Бакалавриат
2019/2020





Россия и страны Востока
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Преподаватели:
Алексеев Антон Кириллович,
Бертова Анна Дмитриевна,
Вуль Никита Александрович,
Григорьева Нина Валерьевна,
Гусарова Екатерина Валентиновна,
Иванова Анастасия Михайловна,
Исакова Полина Александровна,
Климова Ольга Вадимовна,
Морозова Валентина Сергеевна,
Образцов Алексей Васильевич,
Солощева Мария Алексеевна,
Французов Сергей Алексеевич,
Щепкин Василий Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
10
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Россия и страны Востока» представляет собой базовый курс для студентов, обучающихся по направлению «Востоковедение и африканистика», и нацелен на приобретение обучающимися базовых фактических и теоритических знаний, необходимых для дальнейшего всестороннего изучения выбранного региона. В практическом плане задачей курса является ознакомление студентов с процессом становления и развития отношений России со странами Востока преимущественно в новое и новейшее время. В теоретическом плане предполагается знакомство обучающихся с основными историческими, политическими и экономическими процессами, протекавшими в изучаемых регионах. Курс лекций имеет научно-исследовательский характер; материалы лекций основаны на ценных исторических и архивных материалах.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и развития отношения между Россией и странами Востока.
- Формирование у студентов устойчивых знаний истории отношений России со странами Востока.
- Овладение студентами навыков анализа социальных, политических, религиозных и экономических отношений между Россией и странами Востока на основе источников и исследовательской литературы.
- Знакомство студентов с основными источниками и исследованиями по истории становления и развития отношений между Россией и странами Востока.
- Развитие у студентов навыков письменного и устного изложения исторического материала.
Планируемые результаты обучения
- Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.
- Знает: общие принципы и закономерности развития отношений между Россией и страна-ми Востока.
- Умеет: различать общее и особенное в становлении и историческом развитии отношений между Россией и странами Востока.
- Имеет навыки (приобрел опыт): навыками последовательного исторического анализа, техникой реферирования текстов по исторической тематике.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Раздел 1 Россия и Арабский Восток Лекция 1: Арабские средневековые источники о славянах и русах.Арабские путешественники в русских землях. Свидетельства о славянах в арабских средневековых исторических источниках. Ибн Фадлан, ат-Табари, ал-Балазури, ал-Масуди, Ибн Баттута и др. Персидские источники о славянах. Термины «славяне» и «русы» в восточных источниках. Русские путешественники на Ближнем и Среднем Востоке(Средние века).
- 1. Раздел 1 Россия и Арабский Восток Лекция 2: Взаимоотношения России с ближневосточными Церквями (Антиохийским, Иерусалимским патриархатами и др.)Русское православие и восточно-христианские Церкви. Роль восточных патриархов в учреждение патриаршества Московского и всея Руси в конце XVI в. Реформы Никона и два собора с участием православных патриархов (1654 и 1666 гг.). Поддержка Россией православных патриархатов, томившихся под османским игом, прежде всего Антиохийского. Петровские преобразования и охлаждение отношений России с православными общинами на Востоке. Николаевская эпоха и активность Российской империи в Святой Земле. Крымская война и ее последствия. Императорское Православное Палестинское общество: паломническая и образовательная деятельность. Катастрофа 1917 г. и уход России с Ближнего Востока. Возобновление контактов России с Антиохийским патриархатом при Сталине: в годы Второй Мировой войны и после нее. Постсоветская Россия и ближневосточное православие.
- Раздел 1 Россия и Арабский Восток Лекция 3: Военное и военно-техническое сотрудничество России и стран Ближнего Востока (XVIII-XX вв.).Установление российско-арабских политических и экономических связей восходит к XVIII веку. Возможности для этого создало появление в Средиземном море российского флота. Подписанный 22 июля 1774 года Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Турцией предусматривал открытие Босфора и Дарданелл для русского торгового мореплавания и предоставление России некоторых дипломатических привилегий. Что касается Советского Союза, то стратегический прорыв в его отношениях с ближневосточными странами произошел в 1955-1956 годах, после того как позиция, занятая Москвой во время Суэцкого кризиса, привела к установлению СССР дружественных отношений с Египтом, Сирией, а затем и с Ираком, к упрочению его авторитета не только на Арабском Востоке, но и в «третьем мире» в целом. После распада Советского Союза курс России в отношении арабских стран формировался под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. Однако в настоящее время Россия вновь стала одним из ведущих игроков на ближневосточной и североафриканской аренах.
- Раздел 2. Россия и Турция 1.1 Русско (российско)-турецкие отношения в XV – начале XX вв.В лекции будут рассмотрены русско (российско)-турецкие отношения на различных исторических этапах. Московский период (15 – первая половина 17 вв.): установление отношений, первые посольства, первая война 1569 г. Имперский период (до начала 19 в.): первый договор о мире и определение границ 1681 г., Россия в «Священной лиге», Крымские походы, константинопольский мир и учреждение постоянного посольства 1700 г., война 1768-74 гг. и Кючюк-Кайнарджийский договор, «Греческий проект». Отношения в 19 – начале 20 вв: русско-турецкий союз против Франции 1799 г., война 1806-12 гг., «Восточный» вопрос, Первая мировая война на Кавказском фронте.
- 1. Раздел 2. Россия и Турция 1.1 Российско-турецкие и советско-турецкие отношения в XX-начале XXI вв.В лекции будут рассмотрены российско-турецкие и советско-турецкие отношения в XX-начале XXI вв. Советский период (1917-1991 гг.): советская помощь в нац.-освобод. борьбе; Московский договор 1921 г.; «золотой век» взаимоотношений; конвенция Монтрё 1936 г; отношения в гг. Второй мировой войны; Турция в НАТО и СЕНТО; отношения в 1960-80 гг. Постсоветский период: распад СССР и его последствия для двусторонних отношений; активность Турции в постсоветских республиках; экономическое сотрудничество; кризис 2015-16 гг.
- 1. Раздел 3. Россия и Китай 1.1 Российско-китайские отношения: основные вехи исторического развития.Налаживание связей Московского государства со странами Востока в 15 в. и первые контакты с китайской стороной. Подписание договора о границе и установлении мирных взаимоотношений между Русским государством и Цинской империей. Основные тенденции двухсторонних отношений в сер. XIX – нач. XX вв. Советско-китайские отношения до 1949 г. Установление дипломатических отношений и подписание Договора 1950 г. Появление идеологических споров в середине 50-х гг. и попытки нормализации отношений в 70-е гг. Распад СССР и развитие отношений в начале XXI в.
- 1. Раздел 3. Россия и Китай 1.1 Российско-китайские отношения на современном этапе.Торгово-экономическое сотрудничество. Китайский проект «Один пояс, один путь» и проблема его сопряжения с ЕАЭС. Сотрудничество в рамках международных организаций: ШОС, БРИКС. Политика КНР в регионах, представляющих стратегический интерес для России. Гуманитарное сотрудничество: культурные, научные и образовательные обмены. Противоречия в отношениях и перспективы дальнейшего развития.
- 1. Раздел 3. Россия и Китай 1.1 КВЖД и русская эмиграция в КитаеИстория КВЖД и русской колонии в Маньчжурии в конце XIX– начале XXвека. КВЖД в международных отношениях 1917-1924 гг. Советский период в истории КВЖД 1924-1934 гг. Японский период в истории КВЖД (1935-1945). КВЖД и русская эмиграция в Китае после Второй мировой войны.
- 1. Раздел 4. Россия и Тибет 1.1 Русско-тибетские отношения: история и современность.Лекция посвящена общей характеристике развития русско-тибетских отношений на протяжении XVIII-XXI веков. Вместе с историей развития отношений описываются наиболее яркие события и личности, связавшие Россию и Тибет, объясняется популярность в России тибетского буддизма. В конце лекции приводятся сведения о присутствии тибетской культуры в российской на современном этапе.
- 1. Раздел 5. Россия и Япония 1.1 Установление контактов и взаимодействие России и Японии в XVIII – начале XIX вв.Первые японцы в России. Попытки установления отношений между Россией и Японией во второй половине XVIII в. Посольство А.Э. Лаксмана. Русско-японские контакты в первой половине XIX в. Посольство Н.П. Резанова. Экспедиция Хвостова и Давыдова на Сахалин 1806-1807 гг.
- 1. Раздел 5. Россия и Япония 1.1 Развитие отношений между Россией и Японией XIX-XX вв.Российско-японские отношения в XIX в. Проблема границ. Посольство Путятина. Установление дипломатических отношений. Установление границы между двумя государствами. Проблема Сахалина. Визит Муравьева в Эдо 1859 г. Первое посольство Японии 1862 г. Второе посольство 1867 г. Временное соглашение по Сахалину. Миссия Ивакура (1871-1875). Санкт-Петербургский мирный договор 1875 г. – окончательное соглашение сахалинской проблемы. Торговый договор 1895 г.
- 1. Раздел 5. Россия и Япония 1.1 Развитие отношений между Россией и Японией в XX - XXI вв.От колониального соперничества к геологическому союзу. Русско-японская война. Портсмутский мирный договор. Послевоенное сближение России и Японии. СССР и Япония во второй мировой войне (1939-1945). Холодная война и восстановление дипломатических отношений между СССР и Японией. Советско-японские отношения в годы перестройки и российско-японские отношения в конце XX в. Российско-японские отношения в начале XX в.
- 1. Раздел 5. Россия и Япония 1.1 Русский театр за рубежом и театры Востока в РоссииВзаимодействие между культурами - важная проблема в современном мире. В данный момент, фактически не осталось ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы так или иначе связана с межкультурным взаимодействием. В условиях процесса глобализации остро встает проблема определение рамок межкультурного сближения, вопрос культурной идентичности. В этом плане тема Русского театра на Востоке и театров Востока в России оказывается существенной для современной многонациональной и многоконфессиональной России, которая, находясь в поиске смысловых и ценностных ориентиров, уверенно входит в глобальные процессы, формирует цели и приоритеты будущего развития. Театр составляет существенную часть культурной жизни любого народа, а взаимодействие национальных театральных школ – важное направление межкультурного сотрудничества. Восточный традиционный театр во многом отличается от русского: у них разные законы драматургического построения пьесы и художественного оформления театрального представления, непохожая актерская игра, костюмы и грим, отличное решение сценического пространства. Своеобразие восточного театра во многом определяется характером мифологии, религии и философии стран Востока, также большое влияние оказало развитие письменности и литературы.
- 1. Раздел 6. Россия и КореяПервые контакты между Россией и Кореей. Российско-корейские отношения в во второй половине –– конце XIX в.: появление территориальных границ, первые волны эмиграции корейцев в Российскую Империю. Русско-корейский договор 1884 г. Миссия К.И.Вебера. Миссия Ким Ёнхвана. Конфликты интересов России, Китая и Японии на Корейском полуострове в 90-х гг. XIX в. Китайско-японская война 1894-1895 гг. и ее последствия для российско-корейских отношений. Пребывание государя Кочжона на территории российской дипломатической миссии. Реформы государя Кочжона. Противостояние России и Японии на Корейском полуострове в конце XIX – начале XX вв. Изменения в политических отношениях между Россией и Кореей. Русско-японская война 1904-1905 гг. и ее значение для российско-корейских отношений в первой половине XX в. Россия и Корея в период японского протектората и генерал-губернаторства. СССР и освобождение Кореи от японского колониального господства в 1945 г. Место Кореи в советской политике на Дальнем Востоке после Второй мировой войны. Участие СССР в создании Корейской Народно-Демократической Республики. СССР и КНДР в годы Корейской войны (1950-1953). Отношения СССР и КНДР в 60-е –– 70-е гг XX в. Смена вектора в российско-корейских отношениях в конце 1980-х гг. Установление дипломатических отношений между СССР и Республикой Корея. Отношения РФ и КНДР с 1991 г. до настоящего времени. Расширение культурных и экономических связей между Россией и РК. Участие РФ в процессе мирного урегулирования и денуклеаризации Корейского полуострова. Отношения РФ и РК с 1991 г. до настоящего времени.
- 1. Раздел 6. Россия и Юго-Восточная Азия 1.1 Россия и страны Юго-Восточной Азии: от взаимного интереса к сотрудничествуЮВА на периферии геополитических интересов Российской империи. Экспедиции и исследования Н.Н.Миклухо-Маклая в ЮВА. Российско-Сиамские отношения и контакты в конце 19-го - начале 20-го века. Контакты по линии Коминтерна и КУТВа. Поддержка СССР коммунистических и национально-освободительных движений в странах ЮВА до и после 2-й мировой войны. Россия и страны АСЕАН. Представительство РПЦ в ЮВА.
- 1. Раздел 7. Россия и Центральная Азия 1.1 Россия и Центральная Азия. Политические и торгово-экономические отношения в Новое и Новейшее время.Государственные образования ЦА в Новое время. Векторы восточной политики Московского государства и их влияние на внешнюю политику России имперского периода. Посольство Флорио Беневини - опыт постоянной миссии при дворе бухарских ханов. Русско-среднеазиатская торговля: основные маршруты. "Большая Игра" и завоевание центрально-азиатских ханств Российской империей. Туркестанское генерал-губернаторство и Степной Край: особенности взаимодействия метрополии и азиатских территорий.
- 1. Раздел 7. Россия и Центральная Азия 1.1 Россия и Иран. Основные аспекты политического и экономического взаимодействия в Новое и Новейшее время. (Алексеев А.К.)В лекции рассматриваются аспекты политического и экономического взаимодействия Российской империи и государств Зендов, Каджаров и Пехлеви, располагавшихся на территории Персии/Ирана. К таким вопросам относятся русско-иранские войны первой трети XIXв., результаты которых в значительной степени способствовали формированию современных политических границ на Южном Кавказе, а также закреплению России в качестве одного из ведущих политических акторов в регионе. Отдельное внимание уделяется аспектам т.н. «Большой Игры» в Персии и российскому влиянию в этой стране, после ее раздела на сферы влияния между Российской и Британскими империями, дипломатическому взаимодействию и проникновению российского капитала. После Октябрьской революции и установления Советской власти, отношения Советской России и Персии претерпели серьезные изменения, что выразилось в заключении Советско-персидского договора о дружбе 1921 г., который был одним из первых актов международного признания РСФСР, а также определял подходы к новой политической ситуации на Кавказе и на Среднем Востоке в целом. Благодаря открытию архивов, как в России, так и в Иране, историки получили доступ к интересным документам советско-иранских отношений в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы, что позволяет по-новому оценить влияние СССР на политическую ситуацию в стране, формирование левого движения, национальных движений азербайджанцев и курдов на севере и северо-западе Ирана (АДР и МР), а также на т.н. вопрос о «северной нефти» и выделении нефтяных концессий. В новейший период предполагается рассмотрение отношений Российской Федерации и Исламской Республики Иран в свете международной и региональной обстановки, условий и факторов, сформировавших возможности для активного политического и экономического взаимодействия двух стран.
- 1. Раздел 8. Россия и Африка 1.1 Россия и Африка XIX-XX вв.Русские путешествен6ники на Африканском Роге. Е.П. Ковалевский: взгляд на северо-восточную Африку глазами русского путешественника. Интерес в русском обществе к христианской африканской стране. Сочувствие в борьбе Эфиопов с колониальными державами. Авантюра Н.И. Ашинова как отражение стремления части российской элиты к созданию форпоста на Африканском Роге. Русские врачи и дипломаты н6а Африканском Роге.
Элементы контроля
- ДокладСтуденты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
- РефератРеферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
- ЭкзаменНа время дистанционного обучения: экзамен проводится в форме теста (вопросы по материалам курса). Экзамен проводится на платформе ЛМС (https://lms.hse.ru/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие стабильного подключения к интернету. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение: минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Доклад + 0.4 * Реферат + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- АЛАЕВ Л.Б. (2012). Две Новейшие Концепции Истории Востока И Мира (О.Е.Непомнин Versus Л.С.Васильев). Сравнительная Политика, (1 (7)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16359915
- Мельникова, Л. (2015). Россия И Дальний Восток На Рубеже Xix-Xx Веков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.429EC9CE
- Муканова, Г. К. (2018). Россия и Китай на пути к альянсу цивилизаций, конец ХIХ - начало ХХ вв. (на примере материалов периодических изданий). Bylye Gody, 48(2), 776–785. https://doi.org/10.13187/bg.2018.2.776
Рекомендуемая дополнительная литература
- Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002