• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Методология научных исследований в менеджменте: Методы проведения научных исследований в индустрии гостеприимства и туризме

Статус: Курс обязательный (Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Горгадзе Алексей Алексеевич, Иванюшина Валерия Александровна, Кузнецова Анастасия Дмитриевна, Савельева Екатерина Сергеевна
Прогр. обучения: Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методология научных исследований в менеджменте: Методы проведения научных исследований в индустрии гостеприимства и туризме» относится к циклу общих дисциплин направления и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку обеспечивающих подготовку магистра по направлению 38.04.02. Менеджмент (НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург) настоящая дисциплина является базовой. Дисциплина читается с первого по четвертый модуль на первом курсе обучения в магистратуре, и призвана обеспечить развитие у магистрантов базовых представлений о принципах и методах научного исследования в выбранной сфере научной и практической деятельности – индустрии гостеприимства и туризма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у магистрантов целостного представления о методологии научных исследований
  • развитие навыков применения исследовательского инструментария, как для планирования, подготовки и проведения научно- исследовательских проектов в рамках написания курсовой работы и магистерской диссертации, так и для выполнения и оценки исследовательских и аналитических работ в сфере индустрии гостеприимства и туризма, с учетом существующей специфики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности
  • Воспроизводит основные принципы научной деятельности, формулирует основные категории методологии науки, применяет усвоенные знания для изучения новых исследовательских методик.
  • Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно- производственного профиля своей деятельности
  • Способен выявлять и формулировать актуальные научные проблемы в области менеджмента, обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями по избранной теме
  • Доказательно обосновывает актуальность и практическую значимость темы исследования. Ориентируется в российских и зарубежных исследованиях по своей теме. Способен учитывать их результаты при разработке дизайна своих исследований.
  • Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления; осуществлять сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально- экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и обработку этих данных, информацию отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях
  • Способен формулировать и проверять научные гипотезы, выбирать и обосновывать инструментальные средства, современные технические средства и информационные технологии для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей в сфере управления, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы
  • Доказательно обосновывает актуальность и практическую значимость темы исследования. Демонстрирует навыки разработки дизайна исследования
  • Владеет инструментарием исследовательских практик сбора и анализа информации
  • Способен использовать методы количественного и качественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в сфере управления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее введение в методологию
    Тема 1: История возникновения туризма. Виды и цели туризма. Основные понятия туризма, объект и предмет исследования Тема 2: Понятие событийного и культурного видов туризма. Материальное и нематериальное наследие. Цели государственной политики в сфере КТ, поддержка КУ. Событийный туризм. Культура и культурный туризм (КТ): взаимосвязь: сотрудничество и барьеры во взаимодействии. Тема 3: Методология исследования: понятие методологии, подхода, метода, инструмента, процесса и процедуры проведения исследования. Взаимосвязь методологии и исследовательской парадигмы. Структура и классификация методов научного познания. По принципу «соотношение эмпирического и теоретического»: методы эмпирического исследования; методы как эмпирического, так и теоретического познания; методы теоретического исследования. По принципу «общее и частное»: всеобщие методы (диалектический и метафизический); общенаучные методы (анализ-синтез, обобщение-абстрагирование, индукция-дедукция, аналогия-моделирование, исторический метод-логический метод); конкретно-научные методы. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение. К теоретическим относятся: формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный методы (создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез). По способу организации методы могут быть непосредственными и опосредованными. Общая характеристика количественных и качественных методов исследования. Тема 4: Специфика методологии исследования в туризме и гостеприимстве: -история развития методологии в КТ: периодизация и области исследований в КТ; -основные методы исследования в КТ, обоснование выбора метода исследования. Общие аспекты количественного и качественного исследования: обобщенная сравнительная характеристика количественных и качественных методов исследования в КТ. Перспективы развития методологии исследования в культурном туризме. Понятие наблюдения, генеральной и выборочной совокупности. Признаки, единицы совокупности. Виды выборки. Первичная и вторичная выборка в туризме.
  • Качественные методы в исследованиях туризма
    Тема 1: - Качественные методы в туризме: краткий обзор (наблюдение, фокус-группы) - Интервью как метод Преимущества и недостатки интервью как метода Техники интервью Расчет выборки качественного интервью. Тема 2: - Формулировка целей исследования и составление гайда: работа в группах – тренинг - Подготовка к сбору данных: получение доступа к респондентам, подготовка материалов для проведения интервью. Аудиторная работа: составление гайда в группах (Выявить уровень посещаемости мероприятий студентами НИУ ВШЭ) Тема 3: - Техники проведения интервью и особенности коммуникации с респондентами (в т.ч. тренинг) - Фиксация качественных данных Аудиторная работа: каждая группа проводит интервью на основе полученного гайда с последующим обсуждением Тема 4,5 Анализ и кодирование качественных данных: метод, техника, программное обеспечение Аудиторная работа: Групповая работа: создание дерева кодов на основе качественных интервью и их дальнейшее кодирование Тема 6 Архивные и открытые данные: типы, методы анализа Кейс-стади: метод, техника фиксация данных
  • Основы статистики в SPSS
    Целью этого раздела является знакомство с возможностями программы SPSS и получение базовых навыков анализа данных. Тема 1. Типы переменных. Типы графиков. Форматы данных для ввода в SPSS. Интерфейс программы. Файлы вывода и синтаксиса. Экспорт результатов. Тема 2. Работа с данными в SPSS: пропущенные значения, отбор кейсов, разбиение файла. Трансформация данных: вычисление, перекодировка. Тема 3. Анализ данных: частоты, среднее \ медиана, меры разброса. Графическое представление данных разных типов. Диалоговое окно для графиков. Тема 4. Таблицы сопряженности. Хи-квадрат. Тема 5. Сравнение средних. Типы Т-тестов. Корреляция.
  • Веб-аналитика и работа с веб-данными
    Тема 1. Анализ социальных медиа и веб аналитика Анализ данных из социальных сетей онлайн сервисами. Анализ целевой аудитории и создание ее портрета. Возможности создания веб-сайтов на Tilda. Подключение к ним сервисов аналитики и способы анализа сайтов в ЯндексМетрике и Google Analytics. Тема 2. Получение Интернет-данных Возможности скрапинга сайтов. Введение в основные тематические базы данных. Тема 3. Основы вебометрического анализа и обработка текстовых данных Введение в вебометрический анализ и его возможности. Скачивание вебометрик и последующий их анализ. Способы обработки текстовых данных. Тема 4. Визуализация данных Основы визуализации данных и ознакомление с базовыми графиками. Способы визуализации в веб-сервисах и Tableau. Тема 5. Введение в библиометрический анализ Поиск научной литературы через основные научные базы журналов. Анализ библиометрического поля исследования. Возможности автоматизации процесса цитирования в научных работах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа_1 «Общее введение в методологию»
  • неблокирующий Самостоятельная работа_1 «Общее введение в методологию» (по среднему из двух заданий)
  • неблокирующий Аудиторная работа_2 «Качественные методы в исследованиях туризма»
    Аудиторная работа (по среднему)
  • неблокирующий Самостоятельная работа_2 «Качественные методы в исследованиях туризма»
    Самостоятельная работа (по среднему из трех заданий):
  • неблокирующий Аудиторная работа_3 «Основы статистики в SPSS»
  • неблокирующий Домашняя работа_3 «Основы статистики в SPSS»
  • неблокирующий Контрольная работа_3 «Основы статистики в SPSS»
    Контрольная работа -письменная работа на 90 минут в разделе 3 данной программы. В контрольной работе проверяются навыки студента по количественному анализу данных. Работа состоит из 2 теоретических вопросов и 3 практических заданий, с использованием программы SPSS. Все вопросы и задания предполагают ответы в открытой форме. Работа проводится в компьютерном классе. Каждый вопрос, в зависимости от сложности, оценивается в 1-4 балла. Максимальное количество баллов за все задания составляет 10. Количество баллов, набранных за контрольную работу, пересчитывается в баллы оценки в соответствие с таблицей в пункте 11 (см. критерии оценки контрольной работы).
  • неблокирующий Аудиторная работа_4 «Веб-аналитика и работа с веб-данными»
  • неблокирующий Домашняя работа_4 «Веб-аналитика и работа с веб-данными»
    Домашняя работа – групповой проект по анализу социальных медиа
  • неблокирующий Итоговый проект_ «Веб-аналитика и работа с веб-данными»
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Преподаватель оценивает работу студентов на лекциях и семинарских занятиях: учитывается активность ответов на вопросы преподавателя, качество задаваемых вопросов, активность студентов в решении мини-кейсов, участие в дискуссиях, навыки групповой работы, правильность решения задач и т.д. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях - Оаудиторная. Накопительная оценка формируется за работу в течение всего периода обучения, включает в себя все виды текущего контроля, работу на семинарских и практических занятиях: Оценивание по модулю «Общее введение в методологию» Онакопленная = 0,3*Оауд + 0,7* Осам.работа 1. Аудиторная работа (по среднему из трех) 2. Самостоятельная работа (по среднему из двух заданий): 2.1. Придумать 30 примеров по каждому объекту (по два примера по каждому признаку) (групповое) 2.2. Проведение Группировки и сводки данных по ранее выбранной отрасли туризма (групповое). Оценивание по части «Качественные методы в исследованиях туризма» Онакопленная = 0,3 * Оауд + 0,7 * Осам.работа 1. Аудиторная работа (по среднему) 2. Самостоятельная работа (по среднему из трех заданий): - Сбор и фиксация интервью (индивидуальный) - Кодировка и анализ полученных интервью (групповое) - Составление отчета по полученным интервью (групповое) Оценивание по части «Основы статистики в SPSS» Онакопленная= 0,3*Оауд + 0,3* Одомашняя.работа + 0,4 Оконтрольная работа Оценивание по части «Веб-аналитика и работа с веб-данными» Онакопленная = 0,3* Оауд + 0,3* Одомашняя.работа + 0,4 Оитоговый проект Домашняя работа – групповой проект по анализу социальных медиа Итоговый проект – индивидуальный итоговый проект на выбор Результирующая оценка по учебной дисциплине формируется по следующей формуле: Орезульт = средняя накопленная оценка по всем тематическим разделам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Seetaram, N., Gill, A., & Dwyer, L. (2012). Handbook of Research Methods in Tourism : Quantitative and Qualitative Approaches. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=477866

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Saunders, M., Lewis, P., & Thornhill, A. (2015). Research Methods for Business Students (Vol. Seventh edition). New York: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419381