• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История мировой литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Бодрова Алина Сергеевна, Бондарко Николай Александрович, Вайсбанд Эдуард, Гаспаров Борис Михайлович, Ермакова Лия Леонидовна, Зеленин Даниил Андреевич, Калугин Дмитрий Яковлевич, Родин (Маслов) Борис Павлович, Школьников Вадим Валерьевич, Шмараков Роман Львович
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 120

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "История мировой литературы" знакомит студентов с историческими и типологическими аспектами литературных жанров и форм. Студенты приобретают первые навыки литературоведческого анализа текстов, представляющих различные этапы становления Западной литературной традиции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с репрезентативной выборкой наиболее значимых произведений мирового словесного творчества
  • Получение представления об исторических и типологических аспектах литературных жанров и форм
  • Приобретение навыков анализа литературных текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Представляет наиболее значимые произведениях мировой литературы от античности до современности. Понимает особенности эволюции драмы.
  • Анализирует наиболее значимых лирических жанрах европейской литературы. Способен проанализировать лирическое произведение, исходя из его жанровых особенностей.
  • Высказывает обоснованные суждения о наиболее значимых эпических произведениях мировой литературы от античности до Нового времени. Знает и может обрисовать основные особенности эпических произведений.
  • Представляет и анализирует наиболее значимые романы мировой литературы от античности до рубежа XX-XXI вв. века. Понимает особенности эволюции романного жанра. Способен проводить сопоставительный анализ прочитанных текстов различных жанрово-тематических модификаций романа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Драма
    Раздел 1: Вводная лекция. Мировая литература как предмет изучения. Понятие мировой литературы. Цели и задачи курса. Проблема жанров: эпос, лирика, драма роман, Понятие трагического. Раздел 2: Трагедия и трагическое. Аттическая драма и древнегреческий полис. Категории трагического сюжетосложения, особенности трагического конфликта. Трагический герой и его трансформации. Трагедия и риторика. Раздел 3: Аттическая комедия и ее влияние. Принципы комического. Разновидности комического. Анри Бергсон как теоретик комического. Комедия и трагедия. Классицистическая комедия. Раздел 4: Шекспировская трагедия. Особенности шекспировской драмы. Драма и история. Гамлет как новый человек. Трагический человек на новый манер и новое понимание трагического. Гамлет в истории. Раздел 5: Испанская драма и интеллектуальные вызовы Нового времени. Драматургия испанского барокко. Золотая эпоха испанской драматургии. Особенности жанра «комедия» в испанской эстетике. Жанр «ауто». Драматургия и философия. Иезуитский театр Раздел 6: Театр эпохи классицизма. Французский классицизм. Появление нормативной эстетики и идея классики. Театр по правилам. Аристократия и трагическое мировоззрение. Сюжетосложение классической трагедии. Театр страсти Расина. Раздел 7: Буржуазная драма и литературный реализм. Феномен буржуазной драмы. Буржуазные добродетели на сцене жизни. Герои и коллизии буржуазного театра. Образ женщины в буржуазной драме. Островский и Ибсен Раздел 8: Экзистенциализм и театр абсурда. Послевоенный театр. Философия абсурда и философский экзистенциализм. Драмы разочарования. Абсурдистский театр: Бекет-Ионеско-Жене. Пустые небеса, или кто такой Годо?
  • Лирика
    Раздел 1: Лирика в системе литературных жанров. Поэтическая функция языка. Стих и проза. Стих и язык. Отличия стиха от прозы. Поэтическая функция языка. Поэзия в ряду языков духовной культуры. Принципы анализа поэтического текста. Раздел 2: Античная лирика как система. Античная лирика как система. Роль античной системы жанров и топики для развития европейской и русской поэзии. Хоровая и сольная лирика. Ода (Пиндар) и индивидуальная лирика (Сапфо, Анакреонт) и их позднейшие рефлексы. Композиция и риторика. Раздел 3: Гораций и переизобретение лирики. «Ода горацианская». «Beatus ille...» и понятие топоса. Горацианские топосы в европейской традиции: прославление поэта, “золотая середина”, “carpe diem”, “похвала сельской жизни”. Раздел 4: Лирика как воплощение индивидуальности: романтическая элегия. Эмоции и поэтический язык. Переживание природы и современного человека в зеркале романтической поэзии. Раздел 5: Лирика и современность. Город, деревня, общественные вызовы XIX века. Социальная поэзия. Поэзия города. Новые темы и трансформации поэтического языка. Современный город и современный человек в русской и европейской поэзии второй половины XIX - начала XX века. Раздел 6: Лирика в эпоху модернизма. Авторское мифотворчество и жизнестроительство. Слово и культура в поэтике русского и европейского модернизма. “Семантическая поэтика” Мандельштама и Ахматовой. Бродский и англоязычная модернистская поэзия. Раздел 7: Авангард, постмодернизм и поэтическая традиция. Как читать современную поэзию? Как устроен современный поэтический текст?
  • Эпос
    Раздел 1: Устный эпос. Типология устного эпоса. Сюжеты, темы, формульные системы. Фигура сказителя и особенности сказительского мастерства. Раздел 2: Гомер и гомеровский вопрос. Структура эпического образа. Эпический нарратив. Раздел 3: Авторский эпос. Художественные особенности «Энеиды» Вергилия. Послевергилиевская эпическая поэма: художественные особенности «Фарсалии» Лукана и «Фиваиды» Стация. Раздел 4: «Божественная комедия» Данте. Композиция «Божественной комедии». Фантастическое, драматическое и религиозное в «Божественной комедии». Раздел 5: Германский эпос: «Песнь о Нибелунгах», «Старшая Эдда», «Младшая Эдда» Эпические особенности германского эпоса. Сага как эпический жанр. Раздел 6: Древнеанглийская эпическая традиция. «Беовульф» и героические элегии. Историческая память о героическом прошлом. Формульные приемы воплощения характерных мотивов древнеанглийской литературы. Раздел 7: Формы средневекового романского эпоса: «Песнь о Роланде» Феномен рыцарства и его отражение в «Песне и Роланде». Chanson de geste как жанр французской средневековой литературы и циклизация эпических поэм. Испанский эпос: «Песнь о моем Сиде». Раздел 8: Дж. Мильтон «Потерянный рай». Трансформация эпоса в новое время. Идея национального эпоса. Библейские, античные и ренессансные источники в поэмах Мильтона.
  • Роман
    Раздел 1: Роман. Жанр романа и его статус среди родов литературы. Жизнь человека как литературная и нарративная проблема. Генезис романа, от античности до средневековья и к Новому времени. Как изучать роман и что мы должны получить в конце? Раздел 2: Явление героя: Фауст и Дон Кихот. Трансформации героя романа в Начале нового времени. Лукач и Бахтин о романе. Сюжет-фабула и сюжет ситуации. Античная и средневековая традиция в романе Сервантеса «Дон-Кихот». История Фауста и его романная судьба. Раздел 3: Поэтика романа в письмах. Письмо как культурный феномен. Специфика письма как коммуникативного жанра. Письма, публичная и приватная сфер в XVIII веке. Феномен чтения в XVIII веке и роман в письмах. Роман в письмах в Европе и России. Раздел 4: Буржуазный роман и его герои Понятие буржуа и буржуазной литературы. Герой романа: основные характеристика (характер, взгляды, карьера). Специфика русского романа Раздел 5. Женщина и ее роман. Образ женщины в романе: античность, средневековье, новое время. Образ женщины в буржуазную эпоху и культ нуклеарной семейственности. Феминизм и новая интеллектуальная и идеологическая повестка XIX века. В поисках справедливого мироустройства: утопия и реальность. Роман о женщине: русская версия. Раздел 6: Абсурд в литературе и кафкианский роман. Послевоенный театр. Философия абсурда и философский экзистенциализм в литературе. Кафка как протоабсурдная литература. Написал ли Кафка хоты бы один роман? Особенности литературной техники Кафки. Раздел 7: «Новый роман» как антироман: техники и приемы. Новый роман (roman nouveau) в теории и на практике (1940е-60е гг.): А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Дюррас, М. Бютор, К. Симон; Ж. Рикарду как теоретик нового романа. Новый роман как «антироман» (Сартр) на примере романов А. Роб-Грийе. Особенности стиля и повествования. Визуальность, шозизм, материальность языка. Что отличает новый роман от модернистского романа? Раздел 8: От «нового романа» к постмодернистскому мета-роману. Что такое модернистский роман: традиция и эксперимент, формализм, повествовательные техники, «поток сознания» и др. Особенности наррации и фокализации: разные способы рассказывания одной и той же истории. Категория времени. Структура, сквозные темы и символы и их организация в художественном пространстве романа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговое эссе
    "Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Работу можно пересдать в течение дополнительной сессии, если за нее получена неудовлетворительная оценка. Блокирующей является оценка 0 («ноль») за экзамен, полученная из-за наличия плагиата в экзаменационной работе. В последнем случае в период дополнительной сессии студент пишет и сдает на проверку другое финальное эссе по курсу на другую тему, предварительно согласовав ее с ведущим преподавателем. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. "
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории, разбивается на 2 варианта и состоит из небольших вопросов, ответы на которые оцениваются разным количеством баллов. Максимальное количество баллов – 10. Вопросы проверяют усвоение материала лекций и семинаров. Вы не можете пользоваться материалами лекций и другими источниками.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение предложенных вопросов, которые соотносятся с темами курса и материалами лекционных занятий. Обязательным условием получения высокого балла по этой компоненте является участие в устном обсуждении на семинаре.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Итоговое эссе + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Презентация + 0.2 * Работа на семинаре
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Итоговое эссе + 0.15 * Контрольная работа + 0.2 * Презентация + 0.2 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.15 * Работа на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гиленсон Б.А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 677с. - ISBN: 978-5-9916-6883-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-ot-antichnosti-do-serediny-xix-veka-v-2-t-389867
  • Древнегреческая драма классического периода: Учебное пособие / Гиленсон Б.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-012027-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550212
  • Памятники книжного эпоса Запада и Востока : коллективная монография / сост. и ред. С.Ю. Неклюдов, Н.В. Петров ; сост. указ. С.С. Макаров. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 482 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_59350add27ea25.47757392. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/858732

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тронский И. М. - ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 564с. - ISBN: 978-5-534-11268-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-antichnoy-literatury-445282
  • Шекспир У. ; пер. Кузмин М. А. - ТРАГЕДИЯ О КОРОЛЕ ЛИРЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 164с. - ISBN: 978-5-534-12099-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tragediya-o-korole-lire-446811