческой и культурологической терминологией;
  • учитывать в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки культурную специфику, характерную для стран изучаемого региона, ключевые навыки профессий куратора и художественного критика на теоретическом уровне.
  • стремиться к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализировать и учитывать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности, обладать способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, уметь работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры;
  • использовать в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук и использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
  • использовать в профессиональной деятельности знания музейного и галерейного дела, межкультурной коммуникации, корректного применения профессиональной терминологии при исследовании культурных явлений и искусств стран Востока.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Грамотно использует искусствоведческую и культурологическую терминологию;
  • Знает важнейшие этапы истории искусств и культурных процессов народов изучаемого региона,
  • имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы;
  • знает основы музейного и галерейного дела, связанные с особенностями культур народов стран Азии и Африки;
  • имеет представление об особенностях сохранения и развития декоративно-прикладных искусств народов Востока, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока
  • имеет навыки работы в коллективе и участия в научной дискуссии
  • умеет применять искусствоведческий анализ при исследовании памятников стран Востока
  • умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу
  • осваивает основные культурологические и искусствоведческие методы и демонстрирует способность рационально использовать знания об искусстве стран Востока в профессиональной и личностной коммуникации
  • применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития и формирования искусств Востока
  • использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам, использует специальное программное обеспечения для подготовки презентации.
  • знает важнейшие этапы истории искусств и культурных процессов народов изучаемого региона
  • имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы
  • знает основы музейного и галерейного дела, связанные с особенностями культур народов стран Азии и Африки
  • имеет представление об особенностях сохранения и развития декоративно-прикладных искусств народов Востока , а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока
  • умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины
  • самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках
  • правильно составляет ссылки на использованную литературу
  • ; осваивает основные культурологические и искусствоведческие методы и демонстрирует способность рационально использовать знания об искусстве стран Востока в профессиональной и личностной коммуникации
  • применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития и формирования искусств Востока; использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам
  • использует специальное программное обеспечения для подготовки презентации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Семинар 2.4. ( 2часа). Основные арт-объединения и ведущие художники стран Востока в XXI в.
    Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: Особенности творчества ведущих мастеров стран Востока в XXI в. Крупнейшие выстави и биеннале.
  • Раздел 1. Развитие искусств в странах Востока в ХХ веке. Лекция 1.1. (4 часа). Исторические предпосылки развития искусств стран Ближнего Востока в нач. XX в
    Классические стили визуальных искусств и формирование новых направлений в искусстве Востока: европейское влияние, европейские мастера на Востоке. Искусство Оттоманской империи в кон. XIX - нач. ХХ в. Проблема жанра в искусствах Ближнего Востока в первой половине ХХ в. Формирование новых направлений в искусстве в 1950-1980х годов.
  • Семинар 1.1. (4 часа). Формирование художественных объединений в странах Ближнего Востока в ХХ века.
    Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: Ведущие художники стран Ближнего Востока в 1930-1980х
  • Лекция 1.2. (4 часа). Предпосылки возникновения современного китайского искусства.
    Общая характеристика и периодизация современного китайского искусства. Проблематика и ведущие теоретики китайской эстетики XX века. Китайское изобразительное искусство сер. XX века: соцреализм. Начало периода проведения политики реформ и открытости. Формирование новых художественных тенденций: сельский реализм и живопись «Шрамов». Выставка «Звезды» в Пекине (1979). Культурная лихорадка: три альтернативы развития культуры нового общества в КНР. Влияние западной философии модерна и постмодерна. Рождение китайского авангарда.
  • Семинар 1.2. (4 часа). Основные арт-объединения и ведущие художники КНР ХХ в.
    Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: Формирование новых художественных тенденций в КНР.
  • Лекция 1.3. (2 часа). Классические визуальные искусства Китая и ЮВА в нач. ХХ века.
    Традиционный китайский театр и появление кинематографа: вопросы сохранения основных художественных принципов, амплуа, эстетика, сюжеты. Музыка в Китае. Особенности развития кинематографа в Юго-Восточной Азии.
  • Семинар 1.3. (2 часа). Влияние театра и литературы на китайскую живопись. в начале XX в.
    Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: Жанровая специфика няньхуа. Музыка в китайском театре.
  • Лекция 1.4. (2 часа). Живопись нихонга. Исторический аспект развития и сохранения традиций в изобразительных и декоративно-прикладных искусствах Японии в ХХ веке.
    Влияние европейского искусства на японских мастеров. Охрана памятников традиционного японского искусства в ХХ веке. Особенности развития японского графического искусства в ХХ веке: новые творческие объединения и направления, выставки. Особенности японской мультипликации: эстетика, образы героев. Новые стилистические приемы в архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве Японии второй половины ХХ в.
  • Семинар 1.4. (2 часа). Влияние европейского искусства на японскую живопись в XX в.
    Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: Жанровая специфика японской живописи в ХХ веке.
  • Раздел 2.Основные направления развития искусств стран Востока в XXI в..Лекция 2.1. (2 часа). Основные проблемы живописи стран Дальнего Востока в XXI в.
    Три ведущие художественные тенденции в китайском изобразительном искусстве: рационалистическая живопись, живопись «жизненного потока» и антиискусство. Проблемы китайского современного искусства в эпоху глобализации.(1990-е гг. по настоящее время). Кризис культурной идентичности в контексте современного китайского искусства. Международный стиль. Проблемы сохранения традиционной семантики в современном искусстве Китая.
  • Семинар 2.1. ( 2 часа). Основные арт-объединения и ведущие художники КНР
    Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: Особенности творчества ведущих мастеров КНР. Крупнейшие выставки и биеннале.
  • Лекция 2.2. (2 часа). Проблемы развития визуальных искусств стран Дальнего Востока и ЮВА в XXI в
    Современный театр и национальные традиции. Жанровые особенности современной музыкальной культуры стран Дальнего Востока.
  • Семинар 2.2. (2 часа). Современный театр стран Дальнего Востока и ЮВА.
    Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: Ведущие театральные деятели стран Дальнего Востока и ЮВА.
  • Лекция 2.3. ( 4 часа). Проблемы современной мировой архитектуры
    Крупнейшие мастера, работающие в странах Дальнего и Ближнего Востока: архитектурные бюро, школы и направления. Специфика ландшафтной архитектуры города в странах Дальнего Востока в XXI в. Культовая архитектура XXI в .: особенности архитектуры современной мечети. Вопросы сохранения и реставрации городских культурных центров в странах Востока.
  • Семинар 2.3. (4 часа). Крупнейшие современные архитекторы стран Востока
    Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: Архитектурный образ стран Востока на мировой арене.
  • Лекция 2.4. ( 2часа). Институции современного искусства и особенности их деятельности.
    Основные проблемы живописи стран Ближнего Востока в XXI в. Ведущие художественные тенденции в изобразительном искусстве, проблема интеграции восточных мастеров в европейское искусство. Проблемы сохранения традиционной семантики культур народов Ближнего Востока в современном искусстве: главные архетипы. Особенности развития декоративно-прикладного искусства стран Востока в XXI в. Дизайн и традиции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Тесты по материалам лекций
  • неблокирующий Created with Sketch. Доклад на семинаре
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Доклад на семинаре + 0.3 * Тесты по материалам лекций + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chŏng, I. (2013). Architecture and Urbanism in Modern Korea. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=750833
  • Preziosi, D. (2009). The Art of Art History : A Critical Anthology (Vol. 2nd ed). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=335669

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dadi, I. (2010). Modernism and the Art of Muslim South Asia. Chapel Hill: The University of North Carolina Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=330155
  • Fenollosa, E. (2007). Epochs of Chinese and Japanese Art : An Outline History of East Asiatic Design (Vol. New and rev. ed. with copius notes by Professor Petrucci). Berkeley, Calif: Stone Bridge Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480475
  • Rugg, J. (2007). Issues in curating contemporary art and performance. United Kingdom, Europe: Intellect Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D91EC57A