• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Информационное право

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное право». В результате изучения дисциплины студенты должны знать понятие, место и роль информационного права в российской правовой системе; особенности и источники информационного права, соотношение информационного права и иных отраслей права, понятие, стороны и содержание правоотношений в сфере информации, принципы информационного права; основные этапы развития информационного права и его институтов; категории, понятия, институты и основные нормы информационного права. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам; применять на практике полученные знания; давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; анализа практики разрешения споров, связанных с информацией, оценки правовых последствий решений, принятых судами общей юрисдикции, а также иными органами, рассматривающими информационный спор; составления документов, оформляющих информационные отношения, а также документы, сопровождающие рассмотрение информационных споров. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области информационного права
  • выработка навыков анализа источников информационного права и использования принципов и норм информационного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при обращении в юрисдикционные органы в связи с нарушениями информационного законодательства и при разрешении правовых споров в сфере информации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет регулирования информационного законодательства и ориентируется в системе информационного законодательства. Знает принципы информационно-правового регулирования. Имеет представление о государственном регулировании информационной отрасли и о его организационной и функциональной составляющих.
  • Имеет представление о системе источников российского права в области доступа и распространения информации. Знает особенности специальных правовых режимов доступа к информации и специальных правовых режимов распространения информации. Способен осуществлять правовое сопровождение сбора и обработки персональных данных. Умеет правильно квалифицировать информацию как объект регулирования в целях разрешения споров по вопросам распространения информации или доступа к информации.
  • Понимает особенности правового статуса СМИ, умеет дифференцировать статусы различных СМИ. Имеет представление о правовых статусах субъектов, участвующих в распростанении информации посредством СМИ. Знает основные принципы распространения информации посредством СМИ и их толкование в правоприменительной практике с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека.
  • Имеет представление об основах документирования и хранения информации. Ориентируется в системе правовых источников в области библиотечного, архивного дела, в области официального делопроизводства. Имеет представление об организации и правовом обеспечении электронного документооборота.
  • Имеет представление о правовых основах создания и использования информационных систем. Способен осуществлять правовое сопровождение различных процессов информатизации деятельности как государственных, так и частных субъектов.
  • Знает особенности различных видов юридической ответственности в информационной сфере. Способен осуществлять правовое сопровождение привлечения к ответственности за нарушение информационного законодательства. Способен использовать различные способы защиты прав в информационной сфере.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие положения информационного права
    Основные проблемы развития правового регулирования информационной сферы. Принципы информационного права. Информационное право в системе российского права. Внутреннее строение информационного права. Общая характеристика источников российского информационного права. Государственное управление в информационной сфере. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в информационной сфере: функции, полномочия.
  • Правовое регулирование доступа к информации и ее распространения
    Доступ к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и нравственному развитию. Правовой режим персональных данных. Правовой режим государственной тайны, правовой режим иной охраняемой законом конфиденциальной информации.
  • Правовое регулирование деятельности средств массовой информации
    Понятие массовой информации: признаки и содержание. Способы и порядок распространения массовой информации: правовая основа. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации. Средства массовой информации: правовое положение, виды. Правовой статус журналиста Взаимодействие средств массовой информации с гражданами, общественными объединениями и государственными органами, организациями, учреждениями, предприятиями. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации.
  • Правовые основы документирования, хранения информации и организации делопроизводства
    Организационные и правовые основы библиотечного дела. Правовой статус библиотек и пользователей библиотечных услуг. Библиотечные фонды: условия хранения и администрирования. Обязательный экземпляр документов. Организационные и правовые основы архивного дела. Архивный фонд Российской Федерации. Архивы документов и их использование. Государственное управление в сфере архивного дела. Правовые основы документирования информации и организации делопроизводства. Электронный документооборот: электронный документ и его реквизиты, электронная подпись. Делопроизводство в органах исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  • Правовое регулирование создания и использования информационных систем и информационных технологий
    Понятие информационной системы: признаки, содержание и структура. Правовые основы использования информационных систем: требования к созданию и эксплуатации информационных систем, правовое положение персонала и пользователей информационных систем. Понятие информатизации и ее правовое регулирование. Правовая информатизация в России: развитие и перспективы (федеральный и региональный уровни). Информационные технологии в законодательном процессе. Использование информационных технологий в деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. Информатизация судебной системы. Понятие информационно-коммуникационной сети. Понятие связи, ее структура и виды. Государственное регулирование деятельности в области связи. Создание и использование сетей связи в Россиийской Федерации. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи.
  • Правовая охрана информационной сферы
    Правовые основы информационной безопасности.Принципы, методы и организация обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. Понятие и содержание защиты компьютерной информации. Особенности юридической ответственности в сфере информации. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере. Уголовно-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере. Административно-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере. Дисциплинарная ответственность за нарушения в информационной сфере.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий проверочные работы на семинарских занятиях
    Проверочные работы проводятся в форме письменного тестирования и выполнения письменных заданий иного формата в течение модуля изучения дисциплины. Общее количество проверочных работ – 2. Целью проверочной работы является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, выбирает для проверочных работ любые темы из числа тем дисциплины, рассматриваемых на текущем семинарском занятии или пройденных в рамках лекционных или семинарских занятий. Тест состоит из закрытых вопросов по соответствующей теме, но не более 10 вопросов в совокупности. Задание иного формата содержит задание по решению задачи.
  • неблокирующий контрольная работа
    Целью проведения контрольной работы является определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов информационного права, теоретических положений, классификаций, источников информационного права по изученным темам и умение применять теоретические знания для решения практических задач. Контрольная работа предусматривает выполнение одного задания, имеющего практический характер: решение задачи (казуса), правовой колизии, изложение способов решения правовой проблемы. Задание формулируется в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе и может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание системы релевантных источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу.
  • неблокирующий экзамен
    Цель проведения экзамена ¬- определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов информационного права, теоретических положений, классификаций, источников информационного права по изученным темам, а также умения устанавливать взаимосвязи между теорией информационного права и практическим разрешением конкретных вопросов, ситуаций, возникающих в информационной сфере, и степени формирования способности грамотного правоприменения в области информационного права. Экзамен предусматривает выполнение одного задания в виде решения задачи (казуса). Задание формулируется в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * контрольная работа + 0.2 * проверочные работы на семинарских занятиях + 0.6 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Городов О.А. - Информационное право. 2-е издание. Учебник для бакалавров - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29566-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30817

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Амелин Р.В., Куликова С.А., Чаннов С.Е. - Информационное право в схемах. Учебное пособие - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-20126-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31013
  • Михельсон К.К. - Информационное право. Конспект лекций. Учебное пособие - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19524-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30322