• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория международных отношений

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части блока дисциплин профессионального цикла (Major). Программа предполагает изучение дисциплины с нулевого уровня. Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть русским и английским языками. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Основы политологии», «Введение в востоковедение», «Английский язык», «Национальные традиции изучаемого региона», «Культурное развитие Азии», «История восточных цивилизаций», «Концепции современного востоковедения», «История стран Ближнего Востока», «История стран Восточной и Юго-Восточной Азии». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Социально-экономическое развитие Азии», «Политическая культура стран Азии», «Социально-политические традиции стран Азии», «Россия и страны Востока», «Международные отношения: Восточная и Юго-Восточная Азия и страны мира», «Международные отношения: Ближний Восток и страны мира», «Политические системы и социально-политические процессы в странах Восточной и Юго-Восточной Азии», «Политические системы и социально-политические процессы в странах Ближнего Востока».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Предоставить студентам-востоковедам целостное представление об основных теоретических подходах к изучению международных отношений и их исторической эволюции, включая разработки представителей азиатских стран.
  • Сформировать у студентов комплексное представление о современных политических системах и структуре международных отношений, уделяя особое внимание странам Востока.
  • Обеспечить студентов релевантным теоретически инструментарием, позволяющим анализировать политические и экономически процессы в регионах мира.
  • Обозначить ориентиры в теоретической и прикладной литературе по вопросам теории международных отношений, как на русском, так и на английском языке.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Способен осуществлять качественный и количественный анализ явлений и процессов в профессиональной сфере на основе системного подхода.
  • Способен составлять научно-аналитические отчеты, обзоры, презентации, информационные справки и пояснительные записки в сфере профессиональных обязанностей.
  • Способен представлять результаты собственных и групповых исследований.
  • Способен формировать алгоритмы выстраивания взаимоотношений между представителями РФ и Азии с учетом политической культуры и менталитета народов азиатского мира, на основе понимания роли традиционных и современных социально-политических и экономических факторов.
  • Способен участвовать в укреплении дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки.
  • Способен к организации и планированию собственной научно-исследовательской работы.
  • Способен пользоваться понятийным аппаратом научных исследований, критически анализировать собранную информацию.
  • Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности.
  • Способен к осознанному целеполаганию, социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов.
  • Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.
  • Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.
  • Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности.
  • Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
  • Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
  • Способен использовать основы правовых знаний в профессиональной и общественной деятельности.
  • Способен к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию.
  • Способен использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных, естественных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
  • Способен демонстрировать в практической деятельности ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу.
  • Способен использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Он-лайн часть
    Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение он-лайн курса на английском языке https://ru.coursera.org/learn/changing-global-order "Changing Global Order " - "Изменение мирового порядка", Изучение он-лайн курса завершается получением оценки за него в виде сертификата о прохождении курса.
  • Очная часть: Международные отношения как наука, основы, формирование и современное состояние дисциплины
    Семинар 1 Вопросы для обсуждения: 1.Причины интереса к изучению международных отношений, как научной дисциплины. 2. Как соотносится теория международных отношений как научная дисциплина и международные отношения как процесс. 3.Является ли теория международных отношений «западноцентричной», если да - критично ли это? 4.Что такое парадигма и какова ее роль в процессе познания мира.
  • Реализм и неореализм в теории международных отношений
    Реалистическая традиция и ее происхождение. Формирование целостной реалистической концепции международных отношений в XX веке и его исторические предпосылки (Э. Карр, Р. Нибур, Х. Моргентау, Дж. Кеннан). Категории «сила» (power) и национальные интересы. Проблема баланса сил и ее интерпретации. Структурный неореализм К. Уолца (неореализм). Неоклассический реализм и внешнеполитические стратегии государства. «Наступательный» и «оборонительный» реализм. Международные отношения в Азии в оценках реалистов.
  • Либерализм и неолиберализм в теории международных отношений
    Западноевропейская философия, идеализм и либерализм. Государственные предпочтения и государственные возможности. Плюрализм акторов в международных отношениях. Роль международного сотрудничества и международных организаций. Теория демократического мира. Критика либерализма. Неолиберализм как продолжение и трансформация либеральной традиции. Анархия и сотрудничество. Институты и институционализация. Роль неправительственных организаций в международных отношениях. Основные представители неолиберализма: Роберт Кеохейн, Джозеф Най, Стивен Краснер. Теория комплексной взаимозависимости. Концепция мягкой силы. Теория режимов. Джон Айкенберри и Либерализм 3.0. Критика неолиберализма. Современные международные отношения в Азии с точки зрения либерализма и неолиберализма.
  • Конструктивизм в теории международных отношений
    Истоки конструктивизма: Н. Онуф, Ф. Краточвил. Международная система как социальный конструкт. А. Вендт и его работа «Анархия — это то, что из нее делают государства». Критика материалистического детерминизма в международных отношениях. Идея как ключевой концепт теории конструктивизма. Идентичности и интересы как центральные детерминанты поведения акторов международных отношений. Конструктивизм и международные отношения в Азии.
  • Критические теории международных отношений - марксизм, неомарксизм, феминизм
    К.Маркс и Ф.Энгельс о международных отношениях. Неомарксизм и его развитие (А. Грамши, Р. Кокс и Д. Розенберг). Мир-системный подход И. Валлерстайна. Проблема гегемонии, иерархии и неравенства в оценках марксистов. Феминизм и его роль в развитии теории международных отношений. Проблема инкорпорирования гендерного вопроса в изучение международных отношений.
  • Азиатские теории международных отношений
    Семинар 2 Вопросы для обсуждения: 1. Согласны ли вы, что ТМО западоцентрична? Как это проявляется? 2. Почему нет азиатских теорий международных отношений? 3. Зачем нужны азиатские теории международных отношений? 4. Каковы потенциальные источники азиатских ТМО: философия, религия, исторический опыт, современные вызовы? 5. Каковы альтернативные исследовательские вопросы и концепции, причинно-следственные связи (гипотезы)?
  • Акторы международных отношений
    Семинар 3 Вопросы для обсуждения: 1.Как изменилась роль государства в международных отношениях с течением времени? 2. Можно ли считать нетрадиционные акторы международных отношений полноценными игроками на мировой арене? 3. Каковы предпосылки усиления роли нетрадиционных акторов в международных отношениях?
  • Вопросы безопасности в ТМО
    Семинар 4 Вопросы для обсуждения: 1.Возможен ли отход от «западноцентристкого» подхода к вопросам безопасности? 2. Как эволюционировали исследования в области безопасности и само понятие с течением времени? 3. Как соотносятся исследования безопасности и исследования мира.
  • Мораль и нормы в теории международных отношений
    Нормативная теория международных отношений: космополитизм и коммунитаризм, деонотология и консеквенциализм. Моральные агенты. Мораль и право в международных отношениях с точки зрения реализма и либерализма. Мораль и национальные интересы. Эволюция международных норм. Суверенитет, права человека, responsibility to protect. Семинар 5 Вопросы для обсуждения: 1. Как можно использовать ТМО для проведения исследования? 2. Существует ли универсальная теория?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах представляет участие в устных и письменных опросах по обязательной литературе и дискуссиях на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
  • неблокирующий Экзамен
    Время для устного ответа на экзамене – 30 минут, студент должен ответить на вопросы преподавателя по теме вытянутого билета. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий.
  • неблокирующий Оценка за он-лайн курс
    Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение он-лайн курса на английском языке.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Оценка за он-лайн курс + 0.4 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Oxford handbook of the international relations of Asia / edited by Saadia M. Pekkanen, John Ravenhill and Rosemary Foot. (2014). New York, NY [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.414586344
  • Ачкасов В. А., Ланцов С. А.-МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-459-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-10418-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/mirovaya-politika-i-mezhdunarodnye-otnosheniya-430000
  • Под ред. Цыганкова П.А.-ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-316-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03010-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-mezhdunarodnyh-otnosheniy-432889

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baylis, J. (DE-588)139834338, (DE-576)160207436. (2011). The globalization of world politics : an introduction to international relations / John Baylis; Steve Smith; Patricia Owens. Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.335482058
  • Лебедева, М. (2013). Акторы Современной Мировой Политики: Тренды Развития. ВЕСТНИК МГИМО УНИВЕРСИТЕТА, (1 (28)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14657840