• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Международные отношения: Ближний Восток и страны мира

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Исаев Леонид Маркович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения курса студент должен: 1. знать учебный материал, предусмотренный данной программой; 2. уметь работать с источниками, анализировать текст и контекст предлагаемой источником темы; 3. уметь находить, систематизировать и использовать по требуемой проблематике; 4. знать характеристики государственных институтов в странах арабского региона и обстоятельства их современной эволюции; 5. уметь проводить комплексный анализ правовых систем арабских стран и выявлять сущность их государственного и политического режима; 6. владеть основными навыками научного анализа социально-политических процессов, пониманием логики их развития в арабских странах, их государственного устройства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с основными политическими процессами в регионе, а также обеспечить студентов релевантным теоретически инструментарием, позволяющим оценивать политические и экономически процессы в регионе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен осуществлять качественный и количественный анализ явлений и процессов в профессиональной сфере на основе системного подхода.
  • Способен составлять научно-аналитические отчеты, обзоры, презентации, информационные справки и пояснительные записки в сфере профессиональных обязанностей.
  • Способен представлять результаты собственных и групповых исследований.
  • Способен формировать алгоритмы выстраивания взаимоотношений между представителями РФ и Азии с учетом политической культуры и менталитета народов азиатского мира, на основе понимания роли традиционных и современных социально-политических и экономических факторов.
  • Способен организовать поиск контактов с представителями стран Азии и Африки и обеспечить их поддержание.
  • Способен учитывать в практической и исследовательской деятельности культурную специфику, характерную для стран изучаемого региона, а также влияние этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки на деловую культуру и этикет поведения.
  • Способен участвовать в укреплении дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки.
  • Способен организовывать и планировать собственную научно-исследовательской работу.
  • Способен понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточный язык тексты культурного, научного, политического, экономического и религиозно-философского характера.
  • Способен пользоваться понятийным аппаратом научных исследований, критически анализировать собранную информацию.
  • Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности.
  • Способен к осознанному целеполаганию, социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов.
  • Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных.
  • Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
  • Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
  • Способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
  • Способен к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию.
  • Способен использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных, естественных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
  • Способен демонстрировать в практической деятельности ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Становление исламской концепции миропорядка.
    Развития исламской политико-правовой мысли XIX-XX века. Возникновение и развитие идей панисламизма у аль-Афгани. Понятие панисламизма и попытки ее практической реализации. Суверенитет наций в работах аль-Афгани. Исламское реформаторство в работах М. Абдо. А.А. Маудуди – основоположник идеологии исламского фундаментализма. Становление, развитие и организационные принципы функционирования «Джамаат Исламийа». Взгляд на исламский фундаментализм в XXI веке.
  • Тема 2. Арабский национализм и интеграционные процессы в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
    Арабский национализм: постановка вопроса и параметры феномена. «Арабский национализм» в его «общенациональной (аль-каумий)» или «локальной (аль-кутрий)» форме как теория и как политическая практика. Место ислама и исламской культуре в явлении арабского национализма. Задача арабского национализма и методы ее воплощения. Идея «арабизма» в качестве пути к созданию политически единого сообщества и национальному возрождению. Эволюция понятия «арабское отечество». Сиро-ливанский вариант арабского национализма. Зарождение идей арабского национального возрождения и роль христианской интеллигенции в этом процессе. Понятие «исторической Сирии» и его эволюция. Влияние внутренних процессов, происходивших в Османской империи, на формирование арабской национальной идеи. Приход мусульман к усвоению первоначально христианской идеи «арабизма». «Сирийское отечество» Антуана Сааде. Египетское национальное сообщество до эпохи обретения «арабского» характера. Эволюция идей «египетской нации» и «единства отечества – долины Нила» после Первой мировой войны. Политика Великобритании в отношении Египте. Саад Заглюль и египетское национальное восстание 1919 г. Получение независимости в 1922 г. и ее ограничения. Партия «Вафд» и ее отношение к идеям арабского национализма. Отказ от ислама как нациообразующего компонента, языковой фактор. Эволюция идеи «египетской нации» после 1930 г. Ислам как компонент «национального духа» и «фараонизм» египетской нации. Возникновение тенденции «египетского арабизма» и факторы ее формирования. Египетское видение арабского мира и места в нем Египта.
  • Тема 3. Участие стран Ближнего Востока и Северной Африки в международных организациях.
    Организация исламского сотрудничества (бывш. Организация исламская конференция): история создания, основные цели, задачи и принципы работы, а также направления деятельности. ОИС как попытка практической реализации панисламизма. Лига арабских государств и проблемы реализации идей панарабизма. Роль и место ОИС и ЛАГ в системе международных отношений. Деятельность Совета сотрудничества арабских государств персидского залива (ССАГПЗ).
  • Тема 4. Конфликты на Ближнем Востоке и Северной Африке.
    Политика арабских стран в период Суэцкого кризиса. Объединение Египта и Сирии и создание ОАР. Интересы Египта и Сирии. Противоречия между политическими элитами обеих стран. Отношение других арабских государств к процессу объединения. Распад ОАР в 1961 г. Антимонархический переворот в Йемене в 1962 г. Противоречия между Египтом и Саудовской Аравией. Позиции арабских стран в отношении принятия Кувейта в члены ЛАГ. Роль Египта в деле защиты Кувейта от претензий со стороны Ирака. Отношение арабских стран к ирано-иракской войне. Поддержка Ирака со стороны соседних арабских стран Персидского залива. Особая позиция Сирии. Усиление противоречий между арабскими странами и Ираном. Конфликтные ситуации между арабскими странами Персидского залива и Ираном. Арабские страны как объекты политики Ирана «по экспорту иранской революции». Иракский кризис. Разногласия между арабскими странами по отношению к иракской агрессии. Участие ряда арабских стран в военной операции по освобождению Кувейта. Дамасская декларация по обеспечению региональной безопасности. Отношение между Ираком и арабскими странами в период международных санкций против Ирака.
  • Тема 5. «Арабская весна» как переломный этап в развитии арабского мира. Тенденции и перспективы дальнейшего политического развития арабских стран.
    Анализ нынешнего этапа развития политического процесса в странах арабского региона. Причины социально-политических потрясений в Арабском мире. «Арабская весна - 2011» - понятие и основные особенности. «Жасминовая революция» в Тунисе. Египет: от режима Мубарака к исламистскому парламенту. Сирия и Йемен как примеры дестабилизации «из вне» и «изнутри». Рост исламизма в Северной Африке. Перераспределение сил и будущее Арабского Востока.
  • Тема 6. Россия (СССР) на Ближнем Востоке.
    Политика СССР в отношении арабских стран в первые годы существования советского государства. Поддержка СССР национальных движений в арабских странах. Ввод советских войск в Афганистан. Политика России в арабских странах. Перспективы развития отношений между Россией и арабскими странами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Для промежуточной проверки качества освоения дисциплины студент должен написать две контрольные работы, которые проводятся очно в рамках аудиторных занятий. Каждая из контрольных работ подразумевает выполнение тестового задания, рассчитанного на 15 минут. Задание, предлагаемое в рамках контрольных работ, включает ответы на вопросы по фактическому материалу.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Для промежуточной проверки качества освоения дисциплины студент должен написать две контрольные работы, которые проводятся очно в рамках аудиторных занятий. Каждая из контрольных работ подразумевает выполнение тестового задания, рассчитанного на 15 минут. Задание, предлагаемое в рамках контрольных работ, включает ответы на вопросы по фактическому материалу.
  • неблокирующий Экзамен
    Для проверки качества освоения дисциплины студент сдает письменный экзамен. Задание, предлагаемое на экзамене, включает ответы на тестовые вопросы по фактическому материалу (лекционным материалам, а также обязательной литературы). Оценка снижается за неверные ответы на вопросы. Экзамен состоялся в марте 2020 года.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Контрольная работа 1 + 0.2 * Контрольная работа 2 + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Halliday, F. (2005). The Middle East in International Relations : Power, Politics and Ideology. Cambridge University Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • «Цветные революции» и «арабская весна» в конституционном измерении: политолого-юридическое исследование : монография / Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин. — М. : ИЗиСП : Норма : ИНФРА-М, 2018. - 192 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/951951