• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Визуальное в литературе: проблемы интермедиального анализа"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение форм репрезентации визуального в художественном тектсе предполагает обсуждение проблемы взаимопереводимости художественных языков, рассмотрение приемов визуализации и их нарративных функций, анализ видов экфрастических описаний в русской и зарубежной литературе, постановку и исследование таких проблем, как условная статичность объектов «пространственного искусства» (живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии) и динамизм их вербальной, в основе своей линеарной транспозиции, соотношение нарративных и дескриптивных секвенций внутри текста, феномен «пунктирности» или же незавершенности экфрастического описания, реальный и вымышленный экфрасис. 
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с проблематикой соотношения визуальных и вербальных знаков дать представление о способах репрезентации визуального в русской и европейской поэзии и прозе XIX-XXвеков
  • Сформировать навыки анализа экфрастических описаний способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Имеет представление о четырех уровнях восприятия. Понимает свойства восприятия, гештальта. Имеет представление о формах репрезентации визуального в тексте. Понимает дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса
  • Имеет представление о русском литературном романтизме и изобразительном искусстве. Может анализировать визуальную составляющую в творчестве Гоголя
  • Понимает различие между индексом, иконой и символом, способен классифицировать портреты. Владеет пониманием текстуальных и визуальных аспектов романтической фантастики.
  • Имеет представление о скульптуре как особом виде визуальной репрезентации.
  • Понимает трансформации визуального в художественном нарративе в творчестве Ф.Достоевского.
  • Способен охарактеризовать разницу между художником и иконописцем. Понимает исторические, социальные и культурные различия между ними.
  • Владеет пониманием о том, что такое «поэтика художественной неудачи».
  • Имеет представление о проблемах вербальной репрезентации фотографии.
  • Владеет пониманием проблематики репрезентации визуального объекта в авангардном тексте.
  • Имеет представление о метафизике и эстетике нефигуративного изображения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определение понятия перцепции. Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов.
    Четыре уровня восприятия. Свойства восприятия. Оптические иллюзии. Гештальтпсихология. Свойства гештальта, прегнантныегештальты. Марбургская психологическая школа (Эрих Рудольф Йенш) и проблемы репрезентации визуальных объектов в изобразительном искусстве и литературе.Формы репрезентации визуального в тексте (иконические тексты, иллюстрации, фотографии, гипотипозис, экфрасис). Paragone: споры об иерархии искусств (Гораций, Леонардо, Лессинг, романтизм, Парнас, символисты, авангард). История термина «экфрасис». Экфрасис: топос, жанр или риторическая фигура? Дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса.
  • Русский литературный романтизм и изобразительное искусство. Визуальность в поэтике Гоголя.
    Апофатический экфрасис: «Сикстинская мадонна» Рафаэля в описаниях В.-Г. Вакенродера и В. Жуковского. Последующие интерпретации «Сикстинской мадонны»: Н. Полевой, Одоевский, Гончаров, Достоевский, Розанов, Шаламов, Гроссман и др. Повесть «Портрет» как развернутый экфрасис. Борьба божественного («невыразимая» итальянская картина) и дьявольского (миметический портрет) начал.
  • «Песочный человек» Гофмана: текстуальные и визуальные аспекты романтической фантастики.
    Между индексом, иконой и символом: оживший портрет
  • Культура, политика, эрос: формы репрезентации в скульптуре.
    Античная скульптура как репрезентация коллективного народного тела и индивидуального эротического тела в новеллах Глеба Успенского и Вильгельма Йенсена. Венера Милосская в виде русского мужика vs. Градива в виде соседской девушки. Ожившая статуя: романтический контекст и психоаналитический подтекст.
  • Проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского.
    Трансформации визуального в художественном нарративе. Экфрасис как пролепсис и как эллипсис.
  • Художник и иконописец: проблемы визуальной репрезентации сакрального.
    Храм, музей, изба: проблемы пространственной контекстуализации художественного объекта. Идеологический взгляд на произведение искусства как его деформация. Вс. Гаршин («Художники»): русский мужик как сакральный объект.
  • Поэтика художественной неудачи
    От романтиков и реалистов до абстракционистов.
  • Фотография как вид визуального искусства и как «магия»
    Проблемы вербальной репрезентации фотографии.
  • Эстетика зрения и визуального образа в авангарде.
    Концепция расширенного смотрения Михаила Матюшина и проблемы репрезентации визуального объекта в авангардном тексте. Цвето-акустический опыт (глаз, обладающий акустикой) в экфрасисах Мандельштама. На переломе: Эстетика художественного авангарда в «(соц)реалистическом» тексте.
  • Метафизика и эстетика нефигуративного изображения.
    Кандинский и интерпретация его творчества у Александра Кожева.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Каждый студент должен подготовить одну презентацию, которая не должна занимать более 10 минут и должна быть основана целиком на собственных наблюдениях студента над экфрасисом из определенного художественного текста. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям Длительность сообщения – 7-10 минут.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа подразумевает контроль посещаемости, а также активности студента на семинаре (ответы на вопросы преподавателя, участие в общей дискуссии, знание прочитанных текстов).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Объем эссе – около 10 тысяч слов. Итоговое эссе пишется внеаудиторно на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Презентация + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rippl, G. (2015). Handbook of Intermediality : Literature – Image – Sound – Music. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1033026
  • Есаулов, И. (2001). Экфрасис В Русской Литературе Нового Времени: Картина И Икона. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED5621F2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bruhn, J. (2016). The Intermediality of Narrative Literature : Medialities Matter. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242120
  • Ryan, M.-L., & Grishakova, M. (2010). Intermediality and Storytelling. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349514
  • Wagner, P. (1996). Icons - Texts - Iconotexts : Essays on Ekphrasis and Intermediality. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627336