Бакалавриат
2019/2020
Методы принятия решений
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Управление и аналитика в государственном секторе/ Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент государственного администрирования
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Королев Алексей Васильевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина направлена на комплексное изучение таких тем, как: теория принятия решений, основы линейного и динамического программирования, принятие решений в условиях полной неопределенности, информационная основа принятия решений. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин «Дисциплины профессионального цикла» и блоку дисциплин, обеспечивающих бакалаврскую подготовку. Изучение «Методов принятия решений» базируется на следующих дисциплинах: ● Математика, ● Анализ данных. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: ● Эконометрика, ● Моделирование в менеджменте. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке ВКР и обучении в магистратуре. В результате освоения дисциплины студент должен: ● знать математический аппарат математических методов оптимизации и теории игр для решения практических задач в области менеджмента; ● уметь использовать математический аппарат математических методов оптимизации и теории игр для решения практических задач в области государственного муниципального управления; ● иметь навыки самостоятельной работы, постоянно пополнять свои знания с целью решения экономических и управленческих задач.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов теоретических знаний о математических методах поиска и анализа данных для принятия и реализации решений;
- овладение основными знаниями в области математических методов оптимизации и теории игр, необходимыми в практической и учебной деятельности;
- развитие логического мышления и умения оперировать абстрактными объектами, привитие навыков корректного употребления математических понятий и символов, выводов;
- понимание математической составляющей в общей подготовке специалиста в области государственного и муниципального управления
Планируемые результаты обучения
- Владеет терминологическим аппаратом дисциплины. Имеет представление о назначении и различиях методов и алгоритмов решения задач.
- Демонстрирует навыки самостоятельного изучения теоретических сведений по заданной теме, умения применять их для решения конкретных задач. Владеет методами исследования математических моделей. Обосновывает полученные результаты решения задачи.
- Проверка статистических гипотез. Оценка параметров.
- Анализ результатов расчетов. Обоснование полученных выводов.
- Распознает типы задач, применяет для них адекватные методы решения. Владеет методами исследования математических моделей.
- Демонстрирует навыки работы с данными, умения вычислять параметры моделей, давать их экономическую интерпретацию. Владеет методами исследования математических моделей в области экономики. Обосновывает полученные результаты решения задачи
- Умение собирать информацию и проводить ее статистическую обработку. Построение интервальных оценок параметров.
Содержание учебной дисциплины
- Общая постановка задачи принятия решенийТеория принятия решений, исследование операций, системный анализ и их взаимосвязь. Математическая теория измерений: основные определения и понятия; признак, показатель, критерий. Шкалы в теории измерений. Математическая модель проблемной ситуации. Классификация задач принятия решений.
- Многокритериальные модели предпочтенийМатематическая модель многокритериальной задачи принятия решений. Формирование множества критериев. Построение отношений предпочтения для многокритериальной задачи принятия решений. Обобщенный критерий и кривые безразличия. Аддитивные функции полезности. Оптимальность по Парето.
- Основы линейного программированияОбщая и каноническая задачи линейного программирования (ЗПЛ). Графическая интерпретация задач линейного программирования. Основные теоремы линейного программирования. Понятие базисного плана. Симплекс-метод, основные идеи и алгоритм. Геометрическая интерпретация симплекс-метода. Определение двойственной задачи. Теоремы двойственности. Геометрическая и экономическая интерпретация пары двойственных задач. Двойственный симплекс-метод. Анализ решения на чувствительность (послеоптимизационный анализ). Определение теневых цен.
- Основы динамического программированияДинамическое программирование. Функциональное уравнение Беллмана. Метод ветвей и границ. Задача о рюкзаке. Проблема ассортимента продукции. Задача о расписании. Задача о назначениях. Планирование продаж. Задача многопериодного планирования. Прямая и обратная прогонка. Оценка спроса.
- Задачи принятия решений в условиях неопределенностиПринятие решений в условиях вероятностной неопределенности. Математическая модель неопределенных факторов. Функции полезности. Анализ решений в условиях вероятностной неопределенности и риска. Многокритериальный выбор в условиях неопределенности. Задачи принятия решений в условиях риска. Принятие решений в условиях полной неопределенности.
- Информационная поддержка принятия решенийИнформация – ключевой фактор принятия решений. Нечетко-множественные методы анализа экономических данных. Нейросетевые и гибридные модели анализа данных (Data Mining).
Элементы контроля
- Контрольная работаКонтрольная работа проводится в формате аудиторной письменной работы.
- Домашнее заданиеДомашнее задание выполняется студентами во внеаудиторная время в формате домашней работы. Выдается студентам в одном варианте и состоит из нескольких задач. Каждая задача оценивается в 2 балла. Срок выполнения домашнего задания – 2 недели. Форма представления обучающимися домашнего задания – представленные в письменном виде решения задач, оформление в печатном виде в формате PDF, защищается устно.
- Аудиторная работаПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: оценивается активность студентов, успешное решение задач на семинаре. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем
- ЭкзаменПроверка качества освоения дисциплины производится в форме письменного экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.3 * Аудиторная работа + 0.12 * Домашнее задание + 0.18 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Красс М. С., Чупрынов Б. П. ; Под ред. Красса М.С. - МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 541с. - ISBN: 978-5-9916-9136-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/matematika-v-ekonomike-matematicheskie-metody-i-modeli-427072
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кремер Н. Ш., Путко Б. А. ; Под ред. Кремера Н.Ш. - ЭКОНОМЕТРИКА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 308с. - ISBN: 978-5-534-08710-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonometrika-426241
- Методы оптимальных решений: Учебник / Мастяева И.Н., Горемыкина Г.И., Семенихина О.Н. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 384 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944821
- Непараметрические критерии согласия: руководство по применению / Б.Ю. Лемешко. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 163 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020038
- Статистический анализ данных, моделирование и исследование вероятностных закономерностей. Компьютерный подход / Б.Ю. Лемешко, С.Б. Лемешко, С.Н. Постовалов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 890 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-103267-1 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/515227