Бакалавриат
2019/2020
Введение в востоковедение
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе рассматриваются как позитивные, принятые в Российской научной школе, так и критические взгляды на востоковедение как самостоятельную научную дисциплину, характерные для ряда представителей российской, европейской и североамериканской научной эпистемы. Главная задача курса – расширить образовательный и научный кругозор обучающегося, познакомив его с общевостоковедной проблематикой в сфере образования и научных исследований. На практике это выражается в том, что учащийся получает уникальную возможность овладеть компетенциями междисциплинарного анализа, дополнить их компетенциями межрегионального и мультирегионального исследования в масштабах всего азиатско-африканского ареала. Специфика курса состоит в том, что он может быть предназначен как для широкого круга востоковедов различных профилей, так и для представителей отдельных востоковедных специальностей. В последнем случае применяется модульная система изложения курса, когда значительный сегмент учебного материала переносится в сферу самостоятельной работы студентов, а концентрированно рассматриваются те аспекты востоковедения, которые имеют отношение к профилю, изучаемому учащимся.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов-востоковедов первого курса с методологическими основами научной дисциплины «Востоковедение и африканистика» согласно модели, которая принята в Российской Федерации.
Планируемые результаты обучения
- Грамотно использует терминологию гуманитарных наук.
- Знает основы междисциплинарного анализа как важнейшего метода востоковедного знания.
- Знает основные социально-значимые проблемы, связанные с особенностями стран Азии и Африки.
- Имеет представление о вкладе народов Востока в мировую историю, культуру, философию, а также контактах и взаимовлиянии России и Востока в области истории, религии, культуры.
- Имеет навыки работы в коллективе и участия в научной дискуссии.
- Умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу.
- Осваивает основные этапы истории стран Востока и особенности культурных явлений, положения восточной философии и демонстрирует способность критически оценивать и рационально использовать полученные знания в профессиональной и личностной коммуникации.
- Демонстрирует способность толерантно воспринимать религиозные и этические нормы и взаимодействовать с адептами различных религиозных и философских учений.
- Применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития стран Востока.
- Использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам, использует специальное программное обеспечения для подготовки презентации.
Содержание учебной дисциплины
- Востоковедение как комплексная наука. Современная парадигма востоковедного научного знания. Зеленев Е.И. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).Понятие «парадигма научного знания» (Т.Кун), и его применение к востоковедению. Генезис востоковедной парадигмы научного знания. Общества Азии и Африки как объект научного изучения востоковедения. Востоковедение – надотраслевая наука, имеющая своими отличительными чертами междисциплинарность, мультидисциплинарность. Классическое востоковедение, современное востоковедение, прикладное востоковедение. Критика Эдвардом Саидом ориентализма. Ориентализм и востоковедение. Языкознание и текстология как фундаментальные основы современного востоковедения. С.Хантингтон о «цивилизациях Востока». Современные концепции геокультуры и мир-системный анализ.
- Геополитические и геокультурные методы в востоковедных исследованиях. Зеленев Е.И. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).Понятие геокультуры (И.Валлерстайн) и его производные. Содержание понятий политическая культура, политический процесс, политика. Пространственный подход к анализу политических процессов – геополитика. Отрасли геополитического знания: теоретическая геополитика, прикладная (практическая) геополитика, история геополитической мысли и др. Геополитическое моделирование пространства и геокультурное моделирование пространства – общие черты и принципиальные различия. Современное содержание понятия геостратегия. Общие представления об основных направлениях развития геополитической теории, школы геополитики. Кризис геополитики в сфере регулирования политическими процессами в XXI в. Хронокультура VS геополитика.
- Страны Азии и Африки в мировой истории. Илюшина М.Ю. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).Традиция историописания на Востоке. Понятие «исторический источник». Изучение источников как основа востоковедного исследования. Историография и вспомогательные исторические дисциплины в востоковедении. Формационный и цивилизационный подход к изучению истории Востока. Современная методология востоковедно-исторических исследований.
- Востоковедение и международные отношения. Соболева Е.Д. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).Основные теории международных отношений: реализм, либерализм, конструктивизм, (нео)марксизм: идеи и теоретики. Основные проблемные вопросы в международных отношениях и подходы к их изучению. Вопросы войны и мира. Сотрудничество в области безопасности. Миротворчество и управление конфликтами. Национализм и этнические проблемы. Международная торговля и финансы. Международное развитие и проблема прав человека.
- Востоковедение и языкознание. Мамедшахов Р.Г. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).Лекция посвящена пересечению двух вышеназванных областей культуры в историческом и содержательном аспектах. Кратко рассматривается относительность терминов "Восток", "Востоковедение" в Европе, России и так называемых "восточных" странах в их связи с языком. Будет обсуждаться место, которое в этой области занимал язык, облик восточного языкознания, различные его составляющие части в регионально обусловленные исторические периоды его развития. Кратко будет показано, что основные сдвиги в этой области происходили под влиянием изменений в европейских науках и научных школах. Завершается лекция обсуждением положения дел в восточном языкознании в настоящее время, существующих проблем, текущих задач и возможных перспектив развития.
- Мировой литературный процесс и литературы Востока. Образцов А.В. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).Данный раздел курса предполагает ознакомить обучающихся со следующими аспектами изучения предмета: Что такое литература? Происхождение термина и историческая изменчивость данного понятия. Разница в понимании «литературности» на Востоке и на Западе. Критерии художественности литературных произведений. Основные методы изучения литературы: герменевтический и поэтологический. Литература как текст культуры. Понятия «мировая литература» и «мировой литературный процесс». Включенность современных литератур народов и стран Востока в «мировой литературный процесс».
- Культуры и искусства народов Востока. Алфёрова Н.В. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).Формирование основных центров мировых культур. Вопросы периодизации истории культур и искусств народов Востока. Особенности эстетических представлений и художественных достижений культур Востока. Традиционные, объединяющие и своеобразные черты, присущие искусству Востока. Примеры взаимовлияния культур Востока и Запада. Проблемы исследования искусства стран Востока.
- Востоковедение и религиоведение. Восток – родина мировых религий. Французов С.А. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов)Роль востоковедных исследований в развитии религиоведения. Восток как родина мировых религий и основных национальных религий– восточное христианство, ислам, иудаизм, буддизм, зороастризм и др. Религиозная карта мира, религиозное сознание и светские идеологии, секуляризация общественного сознания в новое и новейшее время. Влияние религий на политические процессы в странах Азии и Африки. Социальные функции религии и их специфические формы проявления в странах Азии и Африки.
- Регионы и субрегионы Азии и Африки. Регионализация как метод исследования. Алексеев А.К. (лекции – 2 часа, семинары -2 часа, самостоятельная работа – 8 часов).Основной задачей, решаемой в данной лекции, определяется формирование у студентов, обучающихся по дисциплине «Введение в востоковедение», представлений о регионах и субрегионах Востока, а также о регионоведении, как сравнительно новой области знаний, основанной на принципе междисциплинарности. В лекции рассматриваются проблемы глобализации и регионализации в контексте новейших изменений в системе международных отношений, преобразования границ устоявшихся регионов. В рамках лекции в исторической ретроспективе рассматривается терминологический аппарат, даются характеристики основным регионам Азии и Африки (регион, субрегион, историко-культурный регион (ИКР), историко-культурная область (ИКО), Восток, Древний Восток, Средиземноморье, Ближний Восток, Дальний Восток, Средний Восток, афро-азитский регион, Евразия, Африка южнее Сахары, Западная Африка, Восточная Африка, Центральная Африка, Тропическая Африка, Южная Африка, Передняя Азия, Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Центральная Азия, Средняя Азия, Туркестан, Южный Кавказ, Северный Кавказ и др.), отдельное внимание предполагается уделить региональным организациям АСЕАН, ШОС и др.
- Прикладное востоковедение. Вуль Н.А. (лекции – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа).Две ветви «нормальной» науки: фундаментальная наука; прикладная наука. Понятие прикладной науки, как области знания, использующей теоретические положения фундаментальной науки для решения практических задач. Размытость границ фундаментального и прикладного аспекта в современном востоковедении. Роль и значение прикладных исследований в востоковедении. Основные этапы истории прикладного востоковедения в России. Прикладное востоковедение в истории военной службы. Прикладное востоковедение в истории миссионерской службы. Современное прикладное востоковедение.
Элементы контроля
- ТестНа всех семинарах студент должен пройти тест. Тесты состоят из 10 вопросов на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнение пропуска, раскрытия термина, определения даты. Тесты должны быть выполнены в срок, указанный преподавателем дисциплины. Если тест не был пройден в указанный срок, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест. Итоговая оценка по данному виду контроля выставляется как среднее арифметическое оценок за пройденные тесты. Оценка за тест объявляется на следующем семинаре.
- ЭссеЭссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы.
- Активность на семинарах
- ЭкзаменПисьменный экзамен – 60 минут. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции и велись семинарские задания. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 50 вопросов (5 вопросов на каждую тему курса). Оэкз= Сумма полученных баллов*0,2 Максимальная оценка за экзамен — 10 баллов.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Naumkin, V. V. (2004). Russian Oriental Studies : Current Research on Past & Present Asian and African Societies. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=133007
- Oxford handbook of the international relations of Asia / edited by Saadia M. Pekkanen, John Ravenhill and Rosemary Foot. (2014). New York, NY [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.414586344
Рекомендуемая дополнительная литература
- Алпатов В. М., Крылов С. А. - ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 452с. - ISBN: 978-5-534-04735-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-lingvisticheskih-ucheniy-437064
- Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 360с. - ISBN: 978-5-534-00069-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-1-438132
- Мутагиров Д. З. - ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 439с. - ISBN: 978-5-534-07059-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-teoriya-mezhdunarodnyh-otnosheniy-mezhdunarodnye-politicheskie-instituty-442130